Примеры оборудования лодок вспомогательными парусами


Категория Катера и лодки

Мини-яхта из спасательной шлюпки. Корабельные и судовые спасательные шлюпки, отслужившие свой срок по прямому назначению на судах, часто переоборудуют в комфортабельные парусно-моторные суда. Даже шлюпка самого малого типоразмера длиной 4,5 м может быть превращена в мини-яхту. С целью получить приемлемые лавировочные и мореходные качества конструктор А. Б. Карпов предусмотрел оборудование рубки минимальной высоты. В каюте всего

Рис. 189. Мини-яхта, переоборудованная из старой спасательной шлюпки длиной 4,5 м.
1,2 м от пайола до подволока, так что правильнее было бы назвать каюту рубкой-убежищем; однако здесь разместились два дивана (под ними оборудованы рундучки для консервов и других продуктов в упаковке, не боящейся сырости), небольшой платяной шкаф с полками для белья, столик с выдвижными ящичками и стол, который в нерабочем положении поднимается к подволоку.

В кормовой части судна расположен двигатель «СМ-557Л» мощностью 13 л. е., отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Двигатель обслуживается через задвижную дверцу в переборке и лючок в сиденье. При необходимости кокпит закрывается тентом-палаткой и может быть использован для размещения на ночлег двух человек.

Яхта должна была легко управляться одним человеком, поэтому конструктор вооружил ее шлюпом с маленьким стакселем площадью всего 2 м2. При перемене галса рулевому не нужно возиться со стаксель-шкотами, перетягивая их с борта на борт: стаксель-шкот скользит по поперечному погону и парус переходит на другой галс самостоятельно. В слабый ветер парусность можно увеличить до 12 м2, поставив стаксель большей площади.

Для получения удовлетворительных лавировочгйлх качеств использованы классические шверцы.

Просто решен вопрос размещения гребного винта. Перо руля отодвинуто от ахтерштевня благодаря установке на него наделки 5; рулевые петли крепятся к ней сквозными болтами. Отверстие в ахтерштевне под гребной вал усиливается дубовыми накладками 1 по бокам и торцевой стальной полосой 2. Полезно было бы установить на ахтерштевне антикавитационную плиту над винтом (такую же, как и на подвесных моторах): винт погружен неглубоко и может засасывать воздух.

Парус на шпоновой лодке. На получившей широкое распространение шпоновой гребной лодке «ШПШ-ЗМ» («Березка») можно установить рейковый парус площадью 3,7 м2 (рис. 191) или использовать шпринтовый парус от детского швертбота класса «Оптимист» (см. с. 170), площадь которого 3,5 м2. Длина лодки — 3,7 м; ширина по ватерлинии — 1 м; она отличается валкостью, поэтому площадь парусности следует принять минимальной величины. Мачту, реек и гик можно выстрогать из прямослойных сосновых реек или вырезать из дюралевых труб (мачта —32×2, гик и реек —25×1).

Парус поднимается на мачту с помощью фала, пропущенного через шкив на ее верхнем конце — топе, а управляется за гика-шкот. Его можно закрепить за обушок на киле и пропустить через блок, подвешенный к ноку гика.

Чтобы лодку не сносило на острых курсах, надо установить боковые кили (шверцы) или поставить плавник, изготовленный из доски толщиной 20—25 мм, бакелизированной фанеры или листового дюралюминия. Площадь плавника для «ШПШ-ЗМ» должна быть 0,2—0,25 м2. Для практических целей лучше сделать его съемным, закрепив к килю двумя болтами М10.

Подобное же вооружение можно применить для лодок «Кефаль» и «Пелла».

Рис. 1. Кормовая часть мини-яхты, оборудованной из шлюпки.
1 — накладки на ахтерштевень; 2 — стальная пластина; 3 — подпятник руля; 4 — руль; 5 — наделка на ахтерштевень; в — штырь; 7 — румпель; 8 — ноковая оковка; 9 — утка гика-шкота.

Рис. 2. Парусное вооружение лодки «ШПШ-ЗМ».
а — раке-бугель и скоба для крепления фала к рейку; 6 — пяртнерс; в — степс.

Парус на мотолодке. Широкие и высокобортные мотолодки, снабженные палубой, можно оснастить парусами, площадь которых вычисляется с множителем 1,3 к произведению длины на ширину корпуса. Для понижения центра парусности ее целесообразно разделить между гротом и стакселем. Допустимая площадь парусности для мотолодки типа «Казанка» составляет S = 1,3 × 4,5 × 1,2 = 7 м2; из них на грот можно выделить 5,2 м2, а на стаксель — 1,8 м2. Можно немного увеличить площадь стакселя, уменьшив при этом грот, — хуже от этого не будет.

Удобен вариант парусного вооружения рейкового типа. Все части рангоута получаются короткими и легкими и свободно укладываются в лодку при плавании под мотором.

Рангоут состоит из мачты, рейка и гика; их можно выстрогать из сосновых реек, а лучше вырезать из труб алюминиевого сплава. При этом диаметр трубы для мачты достаточен 40—50 мм, а для гика 25— 28 мм при толщине стенки 2 мм.

Мачта устанавливается в гнездо (степс), закрепленное перед переборкой багажника. Она раскрепляется двумя вантами и штагом из синтетического (диаметром 10 мм) или стального (диаметром 3 мм) троса, натягиваемых с помощью винтовых талрепов или стяжек из прочного шнура.

Грот пришнуровывается к гику и рейку 6-миллиметровым капроновым шнуром и поднимается на мачту с помощью фала, закрепляемого за ракс-бугель, как и на шпоновой лодке. Передняя шкаторина паруса должна быть туго натянута параллельно мачте.

Рис. 3. Парусное вооружение для мотолодки «Казанка;.
1 — галс стакселя; 2 — штаг; 3 — стаксель; 4 — ракс-карабины; 5 — стаксель-фал; 6 — блок стаксель-фала; 7 — грота-фал; 8 — скоба; 9 — реек; 10 — шнуровка грота к рейку; 11 — крепление верхнего угла паруса к рейку; 12 — грот; 13 — грота-шкот; 14.— гик; 15 — гика-шкот; 16 — стаксель-шкот; 17 — скоба; 18 — талреп из шнура; 19 — ванта; 20 — галс; 21 — рым; 22 — утка; 23 — степс; 24 — мачта; 25 — съемный киль; 26 — угольник для крепления съемного киля; 27 — перо руля; 28 — румпель; 29 — лата.

Для противодействия дрейфу достаточно закрепить к килю в корму от мачты дюралевый лист толщиной 4—5 мм и площадью 0,25 м2. Его надо сделать легкосъемным для того, чтобы устанавливать только при плавании под парусами. Могут быть использованы также и бортовые подъемные шверцы, площадь каждого из них должна быть около 0,25 м2.

Управлять лодкой под парусом можно с помощью специального руля или рулевого весла с лопастью увеличенной площади. Мотор в этом случае лучше всего снять с транца или поднять его «ногу» из воды для уменьшения сопротивления движению лодки.

Подвесной парус. Парус, спроектированный финским конструктором Антеро Катайненом, может быть использован на любой лодке длиной до 4,5 м, приспособленной для установки подвесного мотора,, но лучшие результаты получаются на легких гребных лодках. Все необходимое для превращения обычной лодки в парусную — мачта с парусом, руль (он же шверт), такелаж и приспособление для крепления к корпусу — сосредоточено в одном узле.

Основа конструкции — литой тройник с прикрепленными к нему струбцинами. Через вертикальную втулку тройника продевается трубчатая ось с вилкой для шверта. Сверху на нее одевается хомутик с румпелем, который зажимается на трубчатой оси винтами, после чего устройство навешивается на транец.

Все детали рангоута выполнены из тонкостенных дюралевых труб диаметром 50 и 20 мм, причем длина этих деталей не превышает 2350 мм. Для лодок длиной до 4,5 м и массой до 300 кг вполне достаточен стандартный парус шпринтового типа площадью 3,5 м2 от детского швертбота «Оптимист». По передней шкаторине парус снабжен карманом, в который продевается мачта. По диагонали полотнище растягивается с помощью трубчатого шпринтова, одним концом вставляемого в петлю, пришитую в верхнем углу паруса. Натяжение паруса регулируется с помощью оттяжки — снасточки с петлей, в которую вставляется нижний наконечник шпринтова.

При усилении ветра достаточно освободить верхний угол паруса от шпринтова, чтобы его площадь моментально уменьшалась до 2 м2 — он превращается в треугольный «носовой платок», что, однако, не мешает лодке идти под углом 60—70° к ветру.

Интересной деталью является «амортизатор безопасности» — толстый резиновый жгут, натянутый под гиком, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот. Амортизатор существенно смягчает рывки паруса при непроизвольных поворотах через фордевинд или внезапных порывах ветра. Благодаря этому устройству опасность опрокинуться под подвесным парусом на легкой гребной лодке сводится до минимума . .

Правда, при лавировке в свежий ветер амортизатор не позволяет выбрать парус втугую. В этом случае можно нейтрализовать действие резинового жгута, привязав параллельно ему нерастягивающийся тросик.

При установке на лодку устройство навешивают на транец подобно подвесному мотору, затягивают струбцины и вставляют в гнездо мачту с прикрепленным к ней парусом.

Существенной деталью конструкции является фанерный киль площадью около 0,4 ма. Именно он обеспечивает боковую гидродинамическую силу, препятствующую дрейфу лодки при ходе ее в бейдевинд — под углом к направлению ветра. Тот же киль обеспечивает и равновесие или центровку сил, действующих на корпус и парус. Так как киль одновременио играет роль руля, то его можно отклонить на достаточно большой угол атаки по отношению к встречному потоку воды. При этом корпус лодки, уже не участвуя в создании боковой силы, идет без дрейфа, направление ее движения совпадает с диаметральной плоскостью! благодаря чему уменьшается сопротивление воды. Вот почему лодка с подвесным парусом может идти быстрее, чем такое же судно с традиционной оснасткой (разумеется, при равных площадях и формах килей и парусов).

Рис. 4. Устройство подвесного паруса.
1 — перо руля; 2 — ось с гайкой; 3 — вилка; 4 — тройник; 5 — кормовой выстрел; 6 — резиновый амортизатор; 7 — карабин гика-шкота; 8 — штерт-регулятор; 9 — гик; 10 — шпринт; 11 — парус; 7 12 — мачта; 13 — штерт; 14 — стопор; IS — бугель румпеля; 16 — румпель; 17 — гика-шкот; 18 — струбцина подвески; 19 — устройство для регулировки угла наклона; 20 — сорлинь.

Вопрос центровки лодки (а она в каждом отдельном случае может иметь различные обводы днища) с подвесным парусом решен просто: парус смещен к корме лодки таким образом, чтобы выдерживались рекомендуемые выше цифры для определения расстояния а. Можно учесть влияние парусности самого корпуса — осуществить «тонкую» центровку в зависимости от типа лодки: ослабив специальные стопорные гайки на струбцинах подвески, мачту вместе с парусом можно наклонить вперед или назад. Высокобортные лодки нуждаются в кормовом наклоне мачты; для гребных лодок с острыми обводами достаточно лишь легкого наклона ее вперед.

Парус Катайнена имеет еще одно преимущество — все устройство расположено за кормой; парус и снасти не мешают управлению лодкой. В сложенном виде парус легко размещается на лодке, а в упакованном его размеры не превышают упаковки пятисильного мотора.

Гребная лодка под парусом Катайнена начинает обгонять лодку, идущую на веслах, уже при силе ветра в 2 балла, достаточно круто идет к ветру, обладает хорошей устойчивостью на курсе.

Парус подобного типа освоен в серийном производстве на Тюменском моторном заводе имени 50-летия СССР. Мачта и рейки в этой конструкции сделаны составными из двух частей. Цена комплекта — 132 руб. Разработана конструкция подвесного паруса увеличенной площади — до 5,2 м2, который можно устанавливать на тяжелые мотолодки типа «Прогресс» и «Казанка-5».


Читать далее:

Категория Катера и лодки