Пробивка осевой линии вала на плаву


Категория Подводный ремонт судов

Работа по пробивке осевой линии вала требует высокой квалификации исполнителей и большой тщательности, так как требуется совместить фактическую линию вала с теоретической, по которой монтируется валопровод.

С точки зрения наименьших отклонений от теоретической линии вала лучше всего монтировать валопровод при нахождении корабля (судна) на плаву, когда вес его распределяется по корпусу равномерно и поддерживается водой.

Исходя из этих соображений рекомендуется пробивку осевой линии вала производить на плаву не только при ремонте, но и при постройке судна.

Пробивка осевой линии вала на плаву осуществляется либо протяжкой струны, либо световым лучом.

Пробивка осевой линии протяжкой струны. При выполнении этой работы за базу принимаются посадочные пояса кронштейна или мортиры дейдвуда, при условии, что сохранены их геометрические размеры.

Пробивка осевой линии ведется от кормы к носу суд-па. Кормовой точкой для осевой линии принимается центр кормовой расточки дейдвуда или кронштейна, носовой точкой — центр носовой расточки дейдвуда. Пробивка осевой линии вала производится после удаления гребного вала и выпрессовки дейдвудных втулок и при наличии на месте главного двигателя. Если двигатель снят, вместо него в междудонное пространство в районе машинных отсеков принимается балласт (вода) в количестве, приблизительно равном весу снятого двигателя.

При наличии кронштейна для пробивки осевой линии струной устанавливается уплотнительный кожух, связывающий мортиру дейдвуда с кронштейном.

Уплотнительный кожух состоит из трубы, фланца и сальниковой набивки. Перед постановкой кожуха проверяется герметичность металлической заглушки на дейдвуде внутри судна. Затем водолазу подается на концах уплотнительный кожух. Водолаз выбивает деревянную пробку и устанавливает сначала фланец, а затем уплотнительный кожух, который плотно конопатится с обеих оконечностей сальниковой набивкой. Уплотнительный кожух устанавливается после установки центрирующего фланца.

Центрирующий фланец, в центр которого вставлен микрометрический винт, устанавливается с наружной стороны кронштейна. Фланец имеет уплотнительный бугель и сальниковую набивку. Посадка центрирующего фланца на кормовой посадочный пояс плотная (зазор не более 0,18 мм). Зазор проверяется щупом с носовой оконечности кронштейна.

Центрирующий фланец имеет небольшую конусность на наружном поясе для точной посадки на посадочный пояс. К микрометрическому винту крепится струна 8 и протягивается внутрь корпуса судна.

Вся работа по пробивке осевой линии производится обычными методами слесарями – монтажниками.

Пробивка осевой линии световым лучом. Для выполнения этой работы применяется специальный светильник. Светильник состоит из герметичного корпуса с крышкой, внутри которого располагается камера с источником света — ручным аккумуляторным фонарем (закрепленным скобой) или лампочкой 20 на 12 в, питаемой от сети.

Камера жестко связана с шарниром, имеющим отверстие для прохода светового луча. Шарнир закреплен во фланце прижимным фланцем, имеющим иллюминатор и накидную гайку. Двумя взаимно-перпендикулярными винтами, выведенными наружу, через упорные шарики можно изменять направление светового луча путем изменения положения камеры. Две пружины обеспечивают камере устойчивое положение в пространстве.

Рис. 1. Светильник для пробивки осевой линии вала световым лучом:
1 — крышка; 2 — регулирующие винты; 3— упорные шарики; 4— шарнир; 5 — сменный фланец; в — фланец шарнира; 7 — накидная гайка; 8 — опорное кольцо; 9—иллюминатор; 10— пружины; 11 — скоба; 12 — прижимной фланец; 13 — установочные шпильки; 14 — корпус светильника; 15 — световая камера; 16 — аккумуляторный фонарь; 17 — крышка под электрическую лампочку; 18 — эбонитовая планка; 19 — розетка; 20 — электрическая лампочка; 21 — штуцер; 22 — электрический кабель

Корпус шпильками крепится к центрирующему сменному фланцу, который изготовляется по месту в соответствии с наружным поясом фланца шарнира светильника. Посадка между фланцами должна быть скользящая по II классу точности с зазором (не более 0,23 мм).

При использовании питания электрической лампочки от сети к корпусу светильника на прокладке устанавливается фигурная крышка с эбонитовой планкой, розеткой и штуцером с сальниковым отверстием для электрического кабеля.

Применять электрическую лампочку, питаемую от сети, рекомендуется на кораблях, имеющих длинную дейдвудную трубу. После установки уплотнительного кожуха и светильника с дейдвудной трубы снимается носовая заглушка, откачивается вода, попавшая в дейдвуд, и производится пробивка осевой линии вала.

Рис. 2. Схема установки мишеней для пробивки световой линии:
1 — дейдвуд; 2 — нулевая мишень; 3 — геометрическая ось дейдвуда; 4 — промежуточные мишени; 5 — оптическая ось (световой луч)

Для этой цели слесари-монтажники устанавливают нулевую мишень в носовом центре мортиры дейдвуда и совмещают оптическую ось светильника с центром нулевой мишени. Затем последовательно по направлению с кормы в нос корабля устанавливаются промежуточные мишени и микрометрическими винтами, имеющимися на мишенях, совмещаются их центры с оптической осью светильника (со световым лучом).

После этого через мишени протягивается струна, которая закрепляется в натянутом положении. Далее производится замер положения фундаментов относительно струны, составляется эскиз их расположения и устанавливается смещение оси линии вала в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно геометрической оси дейдвуда.

На основании сделанных замеров по соответствующим формулам определяются отклонения световой оси линии вала от геометрической оси мортиры дейдвуда и составляется таблица смещений. В соответствии с полученными данными производится корректировка установленных (или определяется положение устанавливаемых вновь) фундаментов и опор линии валопровода.

Водолаз должен по указанию слесарей-монтажников вращать регулирующие винты светильника, и тем самым оптическая ось (световой луч) совмещается с центром нулевой мишени.

По окончании работ по пробивке осевой линии на мортиру дейдвуда вновь устанавливается носовая металлическая заглушка, а светильник и уплотнительный кожух демонтируются. Снаружи на дейдвудную трубу устанавливается заглушка или забивается деревянная пробка.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов