Промывка судовых электрических машин


Категория Ремонт судового электрооборудования

В процессе эксплуатации электрические машины загрязняются конденсирующимися на них парами масел, топлива, а также оседающей на поверхности обмоток пылью. Под действием масел и топлива электроизоляционные лаки и эмали размягчаются, ухудшая защитные свойства. Смесь масел и растворителей с токопроводящими частицами пыли снижает сопротивление изоляции обмоток и может привести к электрическому пробою.

Обмотки очищают с помощью различных моющих жидкостей, хорошо удаляющих загрязнения, но не оказывающих вредного действия на изоляцию. Большинство из применяющихся для этой цели растворителей либо сильно токсичны (четыреххлорнстый углерод и другие хлорированные углеводороды), либо их применение связано с опасностью возникновения пожаров и взрывов (бензин). Применение таких растворителей для отмывки обмоток на судах запрещено.

Поиски нетоксичных и негорючих моющих жидкостей привели к применению водных растворов поверхностно активных веществ и эмульгаторов (сульфанол, ОП-7, ОП-10 и т. п.) отечественного и зарубежного производства. Применение таких растворов приводило к чрезмерному увлажнению изоляции, что удлиняло процесс сушки обмоток, способствовало расслоению и увеличению пористости изоляционных материалов. Для восстановления качества изоляционных материалов и их защитных свойств после промывки часто приходилось пропитывать обмотки, что еще более увеличивало сроки ремонта электрических машин.

В последнее время ММФ рекомендована к повсеместному внедрению разработанная ЦНИИМФом моющая жидкость, состоящая из 80% (по объему) авиационного моторного топлива марки ТС-1 и 20% фреона 113.

Для промывки обмоток применен струйный химико-механизированный способ. Ротор (якорь) устанавливают в поддоны из жести на два деревянных бруска 9. Поддон с помощью деревянного клина 8 наклонен на 5—10е в сторону слива моющей жидкости. Моющую жидкость заливают в бак. Циркуляция жидкости во время промывки осуществляется насосом 6 по дюритовому шлангу 5 вначале через клапаны К1 и К2, а затем через клапаны, сетчатый фильтр и пульверизатор (марки СО-71 с насадкой для подачи струи жидкости в определенное место).

Для регулирования расхода моющей жидкости используют сменные насадки с диаметрами отверстий 3, 4, 5 и 6 мм. Давление жидкости при промывке регулируется в пределах 2—3 кгс/см2. Для перепуска излишков жидкости, подаваемой насосом к пульверизатору, используют растворопровод с клапаном.

Для ограничения распространения паров и брызг моющей жидкости в помещение промывки ротор ограждают пластикатовой или брезентовой палаткой, натянутой на алюминиевый или стальной каркас. Для отсоса и удаления паров жидкости, образующихся при промывке, в палатке предусматривается отверстие, к которому присоединяется всасывающий патрубок переносного-вентилятора.

Струя жидкости при промывке должна с достаточной силой ударяться об очищаемую поверхность и удалять загрязнение. Промывку следует начинать с очистки верхней части поверхности, постепенно переводя струю вниз. Время непрерывного воздействия струи жидкости на одно и то же место очищаемой поверхности не должно превышать 2 мин. Для более интенсивного удаления наслоений с особо загрязненных мест применяют щетки или ветошь, намотанную на деревянные или пластмассовые палки.

Рис. 1. Технологическая схема установки оборудования для очистки ротора электрической машины

После окончания промывки насосом при открытых шгапанах К.2 и Кз жидкость из поддона перекачивают в бак и удаляют, а обмотки тщательно обдувают сжатым воздухом давлением 2— 3 кгс/сма для удаления остатков моющей жидкости и сушат.

Очистку обмоток моющей жидкостью производят с соблюдением всех правил пожарной безопасности и требований промсанитарии. Лица, проводящие очистку, должны пройти специальное обучение и инструктаж в соответствии с положением о безопасных приемах и методах работы на морском транспорте.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования