Проблемы подготовки подводных специалистов


Категория Спортивные катера

1. Подготовка подводных специалистов

В настоящее время в связи с бурным развитием подводной техники и быстрым расширением фронта научно-исследовательских и промышленно-поисковых работ на континентальном шельфе и в открытом океане возникла серьезная проблема подготовки нового вида специалистов — подводников.

Освоение океана происходит в исследовательском, экспериментальном и промышленном направлениях, которые и определяют основные принципы подготовки специалистов, работающих в условиях гидросферы. В зависимости от особенностей подводных работ, не раскрывая подробно их сущности, можно выделить группы специалистов:

1. Гидронавты — капитаны (пилоты) и члены экипажей подвижных обитаемых подводных аппаратов (ОПА). Главное их качество — способность обеспечить безаварийную эксплуатацию подводных аппаратов в исследовательских и промышленных целях.

2. Подводные исследователи — научные сотрудники или технические специалисты, непосредственно ведущие подводные наблюдения, эксперименты и работы с использованием подводной техники.

В зависимости от условий проведения работ и специфики использования подводной техники подводных исследователей можно разделить на две подгруппы:

гидронавты-исследователи — специалисты, работающие непосредственно на подводных аппаратах и в подводных лабораториях (ПЛБ) с использованием научно-исследовательского оборудования на всех доступных подводным аппаратам глубинах;

акванавты — специалисты-подводники, работающие непосредственно в водной среде с использованием подводных аппаратов «мокрого» тип.а, водолазного снаряжения и водолазных комплексов подводных аппаратов.

3. Водолазы-глубоководники, выполняющие подводно-технические работы на глубинах свыше 100 м.

Так как основной ближайшей задачей будет проведение поисковых исследовательских и экспериментальных работ под водой, большое внимание должно уделяться подготовке гидронавтов, подводных исследователей и водолазов. Массовую же подготовку технических специалистов можно отнести на более позднее время и осуществлять по мере расширения производства подводной техники.

Рассмотрим поэтапно особенности подготовки перечисленных выше групп подводных специалистов.

Как свидетельствует накопленный опыт эксплуатации подводных аппаратов и подводных лабораторий, а также опыт подготовки их экипажей, в ходе обучения гидронавты и подводные исследователи должны приобрести знания, практические навыки, необходимые для эффективной работы под водой с использованием особо сложной и пока еще не всегда безотказной техники.

Не менее важна для гидронавтов физическая и психологическая подготовка. Они должны обладать высокими моральными качествами, быстрой реакцией, быть смелыми и твердыми в принятии решений и их проведении.

Гидронавт (капитан или член экипажа ОПА, ПЛБ) должен знать устройство и правила эксплуатации подводного аппарата, всех его технических средств; основы судовождения и безопасности мореплавания; правила техники безопасности и борьбы за живучесть подводного аппарата и судна-носителя; водолазное дело в объеме программы подготовки водолаза-совместителя; основы океанологии, гидробиологии, промысловой ихтиологии, гидрогеологии; морского дела, морского права и организации службы на судах-носителях подводных аппаратов.

Он должен уметь управлять подводным аппаратом или механизмами (в соответствии с занимаемой должностью) в любых окружающих условиях; при необходимости заменять любого члена экипажа подводного аппарата; выполнять регламентные и подготовительные работы, а также ремонт и устранение неисправностей механизмов, систем и приборов ПА; бороться за живучесть подводного аппарата.

Вот как охарактеризовал гидронавтов видный американский специалист в области проектирования и эксплуатации подводных аппаратов Р. Ф. Басби: «Капитаны современных подводных аппаратов представляют собой группу исключительно умелых, движимых высокими побуждениями энтузиастов, исполненных желания помочь ученому или инженеру. Ответственность, возложенная на капитана подводного аппарата, измеряется, с одной стороны, такими ценностями, как человеческие жизни, и, с другой стороны, капитальными вложениями, исчисляемыми миллионами долларов».

Гидронавт-исследователь должен знать научно-исследовательское оборудование ПА и подводные технические средства наблюдения; методику и способы подводных исследований; основы устройства и управления подводным аппаратом; правила техники безопасности и борьбы за живучесть подводного аппарата и судна-носителя; устройство и правила использования индивидуальных спасательных средств; основы океанологии, гидробиологии, промысловой ихтиологии, гидрогеологии (дополнительно к своей основной специальности).

Он должен уметь безукоризненно выполнять заданную программу подводных исследований с использованием всех технических средств подводного аппарата, снаряжения и специальной техники; совершать маневры подводным аппаратом в простых условиях для наиболее полного использования средств наблюдения; пользоваться индивидуальными спасательными средствами и бороться за живучесть подводного аппарата.

Акванавт должен обладать теми же психофизиологическими качествами, что и гидронавт, иметь такую же подготовку, как гидронавт-исследователь, и квалификацию водолаза не ниже 3-го класса 2-й группы специализации.

Кроме вышеуказанных требований, он также должен уметь использовать водолазный комплекс и снаряжение подводной лаборатории (аппарата); выполнять подводные работы непосредственно под водой в различных типах водолазного снаряжения.

Остановимся подробнее на методике подготовки перечисленных выше групп подводных специалистов, за исключением водолазов-глубоководников, так как их работа имеет много специфических особенностей.

Как показала практика, подводные специалисты, работающие с ОПА или ПЛБ, должны обладать знаниями в различных областях науки и техники. Так, для того чтобы ориентироваться в условиях гидросферы, они должны уметь, хотя бы в общем виде, классифицировать неизвестные подводные объекты, выявлять их особенности.

Поэтому подводные специалисты, как правило, уже имеющие высшее или среднее техническое образование, в ходе обучения должны получить специальную техническую подготовку: познакомиться с устройством и правилами эксплуатации подводных аппаратов, подводной техники, научно-исследовательского и промышленного оборудования. Им предстоит овладеть основами судовождения и безопасности мореплавания (только гидронавты), морского дела, а именно с теорией и устройством судов и подводных аппаратов; системой связи НПС и ОПА; техникой безопасности работы на НПС и ОПА; организацией службы на судах и ОПА, а также с морским правом.

В программу обучения должны быть включены океанология, гидрогеология, гидробиология, промысловая ихтиология.

Кроме того, как уже было сказано, специалисты-подводники должны овладеть водолазным делом и получить квалификацию водолаза-совместителя или водолаза 3-го класса.

Особое внимание должно быть уделено изучению методики подводных исследований (только для подводных исследователей) .

Не менее важна психофизиологическая, физическая и специальная медицинская подготовка.

Объем и содержание программы обучения разрабатывают, исходя из требований конкретной квалификации подводного специалиста.

Для того чтобы поставить подготовку подводных специалистов на научную основу и создать четкую систему обучения гидронавтов, подводных исследователей и технических специалистов, вероятно, целесообразно организовать специальный центр подготовки с учебными классами, полигонами, тренажерами. Подобный центр должен быть оснащен подводной техникой. В нем должны предусматриваться медицинский профилакторий для психофизиологической и физической подготовки и восстановления здоровья специалистов, а также водолазный комплекс.

Основными этапами подготовки гидронавтов и подводных исследователей являются:
1) отбор кандидатов для обучения на специальных курсах;
2) практическая морская подготовка кандидатов, не имеющих плавценза на НПС, ПА и ПЛБ в составе научных групп или групп технического обслуживания;
3) подготовка кандидатов в специальном центре или на курсах;
4) стажировка кандидатов, прошедших теоретический курс обучения, на подводных аппаратах и ПЛБ. По окончании ее кандидатам присваивается начальная квалификационная категория;
5) формирование и подготовка рабочих экипажей ОПА, ПЛБ.

Подготовку подводных специалистов необходимо проводить с отрывом от производства. Курс обучения гидронатов рассчитан обычно на 10—12 месяцев; гидронавтов-исследователей — на 3—4 месяца; акванавтов — на 5—6 месяцев.

Повышение квалификации этих специалистов возможно после набора ими установленного плавценза в подводном положении, проверки практических навыков в эксплуатации ОПА в соответствии с занимаемой должностью, сдачи экзаменов по основным дисциплинам: устройству и управлению ОПА, основам судовождения и безопасности мореплавания, водолазному делу, техники безопасности подводных работ. Совершенствование подготовки по основной специальности подводных исследователей и гидронавтов может осуществляться на курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и промышленных предприятиях в установленном порядке под руководством капитанов-наставников и руководителей научных групп, а также на учебных сборах при курсах подготовки.

Рассмотрим содержание основных этапов подготовки.

Необходимое количество кандидатов в гидронавты и подводные исследователи, организацию и сроки обучения на очередной год определяют, исходя из перспективных планов и потребностей организации.

Контингентом для отбора кандидатов может быть командный состав судов флота (судоводители, механики) Министерства рыбного хозяйства и других министерств, заинтересованных в подводных исследованиях, поиске, промысле и добыче морепродуктов и полезных ископаемых; сотрудники научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро, проектных и промышленных организаций; научные сотрудники, аспиранты, выпускники высших учебных заведений, связанных с решением проблем освоения океана и охраной окружающей среды.

Кандидатами в гидронавты и акванавты могут стать лица мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющие, как правило, высшее техническое или среднее специальное образование, стаж работы по специальности (диплому) не менее двух лет и опыт плавания на морских судах не менее года. По состоянию здоровья они должны отвечать требованиям, предъявляемым к водолазам.

Кандидатами в гидронавты-исследователи могут быть специалисты любого профиля, которые по роду работы выполняют подводные исследования, эксперименты или испытания подводной техники на ОПА. Их возраст и состояние здоровья должны отвечать требованиям, предъявляемым к морякам морского флота.

При отсутствии плавценза кандидатам в гидронавты, гидронавтам-исследователям и акванавтам предоставляется возможность работы на судах флота в течение не более двух лет. После этого они допускаются к учебе на курсах. Набор плавценза должен проводиться в течение одного-двух рейсов на научно-поисковых (исследовательских) судах, имеющих подводные аппараты или технику, соответствующие будущей квалификации кандидата. Во время плавания кандидатов зачисляют в штат экипажа или включают в группу технического обслуживания подводного аппарата.

Обучение кандидатов — сложный процесс, который четко разделяется на четыре этапа:
1) теоретические занятия по предметам программы в течение всего курса обучения;
2) практические занятия по предметам программы по мере теоретического изучения ее отдельных разделов, включая отработку операций по управлению аппаратом на берегу и в море;
3) экзамены и зачеты по всем предметам программы — по завершению курса обучения;
4) стажировка слушателей, успешно сдавших экзамены и зачеты, на подводных аппаратах.

На первом этапе читаются лекции по предметам программы. Особое внимание уделяется тщательному изучению устройства ОПА, всех его систем, агрегатов, которые можно разделить на три группы: механические и гидравлические системы, электроэнергетические системы, электронные системы. В соответствии с этим делением изучается техническая документация на аппарат.

Знание эксплуатационных характеристик аппарата и всех его систем необходимо для всех гидронавтов, так как при погружениях, а также во время предспусковых и послеспусковых проверок, проведении профилактических и регламентных работ необходима взаимозаменяемость членов экипажа.

Изучив теоретически конструкцию ОПА, всех его систем, правила их эксплуатации, кандидаты должны овладеть практическими навыками вождения аппарата, научиться устранять неполадки. Последнее обычно выполняет группа обслуживания, но кандидаты должны уметь проводить ремонтные операции, так как каждый из них может оказаться в такой ситуации в ходе эксплуатации, когда помочь будет некому.

Заранее составляют специальные перечни операций, выполняемых в процессе предспусковой и послеспусковой проверок. Такие перечни целесообразно использовать в качестве основы для практического обучения кандидатов. Многократно повторяя эти операции, кандидаты смогут выработать необходимые для эксплуатации ПА навыки.

Отработать все ремонтные операции сложнее. Естественно, невозможно разбирать в процессе обучения все узлы и агрегаты аппарата. Достичь необходимого уровня знаний можно только в процессе эксплуатации, во время плановых и профилактических работ, а также в процессе ремонта после отказов или поломок.

После изучения устройства подводного аппарата можно перейти ко второму этапу — отработке операций управления им на берегу. Конечно, быстрее всего приобрести навыки в управлении, используя тренажеры, однако если в распоряжении учебного центра их нет, то обучение проводится на «живом» аппарате. Те многочисленные операции, которые придется выполнять гидронавту при погружении, необходимо первоначально отработать на берегу. На этом этапе под руководством капитана-наставника ОПА многократно, до появления автоматизма, должны быть «проиграны» все действия от закрытия входного люка до его открытия. Такой автоматизм необходим для преодоления напряженности, которая неизбежно возникает в первых погружениях гидронавта.

Особое внимание следует уделять отработке действий экипажа во время аварийных ситуаций, для чего необходимо имитировать такие ситуации в процессе обучения.

После закрепления навыков и отработки приемов управления аппаратом на берегу можно перейти к практическому обучению в море.

Как уже указывалось, напряженность, скованность, испытываемые гидронавтом при первом погружении, исчезают после 25 — 30-часовой работы в аппарате, так как полностью снимается нагрузка, вызванная «эффектом новизны», и закрепляются все навыки, приобретенные им в ходе предварительной подготовки.

В этот период кандидат начинает привыкать к шумам, сопровождающим работу аппарата, понимать происхождение и характер каждого звука, воспринимать сообщения службы обеспечения с судна-носителя, учится лаконично и точно передавать свои сообщения, привыкает к динамическим свойствам аппарата, правильно оценивать скорости погружения, всплытия и движения, понимать особенности вывески аппарата и многое другое.

Важность этого этапа подготовки очевидна. Естественно, не все 30 часов гидронавт должен проводить за «ручками управления», не менее важным является и участие в погружениях в качестве наблюдателя.

В связи с этим может быть рекомендовано следующее примерное распределение времени подготовительного этапа: участие в погружении в качестве наблюдателя — 5—10 часов; гидронавта—15 часов; командира экипажа —5 часов.

Эти занятия проходят под наблюдением капитана-наставника, имеющего большой стаж работы на аппарате.

В течение последних пяти часов погружения капитан-наставник присутствует в ОПА в качестве наблюдателя, фиксируя ошибки. Этот заключительный период, называемый «сольным погружением», следует считать экзаменационным. При отсутствии в действиях кандидата ошибок, каким-то образом влияющих на безопасность автономного плавания аппарата, он считается прошедшим курс подготовки и в качестве гидронавта-стажера допускается к участию в рабочих погружениях. После приобретения достаточного опыта он может быть допущен к погружению в качестве помощника командира экипажа или командира экипажа. Этот вопрос решается капитаном-наставником в процессе работы.

На третьем этапе осуществляется прием экзаменов и зачетов по всем предметам программы. Принимает экзамены комиссия, назначаемая владельцем ОПА. В нее обязательно должны входить капитан-наставник и опытные гидронавты, проработавшие под водой более 300 часов.

После успешной сдачи экзаменов кандидаты в гидронавты направляются на стажировку на ОПА или ПЛБ.

Четвертый этап — стажировка — преследует следующие цели:
— закрепление теоретических знаний в вопросах устройства и эксплуатации подводного аппарата и техники;
— получение практических навыков в обслуживании ПА и механизмов при работе под водой в обычных условиях;
— проверка личных качеств кандидата и допуск к самостоятельной работе на подводной технике.

В процессе стажировки гидронавты и гидронавты-исследователи должны проработать под водой не менее 15 часов, акванавты—15 часов и совершить 10 водолазных спусков с ОПА и ПЛБ.

После стажировки и получения положительной характеристики капитана-наставника ОПА (руководителя научной группы) кандидатам присваивают соответствующую начальную квалификационную категорию: гидронавт 3-го класса, гидронавт-исследователь 3-го класса и т. п.

К самостоятельной работе гидронавтов и акванавтов допускают после того, как они поработают в качестве дублеров. Экипажи ОПА или ПЛБ формирует капитан-наставник только из числа специалистов, имеющих соответствующие для данного типа (категории сложности) аппарата квалификационные категории.

Многолетний опыт показал, что для подготовки высококвалифицированного капитана (гидронавта 1-го класса) необходимо 3 — 5 лет.

За рубежом подготовкой гидронавтов для управления и обслуживания аппаратов занимаются обычно фирмы-изготови-тели ПА. Так, например, курс обучения для работы на аппаратах «Пайсис» разработан фирмой «Интернейшнл Хайдродайне-микс». Он состоит из двух основных разделов: теоретического и практического. Обязанностью гидронавтов является частичное обслуживание аппарата (только в предспусковой и после-спусковой периоды и работа в аппарате при погружениях). Текущий ремонт, необходимый при эксплуатации, выполняют члены специальной группы.

Кроме того, ремонт устройств и блоков после отказа или поломки в ходе эксплуатации осуществляют либо фирма-изготовитель, либо при большой удаленности работ представители фирмы. Как правило, на месте заменяют отказавшее устройство (с неисправностью) и впоследствии на заводе ремонтируют его.

Интересно, что каждому гидронавту на период подготовки выдается журнал с описанием устройств различных систем аппарата, аварийных ситуаций, навигационных условий, способов обслуживания и т. д., а также с вопросами, ответы на которые должны вписать курсанты самостоятельно.

Практическая часть курса также состоит из погружений на борту аппарата. В соответствии с правилами фирмы гидронавт должен отработать 30 часов погружений, причем два-три последних он выполняет самостоятельно, без всякого вмешательства инструктора, но под его наблюдением. В этот же период гидронавт последовательно выполняет обязанности руководителя погружения и связиста.

2. Подготовка водолазов-глубоководников

Особо остановимся на проблеме подготовки водолазов-глубоко-водников, хотя в целом она не нова. Однако в настоящее время в связи с расширением подводных работ, увеличением глубин их проведения и, следовательно, усложнением поставленных задач требования к подготовке водолазов изменились. В связи с промышленным освоением океана предстоит подготовить водолазов, владеющих различными специальностями в соответствии с требованиями народного хозяйства. Практически предстоит подготовить тысячи слесарей-монтажников, ремонтников, сварщиков, дефектоскопистов для работы под водой, в необычных экстремальных условиях.

При этом, конечно, основное внимание следует уделять водолазной подготовке, так как недостаточный уровень подготовки по специальности может привести только к срыву сроков задания, зато незнание правил проведения подводных работ — к несчастному случаю. Статистика показывает, что гибель водолазов, работающих на морских нефтепромыслах, колеблется от 0,7% (в Мексиканском заливе) до 1,0% (в Северном море) от общего числа работающих в год. Столь высокая аварийность, как свидетельствует анализ, объясняется одновременным воздействием нескольких факторов: недостаточной подготовкой самого водолаза и обслуживающего персонала, неисправностью оборудования, несоответствием оборудования условиям эксплуатации, ошибками декомпрессионного режима, сложными гидрометеорологическими условиями.

Сегодня в подводно-технических работах заняты тысячи водолазов. Лишь в Северном море на морской добыче нефти и газа занято около 2 тыс. водолазов, причем более половины из них регулярно опускаются на глубины 120 м и более. Основные зарубежные водолазные фирмы типа КОМЭКС (Франция), «Тейлор Дайвинг энд Селведж К» (США), «Ошеанеринг Инт.» (США) и др. насчитывают в своем постоянном штате по нескольку сот водолазов, примерно по сто водолазов в год принимают на временную, сезонную работу. Все эти водолазы проходят предварительную подготовку и повышают свою квалификацию до необходимого уровня в учебных центрах, имеющихся во всех зарубежных водолазных фирмах.

Процесс обучения в этих фирмах, несмотря на индивидуальные особенности и традиции, имеет много общего.

Как правило, предусмотрена подготовка водолазов нескольких квалификационных уровней.

Самая низкая квалификация — водолаз, работающий на сжатом воздухе. Диапазон его рабочих глубин — до 50 м. Водолаз этой квалификации должен знать правила водолазных работ той страны, в водах которой он работает, основы физиологии и медицины, владеть индивидуальным водолазным снаряжением и оборудованием (декомпрессионные камеры, компрессоры и пр.). Он должен уметь работать под водой и грамотно эксплуатировать шланговое и автономное воздушное индивидуальное снаряжение, водолазные беседки, ручной механизированный инструмент и подводные энергоблоки к нему, грунто-размывочные средства, устройства для рубки, резки, сварки и бетонирования под водой, малые плавсредства, используемые для обеспечения погружений (катера, мотолодки и пр.).

Следующая квалификационная ступень — водолаз, имеющий допуск к работе с использованием искусственных дыхательных смесей (водолаз-глубоководник). Водолаз этой квалификации должен знать и уметь делать все то, что знает и умеет делать водолаз, работающий на сжатом воздухе. Помимо этого, он обязан знать правила оказания первой медицинской помощи на рабочем месте, теорию смешения газов, газоаналитическую аппаратуру, газовые смесители, таблицы непрерывной и ступенчатой декомпрессии, владеть индивидуальным водолазным снаряжением с воздухом и искусственными дыхательными смесями, изучить в совершенстве устройство палубных водолазных комплектов (постов управления, систем жизнеобеспечения, водолазных колоколов) и уметь управлять ими. Он должен также грамотно и, соблюдая правила безопасности, погружаться под воду с поверхности в водолазной беседке или водолазном колоколе на глубины вплоть до 180 м, уметь из них выходить в воду, проводить взрывные работы, вести фото- и телесъемку, а также магнитную дефектоскопию.

Высшая водолазная квалификация — водолаз-глубоководник, допущенный к многосуточному пребыванию под давлением. Кроме всего перечисленного выше он должен знать правила работы в режиме многосуточного пребывания под давлением, специальные декомпрессионные таблицы, уметь грамотно и безопасно погружаться на глубины свыше 180 м, руководить погружениями других водолазов.

Помимо специальной подготовки все водолазы должны иметь общепромышленную подготовку на уровне техника или инженера по одной из необходимых специальностей.

Водолазы всех квалификационных уровней проходят периодическую переподготовку для знакомства с новой техникой и новыми методами работы под водой.

Комплектование штата водолазов крупные подводно-технические фирмы начинают с предварительного отбора кандидатов. Претендентами могут быть лица в возрасте 20 — 22 лет, обладающие хорошим здоровьем, имеющие среднее техническое образование по одной из общепромышленных специальностей и диплом об окончании одной из авторитетных водолазных школ, дающих начальную водолазную подготовку. Кандидаты подвергаются письменному экзамену, охватывающему широкий круг вопросов.

Принятые в водолазную школу курсанты изучают теорию и практику водолазных работ, в том числе глубоководных, устройство индивидуального водолазного снаряжения, в том числе водообогреваемого, сборку и обслуживание кабелей-шлан-гов, компрессоров и насосных станций, приобретают навыки в проведении подводных монтажных работ, установке захватов и подъемников, в выполнении подводной резки, сварки и взрывных работ, эксплуатации подводных сварочных камер и комплексов для ремонта трубопроводов; они изучают устройство драг, барж-трубоукладчиков и пр. На этом же, начальном, этапе обучения курсанты совершают тренировочные погружения в глубоководном имитаторе учебного центра и практические спуски в море.

По завершении обучения курсанты стажируются на подводно-технических работах в качестве обеспечивающих водолазов. Затем наиболее перспективные водолазы проходят дополнительное обучение и допускаются к несложным самостоятельным работам.

В целом курс подготовки водолаза в зависимости от его квалификационного уровня составляет 10 — 24 месяца. Самостоятельную деятельность «новобранец» начинает лишь после нескольких лет работы в море на несложных погружениях и вспомогательных операциях.

По данным зарубежных фирм, водолаз, получивший начальную подготовку в возрасте 20 — 22 лет, после обучения в учебном центре может начать работать самостоятельно лишь через 3—5 лет (т. е. в 25—27-летнем возрасте), а в возрасте около 35 лет он уже будет отстранен от погружений по состоянию здоровья. Считается, что после 7—10 лет активной работы в море организм водолаза перестает отвечать предъявляемым требованиям.

Учебные центры, которые готовят водолазов высшей квалификации, имеют в своем распоряжении береговые имитаторы глубоководных погружений и суда с глубоководным водолазным комплексом на борту. Курсанты выполняют в них погружения на глубины 100 м и более, отрабатывают как сам процесс погружения и работы под водой (в гидротанке имитатора), так и отдельные подводно-технические операции, например, подводную сварку, дефектоскопию и пр.

Учебные группы школ высшей квалификации насчитывают обычно около 10 человек, в год школу заканчивает около 25 человек. Этого количества водолазов вполне достаточно для пополнения штата фирмы.

Следует отметить, что водолазы, которые отработали в гидротанке имитатора будущие операции, в море на реальном объекте выполняют их с максимально возможной скоростью и хорошим качеством. Поэтому сложные работы экспериментального характера целесообразно во всех тонкостях заранее отработать.

Несомненно, в связи с увеличением потребностей народного хозяйства в подводных специалистах потребуется составить правила профессионального отбора, создать единые учебные методики и учебные центры.

В данной статье изложены основные проблемы профессиональной подготовки подводных специалистов различного профиля и в общих чертах охарактеризованы пути их решения. Очевидно, что эти предложения нельзя считать единственно возможными, во многом они могут показаться спорными.

П. А. Боровиков, М. И. Гире, А. Е. Коваленко, А. М. Подражанский


Читать далее:

Категория Спортивные катера