Полезные усовершенствования для различных лодок


Категория Катера и лодки

Багажники на мотолодке. Разместить в открытой мотолодка необходимое снаряжение для похода или рыбалки — задача не из легких. Главная трудность — отсутствие мест, надежно защищенных от воды, попадающей в лодку. Любители стараются полнее использовать пространство в носу и по бортам лодки, закрытое сверху палубой. Под носовой палубой часто оборудуют полочку из реек, на которую можно положить одежду, не опасаясь подмочить ее трюмной водой. По бортам удобны закрытые шкафчики, в которых хранят продукты и инструмент.

Внутреннее дно на дюралевой лодке. Заводские съемные елани на «Казанке» или «Прогрессе» лучше заменить постоянным настилом. Для этого на днище изнутри корпуса укладываются плиты пенопласта, «пол» выравнивается по горизонту (на высоте скулы) и заклеивается листом 3-миллиметровой фанеры. Щели между фанерой и бортом можно заклеить полосками стеклоткани или заполнить эпоксидной шпаклевкой.

Подобный настил улучшает условия обитаемости в лодке, так как изолирует от металла, делает лодку бесшумной, что важно для рыбака, увеличивает жесткость днища и запас плавучести. Правда, если возникнет необходимость заменить или подтянуть заклепку на днище, в такой монолитной «слани» придется делать отверстие нужного размера с последующей «его заделкой.

Рис. 1. Столик из спинки сиденья.

Рис. 2. Полочка под носовой палубой (а) и бортовой шкафчик (б) на мотолодке.

Вьюшка для якорного каната. Обычно якорный канат собирают в бухту и кладут на пайол под носовой палубой. Удобнее, однако, хранить канат на подпалубной вьюшке, закрепленной к бимсам: он при этом всегда готов к отдаче, не запутывается, лучше просыхает.

Вьюшку собирают из двух фанерных дисков (толщиной по 6—8 мм) и пяти-шести сосновых планок. Диаметр по планкам необходимо выбирать максимальным, — лишь бы вьюшка не мешала под палубой; но он не должен быть меньше 6—8 диаметров растительного троса и 12—18 диаметров стального.

Для того, чтобы трос самопроизвольно не сматывался, делается простой стопор из штыря, вставляемого в отверстия в кронштейне и в щеке — диске барабана. Разумеется, вьюшка не рассчитана на большое усилие, поэтому во всех случаях, отдавая якорный канат, необходимо закреплять его за носовую утку.

Крепление спасательного круга. Закрепленный на носовой палубе лодки круг всегда готов к действию и находится перед глазами у водителя. Леер круга вкладывается в скобки, сделанные из пружинной стали, либо используется резиновый амортизационный шнур, с помощью которого круг крепится к палубным уткам.

Необходимо проверить удобство и быстроту, с которой круг освобождается от креплений.

Форточка на ветровом стекле. Обычно выход из мотолодки на берег осуществляется через носовую палубу, что не только неудобно, но на некоторых лодках, не имеющих жесткого обрамления стекла, может привести к его поломке. Поэтому рекомендуется переделать конструкцию, установив на борту, противоположном месту водителя, форточку на петле рояльного типа.

Рис. 3. Подпалубная вьюшка для якорного и швартовного каната.

Кстати, несколько слов следует сказать о высоте стекла. Худший вариант, когда на уровне глаз водителя оказывается его верхняя кромка — она мешает наблюдению по курсу. В этом случае нужно или . увеличить высоту сиденья или обрезать стекло. Не очень удобно управлять лодкой, глядя через стекло, но с этим приходится мириться, если большая высота стекла необходима для крепления тента.

Тент с изменяемой высотой. Если на ходу всегда желательно иметь минимальную парусность лодки, то на стоянке удобно увеличить высоту в лодке под тентом настолько, чтобы можно было перемещаться под ним и устраиваться на ночлег, лишь немного пригнув голову. Целесообразна конструкция с телескопическими стойками из труб, на которых закрепляется шарнир дуг тента. Высота стоек h подбирается такой, какую только позволяет разместить расстояние от палубы до днища лодки. В верхнем положении фиксация стоек может осуществляться закладным штырьком или шариковым стопором, подобным применяемым на байдарочных веслах.

Рис. 4. Тент с изменяемой высотой.
1 — наружная трубка кормовой стойки; 2 — внутренняя трубка стойки; в, 5 и 6 — шарнирные дуги тента; 4 — основная стойка; 7 — полотнище тента; 8 — стопор; 9 — направляющая стойки 4.

Полотнище штатного тента надставляется снизу куском соответствующей ширины и к его нижнему краю пришивают скобки или другие приспособления для крепления к комингсу и лобовому стеклу. В нижнем положении излишек полотнища по бортам сбрасывается в кокпит, а у лобового стекла пристегивается изнутри к верхней части тента таким образом, чтобы не мешать управлению лодкой.

Трап-подножка. Откидной трап-подножка, закрепленный на транце мотолодки, будет полезен не только при купании с лодки,но и в тех случаях, когда потребуется замена срезанного штифта гребного винта на подвесном моторе. Сделать этот трап можно из алюминиевой трубки (например, от старой раскладушки или из лыжной палки), к которой прикрепляется ступенька из бакелизированной фанеры или дощечки. Концы трубки на болтах шарнирно закрепляются к угольникам, приклепанным к транцу.

Когда трап не нужен, его поднимают вверх и крепят к транцу при помощи простейшего фиксатора.

Автоматические водоотливные шпигаты. На ходу мотолодка получает дифферент на корму, что вызывает скопление воды у транца.

Через короткий патрубок на днище, обращенный открытым концом в корму, благодаря образующемуся у его среза разрежению вода из трюма будет отсасываться. Внутри лодки патрубок снабжается надежным запором (завинчивающейся пробкой, зажимом, вентилем), открывать который можно только на берегу или при скорости более 10 км/ч.

Более безопасны донные шпигаты с запорной пробкой и невозвратным резиновым клапаном. Если лодка неподвижна или идет задним ходом, клапан из мягкой резины перекрывает отверстия, препятствуя доступу воды внутрь судна. Но на стоянке и этот шпигат лучше завинчивать пробкой.

Шпигат с сифоном действует «автоматически» (труба шпигата должна быть поднята выше ватерлинии). Поступлению забортной воды на заднем ходу препятствует простейший шариковый клапан, а засорению сифона — сетка 1 на приемном конце.

На глиссирующих мотолодках, транец которых на ходу полностью осушается, можно установить транцевые шпигаты. На рис. 6, в показан шпигат с резиновым шлангом, который перекрывается обычным лабораторным зажимом.

Шпигат, изображенный на рис. 6, г, можно установить вместо штатной сливной пробки на мотолодке «Крым». При этом не требуется никаких переделок корпуса — штуцер ввинчивается в отверстие сливной коробки. Резиновая шайба запрессована в штуцер и служит для уплотнения клапана, когда он закрыт. Отверстие перекрывается сферической головкой штока, которая прижимается посредством пружины 8. Шток скользит в направляющей втулке, ввинчиваемой в отверстие стакана. Проволока или тросик проводится к месту водителя и крепится к рычагу, посредством которого управляется шпигат.

Рис. 5. Трап-подножка.

Рис. 6. Шпигаты для осушения трюма на ходу Мотолодки.
а — донный шпигат; б — «ч» шпигат с сифоном; в — шпигат с лабораторным зажимом и резиновой трубкой; г — шпигат с дистанционным управлением.

Транцевые плиты. Установка простейших транцевых плит оказывается полезной на мотолодках с большой килеватостью днища («Днепр», «Ока-4» и другие) для улучшения приемистости и повышения скорости с полной нагрузкой. В период выхода на глиссирование ив момент преодоления «горба» сопротивления гребной винт работает в «тяжелом» режиме, так как скорость еще не достигла величины, на которую рассчитан шаг винта, а сопротивление воды движению лодки увеличено. Требуется определенное время, чтобы двигатель развил полные обороты. Чем больше в этот период дифферент лодки на корму, тем большее расстояние проходит судно, прежде чем оно выйдет на глиссирование с нормальной скоростью. При некоторых же обстоятельствах — кормовая центровка, сильное обрастание днища и пр. — лодка может вообще не выйти на глиссирование.

Экипажи небольших мотолодок обычно «помогают» судну и мотору преодолеть горб сопротивления, перемещаясь в носовую часть кокпита и тем самым уменьшая дифферент на корму. Транцевые плиты выполняют ту же задачу, но благодаря перемещению к корме результирующей гидродинамических сил, действующих на днище. Поскольку транцевая плита отклоняется под большим углом атаки к набегающему потоку, чем днище, то происходит перераспределение гидродинамического давления на всем днище лодки. У транца оно повышается, а на плитах появляется дополнительная подъемная сила, величина которой может достигать 40% общего веса лодки.

Простейшие транцевые плиты, регулируемые только на стоянке и применяющиеся для небольших мотолодок и катеров, показаны на рис. 116. Плита состоит из алюминиевого угольника и упругой пластины. Угол отгиба задней кромки пластины регулируется отжимными винтами. Для мотолодок длиной 4,5 м а = 150 мм, 6 = 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм, b = 120 мм.

Рис. 7. «Крылышки» на скуле мотолодки «Днепр».

Для крупных катеров расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ширину плиты — равной V4—V6 ширины корпуса по скуле.

Как правило, устанавливают две транцевые плиты, разнесенные ближе к бортам.

Транцевые плиты позволяют регулировать ходовой дифферент во время плавания катера. Например, при выходе в плавание с полным запасом топлдва и пассажирами на борту можно «настроить» катер на переходный режим движения, установив плиты под большим углом атаки. При снижении нагрузки отклонение плит можно уменьшить, снизив тем самым их сопротивление и придав катеру оптимальный дифферент. Для улучшения управляемости при сильном волнении может возникнуть необходимость увеличить ходовой дифферент катера — это возможно с помощью транцевых плит.

Несколько отличающуюся конструкцию транцевых плит применил Е. П. Украинцев на мотолодке «Днепр». «Крылышки», вырезанные из листа алюминиевого сплава толщиной 4 мм, приклепываются к борту у скулы, для чего используются отверстия из-под штатных заклепок корпуса, которые заменяют на более длинные. «Крылышки» работают только в течение времени, пока скула лодки погружена в воду и на них возникает подъемная сила. При плавании с малой нагрузкой их действие прекращается, как только лодка выйдет на режим глиссирования и скула окажется расположенной выше поверхности воды.


Читать далее:

Категория Катера и лодки