Пассажировместимость и грузоподъемность


Категория Катера и лодки

Обе эти величины определяются в зависимости от запаса плавучести и остойчивости лодки. Каждый, кому приходилось наблюдать посадку большого числа людей в открытую шлюпку, замечал, как с каждым очередным пассажиром уменьшается надводный борт.

Рис. 1. Схема определения высоты борта.
а — в корме мотолодки при наличии подмоторной ниши; б — в корме катера (FK — до нижней кромки воздухозаборного отверстия); в — на миделе; г — у форштевня. В и L — точки замера наибольшей ширины и длины судна.

Но даже никем не управляемая посадка прекращается стихийно, когда становится ясно, что при гуляющей на реке волне шлюпку может залить. Следовательно, надводный борт является первым ограничителем грузоподъемности. Минимальной высотой борта для открытых (беспалубных) судов можно считать норму Регистра СССР, предъявляемую к спасательным шлюпкам: надводный борт в полном грузу должен составлять не менее 6% длины судна. Однако для обеспечения способности шлюпки плавать по взволнованной поверхности моря борт в носу должен быть увеличен выше 10% длины. Примерно такие же пределы указаны и в ГОСТ 19105—73 1. При этом в стандарте в зависимости от высоты надводного борта оговаривается расчетная высота волны, при которой допускается эксплуатировать судно:

Минимальная высота надводного борта, м . . 0,20 0,25 0,35 0,45 0,60 Расчетная высота волны, м, не более……….0,25 0,50 0,75 0,90 1,20

Минимальная высота надводного борта принята в качестве критерия и в других правилах постройки малых прогулочных и туристских судов. В частности, в правилах «Дет Норске Веритас», принятых в странах Скандинавии, минимальная высота надводного борта при полной нагрузке должна быть не. менее 0,20 В, где В — ширина судна, а на самых маленьких лодках борт должен быть не ниже 0,2 м.

Несколько слов о замерах высоты надводного борта. Для открытой гребной шлюпки его определение не составляет проблемы, но все чаще в проектах моторных лодок и катеров, особенно строящихся из стеклопластика, конструкторы стараются разбить высокий надводный борт на две узкие части, помещая привальный брус где-то посередине его высоты. В этих случаях принято измерять высоту надводного борта на миделе от ватерлинии до верхней кромки водонепроницаемой конструкции, например, комингса кокпита. В корме высота борта замеряется до верхней кромки переборки подмоторной ниши, если она есть, или до выреза в транце под мотор, если ниша отсутствует. В носу характеристикой надводного борта является высота до привального бруса или до точки касания линейки, приложенной к брусу и палубе, как показано на рис. 1, г.

Рис. 2. Положение «плоскости статического плавания» при наличии самоотливной ниши (SFPj) и без нее (SFPa).

Если получится дробное число, оно округляется до целого меньшего числа.

Максимальная вместимость спасательных шлюпок определяется в зависимости от валового г полного — внутреннего объема шлюпки посредством деления величины этого объема на 0,283 м3 — условный объем, который занимает в шлюпке сидящий человек. Эта норма, однако, для оценки вместимости прогулочных лодок не пригодна, ибо она должна применяться в сочетании с целым рядом других ограничений, касающихся остойчивости и непотопляемости судна, оговоренных специально для спасательных шлюпок и проверяющихся Регистром СССР при их испытаниях.

В практике ассоциации лодочной промышленности США В1Д принят стандарт BIA-303-77 «Грузоподъемность лодки». Расчет основан на определении объема корпуса лодки от киля до условной плоскости «статического плавания» SFP. Эта условная ватерлиния проходит через самую носовую точку форштевня и ниже каких-либо отверстий в корпусе, через которые в него может попадать вода. В случае, если транец имеет вырез под мотор, плоскость «статического плавания* SFP2 проходит через верхнюю кромку транца. Если подмоторная ниша отделена от кокпита водонепроницаемой переборкой, то плоскость oFPj касается верхнего края этой переборки.

Таким образом, в расчет принимается полный водонепроницаемый объем корпуса лодки. Если умножить его величину на плотность вытесняемой воды, то получится максимальное водоизмещение судна, которое плавает при погружении корпуса по плоскость SFP. Из этой величины водоизмещения вычитают массу корпуса с закрепленным на нем оборудованием и массу топлива в стационарных баках. Одна пятая (20%) оставшегося водоизмещения и является допустимой нагрузкой для данного судна (если оно рассчитано на подвесной мотор) но стандарту BIA:

Для определения полезной нагрузки лодки с подвесным мотором необходимо из допустимой нагрузки 0Л вычесть массу подвесного мотора, стартерной батареи и дистанционного управления.

Например, объем корпуса мотолодки «Прогресс-2» по ватерлинию «статического плавания» равен 3,27 м3; масса корпуса — 170 кг; масса подвесного мотора «Вихрь-30» — 48 кг; масса бензобака — 22 кг; стартерной батареи — 10 кг.

При оценке грузоподъемности по описанному выше методу важно, чтобы водонепроницаемый объем корпуса соответствовал бы в действительности принятому положению плоскости «статического плавания». Ниже этой плоскости недопустимы какие-либо отверстия в бортах или в переборках подмоторной ниши. Отверстия для прохода тросов дистанционного управления, если они делаются ниже SFP, должны быть снабжены уплотнениями (сальниками).

Выше речь шла об оценке грузоподъемности лодки только с учетом ее запаса плавучести. Однако для малых судов, на которых вес экипажа нередко превышает вес самой лодки, ее пассажировместимость приходится иногда ограничивать из соображений обеспечения остойчивости. Поэтому окончательное значение грузоподъемности, которое вписано в паспорт и на фирменную дощечку, устанавливается только после проведения испытаний остойчивости построенной лодки.


Читать далее:

Категория Катера и лодки