Наряду с совершенствованием доковых методов очистки и окраски подводной части судов в последние годы активно развиваются подводные способы очистки. Особенно остро проблема подводной очистки встала в связи с появлением крупнотоннажных судов. В настоящее время станции подводной очистки имеются практически во всех крупных портах основных капиталистических стран (США, Англии, Франции, Японии, Швеции и др.).
Подводную очистку в основном производят без вывода судна из эксплуатации во время грузовых операций. Практикуется и так называемая преддоковая подводная очистка корпуса, направленная на сокращение времени докования. В системе ММФ подводная очистка судов применяется с 1964 г.
Рис. 1. Очистка корпуса судна с применением плавающего гидроагрегата
Рис. 2. Подводная трехщеточная мехнизированная гидравлическая система, управляемая водолазом, типа «Брашкарг»
Очистку выполняют водолазы щеточным методом с использованием ручных щеточных механизированных машин, а также механизированных и автоматизированных мобильных систем («Брашкарт», «Скэмп» и др.).
Ремонтные работы под водой выполняют специалисты-водолазы. Для сварочных, а также газорезательных работ под водой применяется специальная аппаратура.