Приборы для контроля за работой подвесного мотора


Категория Катера и лодки

Важное значение в обеспечении длительного моторесурса подвесного мотора имеет соблюдение правильного режима его эксплуатации. Прежде всего имеется в виду соответствие мощности, частоты вращения и температурного режима расчетным параметрам мотора.

Промышленность выпускает в торговую сеть две модели комплектов приборов, позволяющих контролировать частоту вращения, скорость лодки и температуру двигателя.

Прибор ДЛМ-1 позволяет контролировать частоту вращения коленчатого вала в пределах 100—6000+200 об/мин и температуру двигателя в пределах 30—100°±5°. Контроль частоты вращения основан на измерёнии частоты импульсов, поступающих от прерывателей системы зажигания. Температура контролируется измерительным мостом, в одном из плеч которого включено термосопротивление, вмонтированное в болт М8. Этот болт можех быть установлен в теле двигателя и являться термодатчиком прибора.

Источником питания могут служить переменный ток напряжением 15—30 В, получаемый от генераторных катушек мотора, или постоянный ток напряжением 6 или 12 В от бортовой сети мотолодки. Могут быть также использованы четыре элемента «373-Марс», размещаемые в специальной кассете. Их емкости хватает на 50 ч непрерывной’работы прибора. Стоимость прибора — 25 руб.

Другой комплект приборов — тахометр и спидометр для мотолодок позволяет измерять частоту вращения в диапазоне 500—6000 об/мин с точностью ±3%, скорость лодки — в пределах от 20 до 60 км/ч. Оба прибора смонтированы на-пластмассовом щитке, который устанавливается на панели мотолодки. Эти приборы позволяют оперативно, без проведения трудоемких испытаний, с достаточной точностью подобрать элементы гребного винта, соответствующие сопротивлению лодки без превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. В процессе эксплуатации можно следить за тем, чтобы мощность мотора была постоянной, находить оптимальные глубины погружения и угол откидки подвесного мотора и т. п.

Рис. 1. Прибор ДЛМ-1 для контроля температуры и частоты вращения двигателя.

Рис. 2. Прибор ТС (тахометр и спидометр) для мотолодок.

Работа спидометра основана на измерении гидродинамического давления встречного потока воды, набегающего на датчик — капиллярную трубку. Указателем скорости служит манометр, шкала которого отградуирована в единицах скорости.

Тахометр измеряет среднее значение импульсного тока, которое пропорционально частоте вращения коленчатого вала двигателя. Шкала миллиамперметра М-4200 градуирована в оборотах в минуту.

При отсутствии тахометра заводского изготовления может быть выполнен достаточно простой электронный прибор по приводимой схеме (рис. 223), если подвесной мотор оборудован магнето МН-1 с генераторами катушками системы электроосвещения. Схема позволяет делать замеры в диапазоне 1000—5000 об/мин с погрешностью около 3%. В качестве индикатора используется микроамперметр М24 со шкалой, градуированной в оборотах в минуту. Переменный ток, снимаемый с обмоток генераторных катушек, через резистор R1 поступает на двусторонний ограничитель напряжения Д1—Д4, в обе ветви которого последовательно включены по два кремниевых стабилитрона Д808.

Рис. 3. Принципиальная схема электронного тахометра.

Напряжение в пределах 1,2 В, ограниченное по амплитуде, подается на частотно-зависимый детектор (конденсатор С1 и диоды Д5 и Д6), а затем на зажимы измерительного прибора. Для сглаживания пульсации выпрямленного напряжения параллельно прибору включена емкость С2. Резистор R2 служит для регулирования чувствительности прибора.

Тахометр тарируется с помощью механического или электрического тахометра непосредственно на работающем моторе, либо с помощью генераторов низкой частоты типа ГЗ-ЗЗ или Г3-34 в лабораторных условиях.

Спидометр необходим на мотолодке в неменьшей степени, чем тахометр для замера частоты вращения коленчатого вала. Если тахометр позволяет подобрать оптимальный гребной винт, соответствующий загрузке мотолодки, И контролировать работу двигателя, то спидометр помогает найти оптимальную центровку лодки, наивыгоднейшее положение мотора на транце по высоте и углу его откидки. Использование тахометра совместно со спидометром позволяет выбрать режим движения, оптимальный с точки зрения экономии топлива. Возрастание скорости лодки далеко не прямо пропорционально увеличению частоты вращения двигателя и во многих случаях эксплуатация двигателя на больших числах оборотов не имеет смысла. Например, при определенной нагрузке лодки «Крым» увеличение числа оборотов двигателя с 3500 до 4500 об/мин приводит к повышению скорости всего на 2 км/ч, т. е. увеличившийся расход топлива оказывается далеко не оправданным.

Рис. 4. Установка датчика спидометра на моторе «Неп-тун-23».
1 — бобышка; 2 — трубка датчика, медь или латунь; 3 — планка 1.5Х5Х 15; 4 — шайба пружинная; 5 — бинт М2 X 8; 6 — трубка резиновая или полиэтиленовая.

Датчик может быть закреплен как на транце лодки, так и на подводной части мотора. Второй способ предпочтительнее, так как водо-заборник оказывается лучше защищенным от повреждений плавающими предметами, меньше вероятность его засорения, отпадает необходимость в креплении датчика на транце.

В простейшем виде датчик представляет собой медную или латунную трубку, изогнутую навстречу потоку воды. Для ее крепления на моторе «Нептун-23» в двух брызгоотражающих пластинах дейдвуда сверлят соосно два отверстия диаметром 5 мм. Трубка крепится фиксатором, который размещается между брызгоотбойными пластинами и накладной планкой. Фиксатор предотвращает осевое и угловое смещения датчика относительно дейдвуда.

На моторе «Вихрь» для проводки трубки, соединяющей датчик с манометром, может быть использована полая ось мотора.


Читать далее:

Категория Катера и лодки