Подводное бетонирование


Категория Подводный ремонт судов

Бетонирование производится только в случаях, когда на судне нет других средств заделки пробоины и оно находится в автономных условиях. Существуют два способа герметизации корпуса судна бетонированием. Бетонирование в осушенных отсеках, т. е. после герметизации пробоины пластырем-ящиком, производится так же, как и на поверхности. В этом случае водолаз устанавливает пластырь-ящик; из отсека откачивается вода; на пробоину устанавливается опалубка и дренажная труба для откачки поступающей воды, чтобы не размывался бетон.

Способ подводного бетонирования, называемый ВПТ (вертикально перемещающихся труб), разработан проф. В. И. Дмитриевским. Сущность способа состоит в том, чтобы бетон до места укладки оставался изолированным от воды и не размывался. Для этой цели применяются труба с приемником наверху, конические ведра с открывающимся дном или бетононасос.

Место укладки бетона очищается от грязи, ржавчины и жиров; пробоина закладывается мешками с песком или железными прутьями вразрядку, поверх которых укладываются неплотная ткань (рядно) или мешки с песком, или деревянный пластырь-ящик, а затем устанавливается деревянная опалубка. После этого опускается труба, через которую подается готовый бетон. Труба перемещается параллельно себе и слой бетона распределяется по аварийному участку обшивки. Конец трубы заглубляется в бетон, чтобы в случае перерыва в подаче бетона в нее не попадала вода.

По мере укладки бетона труба приподнимается. Бетон укладывают сразу на всю намеченную высоту, покрывая пробоину и неповрежденные участки обшивки. Бетон тщательно разравнивают, при этом необходимо следить, чтобы не было пустот. При подводном бетонировании применяется глиноземистый или быстросхватывающийся портланд-цемент марки 400 или 500; иногда в него прибавляется хлористый кальций (2— 10%) или жидкое стекло.

Состав бетона: 1 часть цемента, 1 часть гравия и 1 — 2 части песка. Сухая смесь разводится пресной водой до густоты крутого теста. На 10 ведер цемента — 6 ведер пресной воды.

После того как бетон затвердеет, из отсека откачивается вода. К преимуществам подводного бетонирования следует отнести простоту выполнения работы. Бетонирование может быть осуществлено подручными средствами в автономных условиях и не требует применения энергетики. Недостатком бетонирования является медленное (5—7 суток) затвердевание, большой вес и хрупкость цементной заделки. При работе двигателя и других механизмов судна корпус испытывает непрерывную вибрацию, что приводит к отставанию и выкрашиванию бетона.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов