Правила технической эксплуатации швартовного устройства и уход за ним


Категория Морская практика

Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем быстрое и безопасное выполнение швартовных операций, надежное крепление судна у причала или иного объекта и предохранение корпуса от повреждений. С этой целью на судне еженедельно должен производиться тщательный осмотр устройства с проверкой готовности к действию. При осмотре следует обращать особое внимание на целостность болтовых и надежность сварных соединений элементов швартовного устройства. Швартовные механизмы необходимо осматривать, смазывать и опробовать в действии на холостом ходу перед каждой швартовной операцией.

Рабочие поверхности роликов киповых планок, направляющих роульсов, кнехтов, битенгов и клюзов должны быть гладкими для предупреждения преждевременного износа тросов. Ролики киповых планок и направляющие роульсы должны легко вращаться, регулярно смазываться и не реже 1 раза в год полностью разбираться и тщательно осматриваться. Необходимо своевременно возобновлять окраску всех элементов швартовного устройства.

Швартовные вьюшки следует периодически очищать от грязи, ржавчины, окрашивать и смазывать. Цепные и тросовые стопоры должны быть исправны. При их осмотре необходимо обращать внимание на состояние звеньев цепных стопоров и скоб, которыми стопоры крепятся к палубным обухам.

Следует уделять особое внимание хранению и использованию швартовных тросов, принимать меры для предупреждения преждевременного их износа:

Стальные тросы, изготовленные из неоцинкованных проволок, надо оберегать от ржавления, периодически очищать от грязи и смазывать смесью солидола с нейтральным маслом. Трос, загрязненный грунтом или илом, до сматывания на вьюшку надо окатить пресной водой и просушить. При обнаружении на тросе налета ржавчины следует зачистить этот участок троса стальной щеткой до блеска, а затем протереть. Проржавевшие тросы должны немедленно заменяться. Нельзя оставлять на стальном тросе торчащие концы лопнувших проволок, их надлежит коротко обрезать или заправить внутрь стрендей троса. Стальные тросы тщательно осматриваются не реже 1 раза в год, а также после каждой стоянки судна на швартовах в тяжелых условиях. Трос подлежит немедленной замене, если у него лопнула прядь или на длине, равной восьми его диаметрам, порвано более 10% проволок, а также если трос чрезмерно деформирован.

Синтетический трос подлежит замене, если в рабочей его части по длине, равной восьми диаметрам троса для крученых трех-прядных и десяти диаметрам для крученых восьмипрядных, количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15% и более общего количества нитей в новом тросе. Тросы, уложенные в бухты на банкетках, надо закрывать чехлами от воздействия солнечных лучей. Капроновые тросы необходимо оберегать от воздействия олифы, фенола и каменноугольной смолы. Для предотвращения искрообразования при работе с синтетическими тросами их надо раз в 2 месяца окатывать соленой забортной водой. Огоны на тросах должны быть обшиты парусиной.

Большое значение для продления срока службы швартовных тросов имеет правильная их эксплуатация.

Во избежание местного сминания и чрезмерного изгиба стального швартова нельзя пропускать одновременно несколько тросов одного направления в клюзы и кипы, проводить тросы на излом через острые кромки, крепить на одиночные битенги. Если швартов длительное время испытывает трение в одном месте (в кипе, клюзе и т. п.), то рекомендуется этот участок троса обмотать парусиной в несколько рядов. Можно использовать кусок разрезанного вдоль старого пожарного шланга длиной около 2 м, имеющего схватки из шкимушгара. После того как швартов взят на стопор, шланг крепят на нем у самого клюза, и при отдаче стопора он расположится в клюзе. Если тросы не защищены парусиной, следует подкладывать под них в клюзах и кипах старые маты. Для того чтобы стальной трос не закручивался в пружину, его надо накладывать на турачку брашпиля попеременно сверху и снизу, а на шпиль — то по часовой стрелке, то против. Рекомендуется периодически швартовы менять концами, чтобы они изнашивались более равномерно.

Во избежание скольжения напряженного синтетического троса на турачке швартовного механизма или на кнехте и возможного при этом его оплавления от сильного трения необходимо накладывать на турачки не менее трех, а на кнехт — не менее шести шлагов. По тем . же соображениям не следует потравливать трос на турачке, надо ослаблять его обратным вращением механизма. Крученые трехпрядные тросы прямого спуска при накладывании на кнехты и битенги надо обносить по часовой стрелке. На швартовы из синтетических тросов должны накладываться стопоры, изготовленные из того же материала, что и швартовы, и, как правило, из плетеных восьмипрядных тросов. Стопор должен быть вдвое тоньше швартовного троса, а его разрывное усилие — не менее 30% разрывного усилия швартова. Категорически запрещается накладывать на синтетические тросы цепные стопоры.

Во время грузовых операций необходимо следить, чтобы все» швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слишком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами, если судно стоит в таком месте, где бывают колебания уровня воды вследствие приливов и отливов. В этих случаях рекомендуется применять в качестве швартовов растительные или синтетические тросы.

Во избежание повреждений швартовных механизмов запрещается крепить тросы на турачках даже на непродолжительное время.

Ежегодно при возобновлении судну документов на право плавания швартовное устройство предъявляется Инспекции Регистра СССР для освидетельствования.


Читать далее:

Категория Морская практика