Перевозка грузов на палубе


Категория Морская практика

На верхних открытых палубах судов перевозятся грузы различной номенклатуры: оборудование, плавсредства, прокат черных и цветных металлов и др. Упаковка, размещение, укладка и крепление палубных грузов производятся с учетом того, что перевозка их осуществляется в неблагоприятных условиях. Грузы на палубе могут длительное время находиться под воздействием атмосферных осадков, испытывать давление ветра и удары волн во время шторма.

Перед погрузкой палубного груза палубу очищают от посторонних предметов и мусора, прочищают шпигаты и штормовые портики.

Груз размещается так, чтобы обеспечивался свободный доступ к входам в трюмы, в жилые и служебные помещения, к мерительным трубкам, к местам размещения систем объемного пожаротушения, к аварийно-пожарным постам и кранам пожарной магистрали, к спасательным устройствам и якорно-швартовным механизмам.

Все палубные грузы укладываются или устанавливаются на деревянные прокладки — подтоварники, которые обеспечивают свободный сток воды к шпигатам и штормовым портикам, равномерное распределение массы грузовых мест на большую площадь палубы, создают опорную поверхность и подушки для грузов со сложной конфигурацией.

Для крепления и расклинивания грузовых мест применяются прочные стальные тросы и такелажные цепи, которые обтягиваются втугую талрепами, доски, брусья и клинья.

Специфические особенности отличают погрузку, укладку и крепление на палубе лесных грузов, которые, как правило, занимают всю свободную площадь палубы и укладываются на высоту от Уз до У2 высоты трюма. Такой большой палубный караван требует особо надежного крепления. Оно обеспечивается стензельны-ми стойками и найтовами.

Стензельные стойки — стойки из бревен или нескольких толстых досок. Они устанавливаются в специальные башмаки на палубе вдоль бортов на расстоянии не более 3 м друг от друга и удерживаются в вертикальном положении при помощи съемных скоб на планшире фальшборта. Длина стоек выбирается такой, чтобы они выступали на 1,2—1,5 м над верхним уровнем палубного груза.

Перед началом погрузки лесных грузов на палубу и люки трюмов укладывают деревянные прокладки под углом 45—60° к ДП судна на расстоянии 75—90 см друг от друга.

При высоте каравана 3 м и более на уровне половины высоты груза над планширем заводят промежуточные найтовы из стального троса. По окончании погрузки груз крепится поперечными найтовами, для чего до начала погрузки леса на палубу найтовы закрепляют коренными концами за палубные рымы или обухи, расположенные вдоль бортов на расстоянии не более 3 м друг от друга, и вываливают за борт. По окончании погрузки найтовы выбирают из-за бортов и выводят поверх груза. К каждому найтову, выведенному с одного борта, на некотором расстоянии от его конца крепят кусок цепи с талрепом и глаголь-гаком, которым цепь присоединяется к найтову, выведенному с противоположного борта. Глаголь-гак позволит безопасно и быстро отдать найтов и в случае необходимости сбросить груз за борт.

Поверх палубного груза настилают и крепят к найтовам досчатые переходы, которые оборудуют с обеих сторон леерами из растительного троса и обеспечивают достаточным освещением.

Для обеспечения надлежащей остойчивости судна до начала погрузки на судно лесных! грузов берут водяной балласт в междудонные отсеки, принимают бункер и опрессовывают топливные танки.

Особенно внимательно надо следить за остойчивостью судна на завершающей стадии загрузки палубы. Максимально допустимая высота палубного груза указывается в Информации об остойчивости судна. Момент окончания принятия груза на палубу можно также определить практическим способом. С одного, борта одновременно поднимается груз стрелами, обслуживающими два средних трюма. Масса груза на каждой стреле примерно 3 т. Если при подъеме судно получает крен на 3—4°, дальнейшая погрузка должна быть прекращена.

Во время плавания судна с любым палубным грузом ведется постоянное наблюдение за креплением груза и своевременно выбирается образующаяся слабина найтовов. Наблюдение ведется группой членов экипажа, состоящей не менее чем из 2 чел., снабженных спасательными жилетами и страховочными поясами. Наблюдающие инструктируются старшим помощником капитана и во время работы поддерживают постоянную связь с Главным командным пунктом (ГК.П) по УКВ.

В случае если наблюдается движение груза, для его крепления экипаж вызывается по1 общесудовой тревоге. Члены экипажа подносят к месту аварийного груза необходимые крепежные материалы: брусья, клинья, доски, маты и т. п. и, соблюдая все меры предосторожности, заклинивают смещенные грузовые места в том положении, в каком они оказались.

Для подкрепления палубного груза на судне имеется 10%-ныв запас крепежных материалов, расположенных в удобных и доступных местах.

Движение экипажа по загруженным палубам в ночное время или в штормовую погоду может быть разрешено только капитаном судна.


Читать далее:

Категория Морская практика