Повышенная вибрация, неравномерный шум и колебания частоты вращения


Категория Ремонт судового электрооборудования

Причинами неравномерного шума, гула или вибрации электрических машин могут быть:
— нарушение балансировки вращающихся частей из-за поломки лопастей вентиляторов, выпадения балансировочных грузов и т. п.;
— попадание посторонних предметов внутрь машины;
— нарушение центровки машин с приводимыми механизмами;
— неисправности в подшипниковых узлах и подшипниках;
— ослабление прессовки сердечников или креплений полюсов;
— дефекты поверхности коллекторов и контактных колец;
— неравномерность воздушных зазоров между ротором (якорем) и железом статора (полюсами);
— повреждения обмоток (короткие замыкания или обрывы);
— колебание нагрузки на двигателе или на генераторе (вызванное колебанием частоты вращения первичного двигателя);
— неисправности автоматических регуляторов скорости или регуляторов напряжения электродвигателей и генераторов.

Шум внутри машин, вызванный перекатыванием или задеванием посторонних предметов о вращающиеся части, легко обнаружить прослушиванием. Машину необходимо остановить, осмотреть и удалить посторонние предметы. Если шум вызван повреждением коллектора (контактных колец) или задеванием якорной крылатки за корпус электродвигателя, то коллектор необходимо обточить, а задевание крылатки устранить центровкой якоря внутри станины.

Стук внутри машины может появиться при незначительном ослаблении креплений сердечников полюсов и задевании их за якорь. При сильном ослаблении креплений или срыве резьбы у болтов, крепящих полюсные сердечники к станине, может произойти притяжение сердечника якорем и заклинивание якоря.

У синхронных генераторов с явно выраженными полюсами отрыв сердечника от ротора и прижатие его центробежной силой к статору возможны и при работе генератора без нагрузки. Ослабление креплений полюсов, как правило, сопровождается увеличением вибрации из-за нарушения балансировки ротора. При обнаружении таких неисправностей машину необходимо остановить и подтянуть крепления, приняв меры против повторного самоотвинчивания болтов и гаек.

Качество центровки машин можно проверить с помощью изготовленных из полосового железа стрел, установленных как показано на рис. 25, а. Если при повороте обоих валов на углы 0; 90; 180 и 270° полученные замеры зазоров а и б не будут отличаться друг от друга более чем на 0,05 мм при длине стрел 250—300 мм, то центровка считается нормальной. Если валы повернуть на 360° нельзя из-за зацепления стрел за фундамент, то зазоры можно проверить в трех положениях: 0; 120 и 240°.

Рис. 1. Проверка качества центровки

Иногда качество центровки можно определить измерением зазоров на муфте. При одинаковом диаметре полумуфт и отсутствии их биения, зазор в при правильной центровке должен быть равен зазору в“ и иметь одинаковую величину при замере с любой стороны полумуфт, а смещение должно отсутствовать. В случае нарушения центровки необходимо произвести перецентровку механизмов.

Неравномерный шум или стук в подшипниках качения может появиться при деформации шариков или роликов, разрушении сепараторов, появлении забоин или трещин на беговых дорожках обойм, при проворачивании вала внутри обоймы подшипника или наружной обоймы подшипника внутри подшипникового гнезда (вследствие перекоса подшипников и изменения посадочных размеров).

Для проверки подшипники вскрывают и промывают бензином. Затем осматривают и замеряют зазоры в подшипниковом узле. При обнаружении дефектов подшипники заменяют. Дефекты посадочных поверхностей восстанавливают металлизацией и последующей обработкой.

У машин с подшипниками скольжения вибрация возможна при овальности шеек и несоответствии нормам масляного зазора. Ненормальный шум может возникать при задевании вала за лабиринтовые кольца уплотнений.

Овальность шеек валов устраняют обтачиванием и шлифованием. При несоответствии масляных зазоров вкладыши заменяют или пришабривают. Задевание валов за лабиринтовые кольца уплотнений устраняют припиливанием и пришабриванием лабиринтовых колец по валу.

Неравномерность шума работающей машины, вызванную колебанием нагрузок или частоты вращения, устраняют регулированием величины нагрузки или напряжения и скорости. При ослаблении прессовки пакетов сердечников поджимают стяжные шпильки или расклинивают железо.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования