Правила технической эксплуатации якорного устройства и уход за ним


Категория Морская практика

Якоря и якорные цепи перед установкой на судне предъявляются Инспекции Регистра СССР для осмотра и испытания. После испытания на них ставится клеймо, а на судно передаются сертификаты об испытании. Раз в 2 года якорные цепи должны предъявляться Инспекции Регистра СССР для освидетельствования.

Якорное устройство должно содержаться в исправном состоянии, быть всегда готовым к действию и обеспечивать быструю отдачу и подъем якорей, а также надежную стоянку судна на якоре. Перед каждым выходом судна в море, а также при подходах к месту якорной стоянки, к узкостям и т. п. необходимо проверять состояние якорного устройства.

В постоянном контроле и тщательном уходе нуждаются прежде всего якорные цепи. Для защиты от коррозии их окрашивают. При съемках с якоря необходимо следить за состоянием лакокрасочного покрытия цепей и при повреждении восстанавливать его. Якорные цепи должны укладываться в цепной ящик чистыми, поэтому при подъеме якорей их окатывают водой под напором.

Не реже 1 раза в год при очередном ремонте или доковании судна якорные цепи выкатывают из цепных ящиков, очищают от ржавчины и старой непрочно держащейся краски и детально осматривают. Смычки якорной цепи, содержащие звенья со значительным износом, с трещинами, ослабевшими или выпавшими контрфорсами, подлежат заводскому ремонту, а смычки, имеющие износ сверх установленных норм, — замене. В связи с тем что расположенные ближе к якорю смычки цепи изнашиваются быстрее других, допустимо по согласованию с Инспекцией Регистра СССР поменять местами первую и последнюю смычки или перевернуть всю якорную цепь. Соединительные и якорные скобы разбирают, очищают от ржавчины и смазывают. Очищают от старой краски и ржавчины вертлюги, смазывают их трущиеся части. После осмотра и устранения обнаруженных дефектов якорные цепи и якоря предъявляют инспектору Регистра СССР, после чего их окрашивают заново и маркируют смычки цепи. Если вся якорная цепь будет перевернута коренным концом к якорю, а ходовым — к набору корпуса судна, необходимо все соединительные скобы переставить так, чтобы они, стояли спинками к якорю. Переставлять патентованные соединительные звенья не требуется.

Выбирая якорную цепь при съемке с якоря, надо внимательно осматривать соединительные скобы, обращая внимание на наличие и состояние свинцовых пробок. Отсутствие пробки или ее выступание из гнезда свидетельствует о том, что шпилька скобы сдвинута. В этом случае надо забить шпильку до места и поставить новую свинцовую пробку. При первой возможности следует осматривать якорные скобы, так как при ударах о каменистый грунт у них может произойти сдвиг штыря.

При выкатанных на причал или палубу якорных цепях цепные ящики очищают от старой краски, ржавчины и окрашивают заново. Окраску производят по одному слою фосфатирующего грунта ВЛ-02 четырьмя слоями эпоксидной эмали ЭП-755. Из цепных ящиков необходимо регулярно откачивать за борт воду. При осмотре ящиков надо обращать особое внимание на состояние глаголь-гаков и деталей крепления коренного конца якорь-цепи к корпусу судна.

Стопоры якорных цепей всегда должны быть очищены от грязи и ржавчины. Винтовые шпиндели винтовых стопоров, глаголь-гаки и талрепы цепных стопоров — расхожены и смазаны, а сами цепи — окрашены. Периодически надо проверять надежность крепления обухов стопоров к палубе. Ленточные стопоры должны надежно стопорить и освобождать звездочки брашпиля, последние должны легко и быстро сообщаться и разобщаться с главным валом. Приводы устройства для отдачи коренных концов якорных цепей должны быть расхожены и смазаны в трущихся частях.

Необходимо периодически подкрашивать клюзы, предварительно очистив их от грязи, ржавчины и непрочно держащейся краски. На длительные переходы судна якорные клюзы рекомендуется закрывать металлическими задвижками — клюз-саками, а палубные — парусиновыми чехлами во избежание приема через них больших масс воды на пулубу и в цепные ящики. При продолжительных переходах в штормовых условиях палубные клюзы забивают деревянными клиньями с ветошью и заливают цементным раствором.

Запрещается выпускать судно в плавание при: отсутствии в клюзах хотя бы одного станового якоря; отсутствии двух смычек и более на одной якорной цепи; отсутствии установленных клейм на якорях, смычках цепей, соединительных и якорных скобах, вертлюгах и глаголь-гаках, а также при отсутствии сертификатов на эти изделия; наличии трещин в звеньях или скобах, отсутствии контрфорсов более чем у 10% звеньев какой-либо смычки; износе звеньев якорной цепи на величину более 10% от первоначального диаметра; проскакивании звеньев якорной цепи на звездочке барабана при отдаче и подъеме якоря; неисправности ленточных стопоров; неисправности в устройстве для разобщения цепных барабанов; неисправности брашпиля, препятствующей отдаче и подъему якорей.

При ежегодном возобновлении документов на право плавания якорное устройство в целом предъявляется Инспекции Регистра СССР для испытания в действии.


Читать далее:

Категория Морская практика