Подварка разрушенных коррозией сварных швов


Категория Корпуса судов

Практически невозможно перечислить все места появления трещин в корпусах конструкциях, поскольку причины их возникновения очень разнообразны. Поэтому важно определить причину дефекта, прежде чем приступить к его устранению. Далеко не всегда можно заваривать трещины. Не допускается, в частости, заварка усталостных трещин. В случае появления ветвистых трещин слезет обязательно заменить поврежденный участок листа или профиля и при надобности конструктивно изменить или подкрепить дефектный узел. Если причиной возникновения трещины является недоброкачественность материала, необходимо заменить дефектный лист или конструкцию в целом.

Рис. 1. Выведение обводов скулы по месту:
1 — доска; 2 — прижимы; 3 — правило; 4 — рейки шаблонные

При ремонте корпуса судна заварка любых трещин в ответственных конструкциях корпуса разрешается только по согласованию с инспектором Регистра. Перед заваркой концы трещины нужно ограничить просверленными сквозными отверстиями диаметром 8—10 мм.

Наличие трещины в сварном шве или околошовной зоне, как и в целом металле, обычно определяют внешним осмотром невооруженным глазом либо с помощью лупы 2—10-кратного увеличения. В сложных случаях границы (концы) трещины определяют одним из следующих способов:
— смачиванием поверхности листа либо участка шва в районе трещины керосином с последующим удалением его и нанесением слоя мела. Керосин, оставшийся в трещине, впитается в мел и покажет границы в виде желтой полоски;
— шлифовкой наждачной бумагой (№ 00) и травлением участка с трещиной 10%-ным водным раствором азотной кислоты либо другим травителем;
— гаммаграфированием, ультразвуковым дефектоскопом, а также цветным или люминесцентным способом по соответствующим инструкциям.

Примечание. В том случае, когда травление 10%-ным раствором азотной кислоты производилось после разделки трещины под сварку, необходимо место травления перед сваркой прожечь пламенем газовой горелки.

Если трещина несквозная, то при разделке кромок следует удалить дефектный участок до здорового металла. Разделка кромок должна быть V-образной с сохранением нормального угла раскрытия под сварку. Если один из концов трещины расположен около кромки листа, то при разделке трещины под сварку нужно выйти на кромку. В целом подготовка кромок под сварку должна быть выполнена в соответствии с требованиями действующих стандартов на конструктивные элементы сварных швов.

Дефектные участки шва (в районе трещины) или целого металла удаляют при разделке кромок воздушно-дуговой или газовой строжкой, реже — механическим способом. Аналогично удаляют дефектные участки корродированного сварного шва. При этом необходимо продлить разделку кромок за концы дефектного участка шва. Подлежащий подварке участок шва и прилегающие к нему поверхности листа на ширине 20—30 мм должны быть предварительно зачищены.

При короткой трещине (до 300 мм) сварку следует выполнять обратноступенчатым способом напроход; при большей длине трещины — от концов к середине тем же способом.

Для уменьшения напряжений от сварки участки листа у концов трещины подогревают либо предварительно раздвигают трещину клином, забитым в ее середину. Отверстия, просверленные для ограничения концов трещины, раззенковывают сверлом большего диаметра и заваривают в последнюю очередь.

После заварки трещины сварной шов испытывают на непроницаемость, смачивая керосином, и проверяют ультразвуком либо гаммаграфированием.

При подварке корродированных сварных швов применяют электроды типа Э50А марки Э-138/50Н, особенно для серийных судов отечественной постройки, корпуса которых изготовлены из стали повышенной прочности (ЮХСНД, 09Г2 и др.). Опыт эксплуатации показал высокую коррозионную стойкость сварных швов, наплавленных электродами этой марки на корпусах морских судов.


Читать далее:

Категория Корпуса судов