Приготовление и выдача лакокрасочных материалов


Категория Малярные работы в судостроении

При приемке лакокрасочных материалов в цеховую кладовую емкости, в которых они будут храниться, должны быть тщательно очищены от загрязнений. Открывать тару можно только взрывобезопасными инструментами, так как большинство лакокрасочных материалов взрывоопасны.

При изготовлении цветных красок следует помнить, что к основным цветам относятся: красный, желтый, синий, черный и белый. Их нельзя получить смешением разных цветов. В табл. 25 приведены цвета красок, которые получаются смешением основных цветов.

При изготовлении красок, лаков, грунтов и других материалов категорически запрещается без разрешения лаборатории заменять материалы одного вида материалами другого вида, даже если они равноценны по качеству.

Следует учитывать, что красящая сила и маслоемкость пигментов даже одного цвета различны, поэтому, в имеющиеся рецепты всегда приходится вводить некоторые поправки.

В некоторых случаях готовым к употреблению краскам необходимо придать иной цветовой оттенок. Для этого допускается смешивать краски, содержащие только совмещающиеся пленкообразующие основы. В противном случае неизбежно произойдет свертывание, и материал будет непригодным к употреблению. Так, в нитрокраски нельзя добавлять масляные краски, а также краски, содержащие уайт-спирит. Краски эмульсионного типа не совмещаются с эпоксидными, нитроцеллюлозными и тому подобными материалами; этинолевые краски не совмещаются с нитро-материалами.

Если из густотертых белил и цветных масляных красок необходимо приготовить краску желаемого цвета, то белила и цветные краски предварительно разбавляют олифой до малярной консистенции и затем смешивают. В тех случаях, когда смешение производят, пользуясь мешалкой ручного типа, приготовленную краску необходимо один-два раза перетереть на дисковой краскотерке. Это улучшает смешение отдельных компонентов и позволяет получить краску одного оттенка.

При изготовлении красок требуемого тона необходимо не только знать правила смешения цветов, но также учитывать красящую способность отдельных пигментов и изменения цвета краски при высыхании. Эта не очень сложная на первый взгляд операция на самом деле требует большого опыта.

Основную часть любых окрашенных в светлые тона красок составляют белила.

В зависимости от количества содержащихся в краске белил различают следующие тона красок:
— цельный, краска состоит только из одного пигмента (киноварь);
— густой, краска содержит незначительное количество белил, белый оттенок в краске почти незаметен;
— нормальный, краска содержит значительное количество белил, интенсивность белого и основного цветов краски одинакова;
— разбеленный, над основным цветом краски преобладает белый цвет.

Приготовленные краски, эмали, лаки и грунты тщательно перемешивают и фильтруют. Если краски находятся в металлических банках, то примерно одну треть краски выливают в чистую банку, затем при помощи широкой мешалки смешивают осадок с жидкой частью. В получившуюся однородную смесь вливают первоначально удаленную краску, все хорошо перемешивают и переливают готовую краску в чистую банку.

Краски, хранящиеся в бочках, следует перемешивать механическими мешалками. Если они отсутствуют, с бочки удаляют крышку и производят перемешивание деревянной мешалкой шириной 10—12 см.

После перемешивания определяют вязкость лакокрасочных материалов.

При разбавлении густых красок растворитель, разбавитель или жидкую основу вводят небольшими порциями при энергичном перемешивании. Если ввести растворитель сразу, то придется затратить много времени для получения краски равномерной консистенции. Последовательность операций при изготовлении красок из отдельных компонентов показана на рис. 4. Перед изготовлением краски, содержащей металлические пигменты, тщательно отвешивают нужное количество каждого компонента и помещают в чистую тару. Сухие компоненты всыпают в тару такой емкости, чтобы в нее вошла вся краска и осталось место для размешивания. После этого к сухим компонентам добавляют примерно 10% связующего, хорошо размешивают и затем добавляют еще 10%. В полученную однородную массу добавляют 20% пленкообразующей основы и снова перемешивают. После того как краска станет однородной, в нее вливают остатки жидкой основы. Никогда нельзя готовить краску, вводя сразу полностью сухие компоненты в пленкообразующую основу.

Рис. 1. Приготовление красок:
а — 1/3 часть краски отливают в чистую банку; б, в — перемешивают до получения однородного состава; г — доливают первоначально отлитую краску и перемешивают; д— разливают в банки для работы

Приготовленные материалы необходимо хранить в хорошо закрывающейся таре. Это устраняет загустевание красок (вследствие улетучивания растворителей) и образование поверхностных пленок. Чтобы предупредить высыхание густотертых красок и шпаклевок при длительном хранении, сверху их заливают водой, которую перед выдачей сливают. Если на поверхности этих материалов образуется пленка, то перед выдачей материалов ее подрезают и осторожно удаляют.

Рис. 2. Размешивание красок, хранившихся в бочках

Рис. 3. Способы разведения загустевших красок:
а — правильный; б — неправильный

Рис. 4. Последовательность операций при изготовлении красок из отдельных компонентов:
а — отвешивание нужного количества компонентов; б — добавление — 10% связующего; в — размешивание; г — вторичное добавление связующего; д — фильтрование перемешанной краски

Выдача большой группе маляров различных материалов занимает значительную часть рабочего времени, которую можно сократить, если выдавать материалы не по весу, а по объему, используя для этого мерники. Кроме того, необходимо за некоторое время до начала работы заготовить ведерки с грунтами, растворителями, красками, эмалями, применяемыми постоянно.

Категорически запрещается выдавать малярам отдельные компоненты краски, например: лак и алюминиевую пудру, грунт и кислый разбавитель, эмаль и сиккатив.

Возвращаемые неиспользованные краски масляного типа фильтруют, после чего их можно выдавать вторично для производства менее ответственных окрасочных работ. Краски со свинцовым суриком можно применять в течение трех-пяти суток с момента их изготовления. Неиспользованные за это время краски в дальнейшем применяют для промазывания прокладок.

При приемке лакокрасочных материалов в цеховую кладовую емкости, в которых они будут находиться, должны быть тщательно очищены от загрязнений. Открывать тару можно только взрыво-безопасными инструментами, так как подавляющее большинство лакокрасочных материалов взрывоопасны.

При изготовлении цветных красок следует помнить, что к основным цветам относятся: красный, желтый, синий, черный и белый. Их нельзя получить смешиванием разных цветов.

При изготовлении на месте применения красок, грунтов, шпаклевок, лаков категорически запрещается без разрешения лаборатории заменять один вид материала другим, даже если они равноценны по качеству.

Замечено, что при изготовлении красок в цеховых условиях их: цвет недостаточно точно совпадает с эталоном, даже если полностью соблюдены соотношения между компонентами. Это объясняется тем, что интенсивность и маслоемкость пигментов одного цвета,, но разных партий отличны. Поэтому в имеющиеся рецепты всегда приходится вносить некоторые поправки.

Иногда готовым к употреблению краскам необходимо придать-иной цветовой оттенок. В этом случае совершенно недопустимо в тертые или готовые к употреблению краски вводить какие-либо добавки, не установив предварительно тип краски. Допускается смешивать краски, содержащие только совмещающиеся пленкообразующие основы. В противном случае неизбежно произойдет свертывание и материал будет непригодным к употреблению.

Если из густотертых белил и цветных масляных красок необходимо приготовить краску желаемого цвета, то добавляемые цветные краски предварительно разбавляют олифой. Если смешивание производят мешалкой ручного типа, то приготовленную краску нужно один-два раза перетереть на дисковой краскотерке. Это улучшает смешивание отдельных компонентов и позволяет получить краску одного оттенка.

При изготовлении красок требуемого тона необходимо не только знать цвета красок, но также учитывать красящую способность отдельных пигментов, их оттенки, изменения цвета краски при высыхании и т. п. Таким образом, приготовление красок — лишь на первый взгляд не очень сложная операция, на самом деле она требует большого опыта.

Основной частью большинства окрашенных в светлые тона красок являются белила.

В зависимости от количества содержащихся в краске белил различают следующие тона красок:
— цельный — краска состоит только из белил (белый цвет) или из одного пигмента (железный сурик);
— густой — краска содержит незначительное количество белил, белый оттенок в краске почти незаметен;
— нормальный — краска содержит значительное количество белил, интенсивность белого и основного цветов краски одинакова;
— разбеленный — над основным цветом краски преобладает белый.

Приготовленные краски, эмали, лаки и грунты перед выдачей тщательно перемешивают и фильтруют. Если краски находятся в металлических банках, то перед перемешиванием примерно одну треть краски выливают в чистую банку затем при помощи широкой мешалки смешивают осадок с жидкой частью. В получившуюся однородную смесь вливают первоначально удаленную краску, все хорошо перемешивают и переливают готовую краску в чистую банку. Краски, хранящиеся в бочках, следует перемешивать в них механическими мешалками. Если они отсутствуют, то для перемешивания используют деревянную мешалку шириной 10—12 см.

При разбавлении густых красок растворитель или жидкую основу вводят небольшими порциями при энергичном перемешивании. Если ввести растворитель сразу, то придется затратить много времени для получения краски равномерной консистенции. Перед изготовлением краски, содержащей металлические пигменты, вначале проверяют точное соотношение между отдельными компонентами. Затем тщательно отвешивают нужное количество каждого компонента и помещают в чистую тару. Сухие компоненты всыпают в тару такой емкости, чтобы в нее вошла вся краска и осталось место для размешивания. После этого к сухим компонентам добавляют примерно 10% связующего, хорошо размешивают и вновь добавляют 10% связующего. В полученную однородную массу добавляют 20% пленкообразующей основы и снова перемешивают. После того, как краска станет однородной, в нее вливают остатки жидкой основы, перемешивают и фильтруют. Никогда нельзя готовить краску, вводя сухие компоненты в пленкообразующую основу. Чтобы лучше смешать краску, ее переливают несколько раз из одной посуды в другую, фильтруют через сетку или два слоя марли, после чего определяют вязкость приготовленного материала.

Рис. 1. Приготовление красок:
а — часть краски отливают в чистую банку; б, в — перемешивают до получения однородного состава; г — доливают первоначально отлитую краску и перемешивают; д — разливают в банки для работы.

Приготовленные лакокрасочные материалы необходимо хранить в хорошо закрывающейся таре. Это устраняет загустевание красок (вследствие улетучивания растворителей) и появление поверхностных пленок. Чтобы предупредить высыхание густотертых красок и шпаклевок при длительном хранении, их сверху заливают водой, которую перед выдачей сливают. Если на поверхности этих материалов образуется пленка, то перед их выдачей ее подрезают и осторожно удаляют.

Рис. 2. Размешивание красок, хранящихся в бочках.

Рис. 3. Способы разведения загустевших красок:
а — правильный; б — неправильный.

Рис. 4. Последовательность операций для изготовления красок из отдельных компонентов;
а — отвешивание нужного количества; б — добавление около 10% связующего; в — размешивание; г — добавление остального количества связующего и размешивание; д — фильтрование приготовленной краски.

Категорически запрещается выдавать рабочим отдельные компоненты краски, например: лак и пудру, грунт и кислый разбавитель, эмаль или лак и сиккатив, краску и отвердитель, так как в этом случае нельзя проконтролировать правильность приготовления краски.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении