Производственный и технологический процессы судоремонтного предприятия


Категория Организация и технология судоремонта

Производственный процесс судоремонтного предприятия охватывает подготовку средств производства, организацию рабочих мест, получение и хранение материалов, полуфабрикатов и изделий, все стадии технологического процесса ремонта судна и технический контроль качества выпускаемой продукции.

Основной составляющей производственного процесса является технологический процесс ремонта судна, представляющий собой часть производственного процесса, содержащую действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства (судна).

Таким образом технологический процесс ремонта судна содержит комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного его состояния.

Технический процесс ремонта судна складывается из технологических процессов ремонта и изготовления судовых конструкций и технических средств.

Технологический процесс изготовления или ремонта судового технического средства (детали, узла) определяют технологические документы. Состав технологических документов и их формы устанавливаются стандартами Единой системы технологической документации (ЕСТД). К основным технологическим документам относится маршрутная карта и карта технологического процесса.

Маршрутная карта (форма 1) представляет собой технологический документ, содержащий описание технологического процесса изготовления или ремонта изделия (включая контроль и перемещения) по всем операциям различных видов в технологической последовательности с указанием данных об оборудовании, оснастке, материальных и трудовых нормативах в соответствии с установленными формами.

Карта технологического процесса является технологическим документом, содержащим описание технологического процесса изготовления или ремонта (включая контроль и перемещения) по всем операциям одного вида работ, выполняемым в одном цехе в технологической последовательности с указанием данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых нормативах. Составляется по той же форме, что и маршрутная карта (см. форму 1).

Изготовление деталей механизмов начинают с изготовления заготовок.

Заготовки, прошедшие предварительную механическую обработку (а иногда и окончательную), при необходимости подвергают специальным видам обработки (термической, термохимической, термомеханической и т. д.) для повышения механических и придания специальных свойств.

Заготовки выполняют следующими способами: отливкой (корпусные детали, втулки, поршни и т. д.); ковкой (валы, штоки, болты и др.); штамповкой (мелкие и средние детали сложной конфигурации, шестерни, болты и т. д.).

Детали изготавливают также из круглого и профильного (шестигранного, квадратного) проката. Механическую обработку заготовок выполняют на специализированных и универсальных металлообрабатывающих станках. Часть деталей после станочной обработки доводят и пригоняют на слесарно-сборочных участках, используя ручной и механический инструмент и различные приспособления.

При ремонте детали в зависимости от их назначения, величины и характера дефекта могут проходить станочную механическую обработку с последующей пригонкой (например, расточка конуса гребного винта на карусельном станке и последующая его пригонка по конусу Гребного вала на слесарном участке). Перед станочной обработкой детали могут подвергаться правке, сварке и наплавке (например, правка вала грузовой лебедки с последующей электроплавкой его рабочих шеек для устранения износа и механическая обработка на токарно-винторезном станке).

Весь технологический процесс изготовления или ремонта подразделяют на технологические операции.

Технологической операцией называют часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте (например, обточка детали на токарном станке — токарная операция, на фрезерном станке — фрезерная и т. д.). Технологическая операция может выполняться с нескольких установов.

У становом называют часть операции, выполняемую при неизменном закреплении обрабатываемых заготовок или собираемой сборочной единицы (например, технологическая операция обтачивания заготовки вала на токарном станке с одного конца до места зажима и с другого конца необработанного места после перестановки состоит из двух установов, так как вал в течение одной токарной технологической операции дважды устанавливается и закрепляется).

Законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой или соединяемых при сборке, называется технологическим переходом.

Вспомогательным переходом называется законченная часть технологической операции, состоящая из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением формы, размеров и шероховатости поверхности, но необходимы для выполнения технологи ческого перехода. Примерами вспомогательных переходов являются установка заготовки, смена инструмента и т. д.

Элементами технологической операции являются также «рабочий ход», «вспомогательный ход», «позиция».

Рабочий ход — это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, сопровождаемого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности или свойств заготовки.

Вспомогательный ход — это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождаемого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода.

Позиция — это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной части операции.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта