Подготовка к пуску и пуск компрессора


Категория Холодильное оборудование судов

Пуску в действие ВКА предшествует ряд подготовительных операций, обеспечивающих безопасность их работы и исключающих возникновение аварийных ситуаций. Независимо от марки применяемого ВКА различают первоначальный и текущий пуски.

Первоначальный пуск ВКА осуществляется в период приемки судна из новостроя или после проведения большого заводского ремонта судна (капитальный или средний ремонт всех систем и механизмов судна, включая ВКА) . Пробная работа ХУ с ВКА включается, как правило, в программу швартовых испытаний и осуществляется в объеме, предусмотренном правилами Регистра СССР и под его надзором. Во время испытаний основные параметры работы ВКА на различных режимах заносятся в протокол. Протокол испытаний входит в состав технической документации и хранится на судне у рефрижераторного механика. Необходимость первоначального пуска ВКА возникает также при подготовке ХУ к эксплуатации после длительного простоя. Вывод ХУ из эксплуатации на длительный период обычно связан с межрейсовым техническим обслуживанием судна в порту, во время которого осуществляется профилактический или текущий ремонт отдельных систем и механизмов судна, в том числе и ХУ.

Текущий пуск ВКА достаточно хорошо описан в инструкциях по эксплуатации СХУ. Наибольший интерес представляет рассмотрение работ, связанных с подготовкой ВКА к вводу в эксплуатацию после заводского ремонта, а также к предъявлению Регистру СССР. Эти работы являются наиболее ответственными и охватывают все механизмы, системы, приборы автоматического регулирования и защиты, входящие в агрегат.

Технологические схемы ВКА как отечественного, так и зарубежного производства мало отличаются друг от друга. Поэтому подготовку ВКА к вводу в эксплуатацию рассмотрим на примере наиболее распространенных на промысловых судах ВКА типа FMS3-900 и FMSB-1800, имеющих идентичные технологические схемы.

На рис. 1 приведена технологическая схема винтового компрессорного агрегата FMS3-900 с двухсторонним приводом регулятора производительности, работающим от автономной системы гидравлики. Винтовые компрессоры этой модификации сложнее в эксплуатации по сравнению с компрессорами, у которых привод регуляторов производительности осуществляется от общей системы смазочного масла через соленоидные вентили, и требуют большего внимания и проведения дополнительных операций при подготовке агрегата к пуску.

Винтовой компрессор отсасывает пары хладагента из испарительнои системы через обратный клапан и газовый фильтр. В компрессоре хладагент сжимается, смешиваясь с впрыскиваемым в компрессор маслом. Смесь поступает в маслоотделитель, где хладагент отделяется от масла и через обратный клапан нагнетается в конденсатор. В конденсаторе пары хладагента конденсируются, и жидкость стекает в линеиный ресивер, откуда через жидкостной фильтр-осушитель подается в испарительную систему. Небольшая часть жидкого хладагента Дросселируется в термоизмерительный сосуд, являющийся элементом системы автоматического регулирования производительности ВК.

Рис. 1. Принципиальная схема включения винтового компрессорного агрегата FMS3-900:
1 – ВК; 2 – маслоотделитель; 3 – конденсатор; 4 – линейный ресивер; 5 – испарительная система; 6 – масляный насос; 7 – масляный холодильник; 8 – обратный клапан; 9 – обратный клапан на стороне нагнетания; 10 – газовый фильтр; 11 – термоизмерительный сосуд; 12 — фильтр-осушитель; 13 — фильтр грубой очистки; 14 – фильтр тонкой очистки; 15 – насос гидравлики; 16 – дроссельный клапан; 17 – многоходовой золотниковый клапан; 18 – масляный бачок гидравлики; 19 – перепускной клапан между сторонами нагнетания и всасывания; 20 – клапан регулирования давления масла; 21 – клапан ограничения давления системы гидравлики; 22 – предохранительный клапан; 23 – СВ; 24 – манометр; 25 — поплавок возврата масла; 26 – термометр; 27 – реле минимального давления; 28 — реле максимального давления; 29 — реле температуры нагнетания; 30 – реле контроля давления масла; 31 – реле температуры масла

Масло из маслоотделителя через фильтр грубой очистки подается в компрессор масляным насосом через масляный холодильник и фильтр тонкой очистки. В камеру перестановочного устройства регулятора производительности компрессора масло подается от автономной системы гидравлического масла насосом гидравлики через многоходовой золотниковый и дроссельный клапаны.

При подготовке ВКА к пуску необходимо действовать в следующей последовательности:
— по записям в вахтенном журнале и журнале технического состояния установить причину последней остановки ВКА;
— c целью предотвращения незапланированного пуска компрессора управления на элементе системы «Транслог», управляющем В -ком компрессора, установить переключатель в положение «Блока электродвигателя» либо демонтировать этот элемент; К если последняя остановка ВКА связана с ремонтом компрессора дои систем хладагента и масла, необходимо проверить качество выполнения ремонтных работ. Если винтовой компрессор не ремонтировался, следует произвести замер осевого смещения ведущего ротора;
— если ремонтные работы были связаны с разгерметизацией ВКА или давление в компрессоре равно атмосферному, необходимо проверить компрессор на герметичность. Проверка на герметичность осуществляется парами хладагента со стороны нагнетания путем открытия обводного запорного вентиля обратного клапана. При использовании R22 с помощью галоидной лампы или переносного течеискателя проверяется герметичность всех разъемных соединений. Особое внимание следует обратить на герметичность уплотнений вала ведущего ротора компрессора и маслонасоса. Убедившись в герметичности ВКА, надо выпустить из агрегата в вытяжную вентиляцию воздушно-фреоновую смесь через воздухоспускной вентиль, расположенный на всасывающем фильтре, после чего через обводной вентиль вновь создать в агрегате избыточное давление не менее 0,4 МПа;
— проверить наличие масла в ресиверной части маслоотделителя и, если уровень его недостаточен, дозаправить до нормального уровня. Заправка масла в ВКА производится отдельным масляным насосом из цистерны чистого масла. Предварительно из нижней точки цистерны берется проба масла на наличие в нем влаги. Следует добавлять в ВКА масло только той марки, которая была заправлена ранее;
— при наличии в маслоотделителе устройства для обогрева масла его необходимо включить заранее (не менее чем за 2…3 ч до пуска агрегата). Целесообразно перевести переключатели обогревателей масла в маслосборниках компрессорных агрегатов в положение Автоматика» с тем, чтобы при каждой остановке компрессора они включались автоматически;
— при необходимости добавить масло в масляный бачок системы гидравлики. Проверить работу насосов смазочного масла и гидравлики нажатием кнопки «Пуск» ВКА при блокированном электродвигателе компрессора. Работа насоса смазочного масла контролируется по показаниям манометров, установленных до и после фильтра тонкой очистки- Давление масла должно быть выше давления хладагента в ВКА на 0,2…0,3 МПа;
— проверка работы и заполнение маслом гидравлического цилиндра Регулятора производительности осуществляется попеременным нажатием кнопок «Уменьшение производительности» и «Увеличение производительности» либо отжатием вручную золотника многоходового клапана со стороны катушек электромагнитов, соответствующих положениям min и шах. Воздух из системы гидравлики спускается ч воздухоспускную пробку компрессора, пока не будет достигнуто плавное, без рывков движение перестановочного устройства. Давление масла после насоса гидравлик не должно превышать давление хладагента в ВКА более чем на 0,4 МПа при перемещении регулирующих салазок в сторону увеличения производительности и на 0,1 …0,2 МПа при перемещении в сторону умень шения производительности. Перестановкой регулирующих салазок в крайние положения проверяется работа конечных выключателей контролирующих эти положения. При исправных конечных выключателях в крайних положениях регулирующих салазок, соответствующих максимальной и минимальной производительности компрессора должны загораться контрольные лампы на щите управления соответствующего ВКА либо индикаторы на штатном элементе системы «Транслог»;
— на большинстве судов с ВКА гидравлические насосы работают постоянно независимо от перемещения регулирующих салазок. При работе ВКА с постоянной производительностью золотник многоходового клапана находится в нейтральном положении, благодаря чему исключается чрезмерный нагрев гидравлического масла. Поэтому весьма важно при подготовке ВКА к пуску убедиться в отсутствии утечек масла через золотниковый клапан при среднем нейтральном положении золотника. Особое внимание следует уделить проверке клапана ограничения давления. Он должен быть отрегулирован на избыточное давление 1,8 МПа и опломбирован. Контроль правильности регулировки клапана осуществляется по манометру системы гидравлики при работающем насосе и нажатии одной из кнопок min или max, при достижении регулирующими салазками одного из крайних положений. При несоответствии давления срабатывания клапана значению настройки он должен быть отрегулирован заново. При малом значении давления срабатывания клапана регулятор производительности может не выполнять своих функций либо осуществлять перемещение салазок слишком медленно; при чрезмерно большой величине давления настройки гидропривод регулятора производительности может быть необратимо выведен из строя;
— до пуска компрессора необходимо провести проверку настройки защитной автоматики путем имитации соответствующих параметров. Проверка настройки большинства приборов защитной автоматики проводится после нажатия кнопки «Пуск компрессора» при блокированном электродвигателе;
— легкость вращения и отсутствие возможности заклинивания роторов проверяются проворачиванием компрессора вместе с электродвигателем вручную на 2…3 оборота за соединительную муфту;
— для пуска компрессора переключатель на щите управления ставится в положение, соответствующее или ручному, или автоматическому режиму работы, и нажимается кнопка «Пуск». В первую очередь включаются насосы смазочного масла и гидравлики. После достижения регулирующими салазками крайнего положения замыкается конечный выключатель регулятора производительности и дается сигнал на запуск электродвигателя. Этим обеспечивается разгруженный пуск компрессора. Запорный вентиль на стороне всасывания компрессора рекомендуется открывать постепенно после запуска электродвигателя компрессора по мере увеличения его производительности. При этом давление всасывания компрессора не“ должно превышать 0,2…0,25 МПа. По амперметру необходимо следить за нагрузкой приводного электродвигателя, не допуская ее увеличения выше установленного предела. В процессе пуска и в первые минуты работы компрессора особое внимание .следует уделить контролю за циркуляцией смазочного масла, его температурой, давлением, температурой всасываемых паров хладагента. Нельзя допускать возможности работы компрессора влажным ходом. Компрессор должен работать без посторонних стуков и шумов; не должно быть подтеков масла и утечек хладагента, неравномерности нагрева отдельных узлов;
— при предъявлении ВКА Регистру СССР работоспособность защитной автоматики проверяется при включенном приводном электродвигателе компрессора. Реле давления нагнетания и всасывания проверяются прикрытием запорных вентилей на нагнетательном и всасывающем трубопроводах компрессора, реле давления масла – прикрытием запорного вентиля на трубопроводе смазочного масла перед Фильтром тонкой очистки, реле температуры масла — прикрытием запорного вентиля на трубопроводе охлаждающей воды маслохоло-Дильника, реле температуры нагнетания — погружением датчика в СОсУД, нагретый до определенной температуры.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов