Подготовка дизеля к пуску


Категория Судовые дизели

Общие положения. Подготовка дизеля к пуску включает: проверку комплектности сборки и соответствия крепления и регулировки узлов и деталей требованиям нормативно-технической документацищпроверку исправности систем управления, автоматизации, сигнализации и защиты; экипировку (заправку) дизеля охлаждающей жидкостью, маслом и топливом; установку в рабочее положение пробок и вентилей арматуры систем, обслуживающих дизель, и опробование дизеля в действии.

От полноты и тщательности выполнения всех подготовительных работ в значительной степени зависит надежность и безопасность как пуска, так и последующей работы дизеля.

Фактически выполняемый в судовых условиях объем подготовительных работ зависит от того, в каком состоянии находился дизель в период хранения (стоянки).

В начале навигации, т. е. после зймнего ремонта с частичной или полной разборкой дизеля, в судовых условиях выполняется полный объем подготовительных работ.

После агрегатной замены дизеля на новый, прошедший регулировку, обкатку и испытание на стенде, объем подготовительных работ сокращается за счет исключения проверок внутреннего крепежа и регулировок узлов, выполненных дизелестроительным заводом. Однако при этом увеличивается продолжительность расконсервации в связи с необходимостью полного удаления до пуска дизеля всех защитных покрытии из специальных смазок.

Если выполнялись работы по техническому обслуживанию или ремонту в период навигации, то тщательно проверяют только те системы и узлы, которые подвергались разборке или проверка которых предусмотрена инструкцией по эксплуатации.

После кратковременной стоянки исправного дизеля в период навигации ограничиваются наружным осмотром и производством работ по подготовке систем, обслуживающих дизель.

Проверка легкости движения деталей и исправности систем управления, пробный пуск двигателя являются обязательными операциями во всех случаях.

Расконсервация. Перед первым пуском дизеля после монтажа, ремонта или длительной стоянки выполняют его расконсервацию: снимают заглушки с фланцев, устанавливают на место трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру, удаляют консервирующую смазку, промывают трубопроводы, картеры и маслосборники.

Для удаления консервирующей смазки с внутренних поверхностей дизель прогревают водой, нагретой до 90—95 °С; при этом ее прокачивают через зарубашечное пространство с помощью резервного насоса. Если на судне нет специальных устройств для прогрева дизеля, горячую воду заливают в последний через горловину расширительного бака или через верхний фланец трубопровода охлаждения и периодически сливают остывшую.

Равномерность нагрева обеспечивается сливом|„наиболее холодной воды из нижней части системы охлаждения через краник циркуляционного насоса. Для уменьшения потерь теплоты дизель можно накрыть брезентом. Нагретая консервирующая смазка стекает в картер, и ее отводят в специальную емкость. Для полного удаления консервирующей смазки дизель должен быть прогрет до температуры не менее 65 °С. Время, необходимое для полного прогрева и стекания смазки, зависит от массы дизеля и температуры греющей воды; оно составляет 6—10 ч.

Из цилиндров консервирующую смазку удаляют после окончательного прогрева дизеля. Для этого снимают форсунки, осматривают полости цилиндра через форсуночные отверстия, и, в случае надобности, шприцем отсасывают излишки смазки и продувают цилиндр воздухом при нахождении поршня в в.м.т. Для полного удаления смазки из цилиндров проворачивают коленчатый вал сначала вручную на два-три оборота в обе стороны, а затем электростартером или воздухом (без подачи топлива).

При расконсервации наружных поверхностей консервирующую смазку удаляют ветошью, смоченной дизельным топливом, после чего протирают насухо чистой ветошью. Подогревать дизель при расконсервации, обдувая его паром, не разрешается, так как при этом возможна конденсация пара, что приведет к коррозии деталей.

Топливные насосы и форсунки расконсервируют путем прокачки их дизельным топливом.

Особо тщательно надо удалять смазку из рабочих цилиндров, и узлов пускового устройства, так как оставшееся в них масло может быть причиной серьезной аварии (гидравлических ударов в цилиндрах, отказов при пуске, разрыва воздушных трубопроводов).

Проверка монтажа. После расконсервации осматривают дизель, удаляют находящиеся поблизости и не требующиеся для пуска инструмент, приспособления и детали, проверяют исправность механизмов, систем и устройств, а также сборку дизеля.

Правильность сборки дизеля определяют наружным осмотром, при котором убеждаются в комплектности и тщательности монтажа всех узлов и трубопроводов, в том, что в картере двигателя и вблизи движущихся деталей нет посторонних предметов. Через отверстия для форсунок осматривают внутренние полости цилиндров, проверяют чистоту и отсутствие посторонних предметов в ресиверах продувочного и наддувочного воздуха, впускных и выпускных коллекторах. Одновременно проверяют затяжку и шплинтовку гаек шатунных болтов, анкерных связей, фундаментных болтов, шпилек рамовых подшипников, центровку валопровода и состояние амортизаторов. Затем с помощью ломика удостоверяются в легкости хода и плотности посадки впускных и выпускных клапанов, устанавливают нормальные зазоры в механизме газораспределения, проверяют правильность моментов открытия и закрытия клапанов и золотников продувочного насоса, осматривают контрольно-измерительную аппаратуру, обращая внимание на наличие и дату клейм и пломб.

Окончив внешний осмотр и проверку правильности сборки, последовательно подготавливают к действию системы и устройства дизеля начиная с системы охлаждения.

Подготовка системы охлаждения. Заполняют систему охлаждения водой и проверяют, нормально ли она поступает по трубопроводам внешнего и внутреннего контуров. При заполнении водой внутреннего контура надо спустить воздух из системы через спускные краны. После этого следует убедиться в плотности всех соединений и нет ли водотечных свищей и трещин, для чего полости охлаждения дизеля, трубопроводы и холодильники оп-рессовывают водой с давлением, указанным в инструкции по эксплуатации (3—5 кгс/см2). По Правилам Речного Регистра РСФСР давление опрессовки должно превышать не менее чем на 20% рабочее давление в системе.

Особое внимание следует уделять плотности резиновых уплотнений в нижних поясах втулок цилиндров, течь воды через которые приводит к попаданию ее в масляную систему дизеля, нарушению режима смазки и повреждению подшипников.

Так же тщательно нужно проверять, не проникает ли вода в цилиндры дизеля через трещины в крышках и втулках цилиндров. Проверку производят, наблюдая, не покажется ли вода из открытых индикаторных кранов при проворачивании коленчатого вала дизеля валопово-ротным устройством (буксовкой). Наличие воды в цилиндре дизеля может привести к гидравлическому удару при пуске и повреждению деталей (крышки цилиндра, поршня, шатуна, коленчатого вала и блока цилиндров).

Расширительный бак системы внутреннего контура охлаждения должен быть очищен от ила и осадков, фильтры забортной воды промыты и установлены на место.

После проверки исправности системы охлаждения дизеля устанавливают все клинкеты, краны, вентили в рабочее положение и готовят к пуску насосы, работающие независимо от дизеля (там, где они есть).

Систему внутреннего контура охлаждения заполняют умягченной водой. В охлаждающую воду, если это предусмотрено заводской инструкцией, вводят специальные добавки (эмульсол, хромпик и др.), предотвращающие коррозию охлаждаемых деталей.

У дизелей, температура охлаждающей жидкости которых может достигать 100 °С (аварийные дизель-генераторы с радиаторной системой охлаждения и некоторые другие), проверяют исправность действия паровоздушного клапана.

Подготовка топливной системы. Начинается подготовка с проверки качества очистки расходных цистерн, качества очистки и правильности сборки топливных фильтров грубой и тонкой очистки, исправности сепараторов и системы подогрева топлива, легкости хода поплавковых приемников топлива. С помощью дежурного топливного насоса в расходные цистерны закачивается топливо и проверяется плотность всей арматуры и топливных трубопроводов.

Опрессовывают топливный трубопровод под давлением столба топлива, находящегося в топливной цистерне, или независимого топливоподкачиваю-щего насоса (если он имеется). Предварительно из топливной системы удаляют воздух и убеждаются в поступлении топлива ко всем топливным насосам.

Прокачивают топливные насосы чистым топливом при отсоединенных форсуночных трубках, затем их опрессовывают, проверяют угол опережения подачи топлива и нулевую подачу.

Снимают форсунки с дизеля, присоединяют к топливным насосам и также прокачивают с целью промывки, одновременно проверяя качество распыли-вания. Если давление открытия форсунок до установки их на дизель не проверялось, то это надо делать на ручном прессе, после чего поставить форсунку на место.

При подготовке двухтопливных систем, кроме того, опрессовывают трубопроводы подогрева моторного топлива в цистернах, проверяют исправность действия управляющих клапанов устройства переключения топлива, опробовают системы сепарации, фильтрации и подогрева топлива. Расходные цистерны заполняют моторным топливом через сепаратор.

Если дизель оборудован гидрозапорными форсунками, необходимо прокачать и опрессовать трубопроводы и насос системы гидрозапора.

Подготовка системы смазки. После систем охлаждения и топливной приступают к проверке масляной системы дизеля. Такая очередность позволяет исключить возможность попадания воды и топлива в маслосборники дизеля во время подготовки его к пуску.

В подготовку масляной системы входит проверка качества очистки расходных масляных цистерн, маслосборников и маслохолодильников и картера дизеля; качества очистки и правильности сборки масляных фильтров грубой и тонкой очистки, плотности системы подогрева масла и легкости хода поплавковых йриемников масла.

После проверки заполняют расходные масляные цистерны и маслосборники маслом, отсоединяют все трубки, подводящие его к рамовым подшипникам и другим местам смазки, отводят трубки в сторону и прокачивают масло ручным или резервно-масляным насосом для промывки, затем ставят их на место.

Окончив промывку трубок, прокачивают масляную систему, проверяют плотность соединений, спускают воздух из системы, контролируют поступление масла к каждой смазываемой детали во всех точках. Во время прокачки коленчатый вал дизеля проворачивают валоповоротным устройством на два-три оборота.

Убедившись в исправности циркуляционной системы смазки, заполняют маслом лубрикаторы, ванны регулятора и турбокомпрессора, колпач-ковые масленки. Лубрикатор необходимо прокачать, колпачковые масленки поджать и смазать вручную те детали, которые в этом нуждаются.

Если имеется реверс-редуктор или редуктор, то заливают его маслом и проверяют подачу масла к узлам трения.

Подготовка устройств. Начинают подготовку устройств дизеля с заливки масла в цилиндры и баллоны сервомоторов и смазки трущихся деталей. После этого проверяют легкость хода и правильность действия всех приводов от местного поста управления, пломбировку упоров ограничения максимальной подачи топлива, регулятора, контрольно-измерительных приборов, аппаратуры, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и других узлов, отрегулированных на заводе, а также затяжку креплений контактов электрооборудования, трубопроводов ДАУ, соединений механических передач.

Если двигатель имеет реверс-редуктор или реверсивную муфту, то проверяют легкость хода неисправность действия их приводов. После этого проверяют работу дистанционного управления, устраняют слабину тросиков и люфты в соединениях приводов, проверяют сопротивление кабельных трасс, состояние контактов электродвигателей, реле и микровыключателей электрических ДАУ, наличие масла в сервомоторах гидравлических ДАУ, опрессовывают на рабочее давление трубопроводы, проверяют чистоту воздушных и масляных фильтров, исправность клапанов, сервомоторов и пневмореле пневматических и электропневмогидравлических ДАУ.

Убедившись в исправности дистанционного и местного устройств управления, проверяют согласованность положений «Стоп», «Пуск», «Работа» на передний и на задний ход указателей местного и дистанционных постов управления. Одновременно опробовают привод аварийной остановки дизеля.

При воздушном пуске заполняют воздухом воздушные баллоны, продувают из них воду, опрессовывают на рабочее давление пусковой трубопровод и пусковые клапаны, проверяют действие редукционных и предохранительных клапанов. Перед опрессовкой необходимо отсоединить воздушный трубопровод от воздухораспределителя и заглушить его.

У двигателей со стартерным пуском проверяют плотность электролита стартерных аккумуляторных батарей, исправность зацепления шестерни стартера с венцом маховика, исправность кабельных трасс и их сопротивление, исправность заземлений, а также всего электрооборудования, навешенного на дизель (генераторов, стартеров, реле и т. п.). На этом заканчивается проверка исправности и качества сборки дизеля. Заключительные операции по подготовке дизеля к пуску совпадают с работами, выполняемыми после кратковременной его стоянки.

Подготовка к пуску дизеля после кратковременной стоянки.

После стоянки исправного дизеля свыше 12 ч подготовка его к пуску производится в следующем порядке.
1. Измеряют уровень масла в маслосборниках дизеля, регулятора, турбокомпрессора, реверс-редуктора или редуктора, опорных и упорных подшипниках валопровода и в лубрикаторах, поджимают колпачковые масленки, смазывают детали, для которых предусмотрена ручная смазка.
2. Контролируют уровень топлива в расходных баках, спускают отстой, открывают кран расходного бака и заполняют топливом систему, открывают пробные и спускные краны на фильтрах и спускают воздух из системы, прокачивают топливные насосы и форсунки.

Чтобы избежать попадания большого количества топлива в цилиндры и последующих взрывов паров его при пуске, перед прокачкой топливных насосов надо ослабить пробные вентили на форсунках или присоединительные гайки нагнетательных трубопроводов.

3. Проверяют давление воздуха в пусковых баллонах и продувают их, проверяют напряжение на выводах аккумуляторных батарей при стартерном пуске.
4. Контролируют уровень воды в расширительном баке, устанавливают в рабочее положение вентили и краны системы охлаждения.
5. Убеждаются в том, что нет посторонних предметов и инструмента на крышках цилиндров и вблизи движущихся деталей дизеля и валопровода.
6. Прокачивают дизель маслом с помощью ручного или резервно-масляного насоса (если у него не предусмотрена автоматическая прокачка маслом перед пуском), ставят в рабочее положение вентили и краны системы смазки.
7. Проворачивают дизель с помощью валоповоротного устройства на два-три оборота, убеждаются в отсутствии заеданий и свободном перемещении подвижных детелей, особенно реек топливных насосов и дистанционного управления.
8. Производят пробный пуск (с поста управления в машинном отделении) и реверс дизеля на воздухе при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосах, проверяют исправность действия пусковых и реверсивных устройств.
9. На судах, двигатели-которых работают на моторном топливе, включают систему подготовки моторного топлива.
10. Проверяют исправность действия машинного телеграфа и других средств связи между машинным отделением и рубкой, за крывают индикаторные краны, включают в действие дистанционное управление и СПАСЗО и докладывают вахтенному начальнику о готовности двигателя к работе.

При стоянке дизеля менее 1—1,5 ч пуск осуществляется с дистанционного поста управления без специальной^ подготовки. Если она превышает указанное время, то перед пуском дизель, не имеющий пусковой автоматической прокачки масла, необходимо прокачать ручным или резервно-масляным насосом.


Читать далее:

Категория Судовые дизели