Паруса и типы вооружения


Категория Катера и лодки

Прямой парус в его классическом виде применяется на спортивных и туристских яхтах в исключительных случаях, например, на судах, стилизованных под старинные парусники — бриги и бригантины, в качестве штормового паруса — брифока, аварийного или вспомогательного паруса на моторных судах. Этот парус может использоваться только при попутных или боковых ветрах.

Наибольшее распространение среди косых парусов в последнее время получили бермудские паруса треугольной формы, аэродинамические характеристики которых оказались выше других типов Парусов, сшитых из ткани. Передней кромкой — шкаториной бермудский парус крепится к мачте или штагу, нижняя остается свободной либо крепится к гику.

На малых парусных лодках-швертботах можно встретить парус типа гуари, по форме близкий к бермудскому, но снабженный в верхней части гафелем, который при подъеме устанавливается почти параллельно мачте. Достоинством этого типа паруса является легкий и короткий рангоут, который при необходимости может быть снят и уложен в лодку. Особенно удобен гуари для парусно-гребных лодок, байдарок и швертботов, перевозимых на трейлерах за легковыми автомобилями. В последние годы применяется только для парусов площадью не более 15 м2, сверх которой гафель, становится тяжелым и неудобным В обращении.

Гафельный. парус, имеющий форму трапеции, применяется так же редко и в тех же целях, что и прямой. При подъеме гафель ставится с помощью двух снастей — гафель-гардели и дирик-фала, который обеспечивает установку гафеля под нужным углом.

Люгерный или рейковый парус верхней шкаториной пришнуровывается к наклонному рейку, который поднимается на мачту с помощью одной снасти — фала, закрепленного к передней трети рейка. Чтобы реек не.отходил от мачты, используется ракс-бугель, скользящий по мачте и соединенный с рейком. Этот тип паруса отличается простотой и. легкостью в управлении, но на одном из галсов прижимается ветром к мачте, искажая его форму. Используется главным образом для гребных лодок и как вспомогательный для моторных катеров.

Шпринтов ый парус сохранился на швертботах класса «Оптимист», а также нередко используется Для оснащения рыбо. ловных судов и байдарок. Форма паруса близка к прямоугольнику, его верхний угол растягивается по диагонали с помощью шпринтова — рейки или дюралевой трубки. Парус постоянно пришнурован к мачте, вокруг которой его можно закрутить после освобождения от шпринтова.

В зависимости от числа мачт и парусов различаются несколько типов оснастки яхт.

Кэт — одномачтовое вооружение только с одним парусом, получившее распространение на гоночных швертботах, которыми управляет один человек, и на небольших гребно-парусных лодках. Парус в этом случае называется гротом.

Шлюп — одномачтовое вооружение с двумя парусами — гротом и стакселем. Это превалирующий тип оснастки на современных яхтах, обеспечивающий высокие тяговые характеристики и хорошую управляемость судна.

Площадь рабочего стакселя, который ставится в средний ветер, составляет от 1/3 до 4/10 общей площади парусности. В слабый ветер стаксель может быть заменен генуэзским с большей площадью, а л свежий — сменными штормовыми парусами, имеющими меньшую площадь и сшитыми из более прочной ткани.

Стаксель играет важную роль в создании силы тяги. Во-первых, он не имеет по передней шкаторине такого источника завихрений, как мачта,^которая отрицательно влияет на работу грота. Во-вторых, благодаря ускорению потока воздуха в щели между стакселем и гротом, увеличивается разрежение на подветренной стороне грота и предотвращается образование здесь завихрений. В связи с этим в последние годы конструкторы яхт стараются как можно больше увеличить площадь стакселя, тем самым распространить его влияние по всей высоте грота. В тех случаях, когда позволяет остойчивость судна и ширина корпуса (для обеспечения правильной тяги стаксель-шкотов), применяется оснастка с топовым стакселем, фал которого проводится на топ мачты. Традиционный тип оснастки с проводкой штага на верхнюю четверть мачты получил название вооружение «3/4» или «7/8» в зависимости от положения точки крепления штага на мачте.

При большой парусности яхты становятся ощутимы недостатки шлюпа — тяжелый рангоут и такелаж, высокое расположение центра парусности, необходимость в использовании палубных механизмов — дорогостоящих шкотовых и фаловых лебедок, стопоров и т. п. Поэтому при парусности свыше 60 м2 одномачтовые суда часто оснащают тендером, который имеет второй штаг для постановки перед стакселем третьего паруса кливера. В слабый ветер тендер обычно несет-один носовой парус, простирающийся от палубы до топа мачты; с усилением ветра эта площадь разбивается на два паруса.

Из двухмачтовых типов вооружения наибольшее распространение: получили иол и кэч. На иоле кормовая — бизань-мачта — устанавливается в корму от головы баллера руля. Парус бизань, который на ней ставится, имеет площадь, равную всего 10—12% от общей площади парусности и в создании тяги почти не участвует. Он служит главным образом для правильной центровки яхты и обеспечения ее маневренности. В свежий ветер иол может лавировать-под штормовым стакселем и глухо зарифленной бизанью. В слабый ветер парусность яхты увеличивается благодаря постановке бизань-стакселя (апселя) и большого генуэзского стакселя.

Вооружение типа кэч более пригодно для яхт парусностью свыше-1-0 м2 (до 250 м2), когда существенное значение имеет уменьшение площади грота и высоты грот-мачты. Площадь бизани на кэче составляет 20—25% , грота 40—50% общей площади парусности. Кэч благодаря более равномерному дроблению парусности между отдельными парусами легче в управлении, лучше лежит в дрейфе под стакселем и бизанью, хотя по аэродинамическим характеристикам и уступает иолу.

Шхуна имеет на кормовой мачте парус (грот) большей величины, чем фок на передней мачте. Этот тип вооружения предпочитается для яхт парусностью свыше 250 м2, если только не преследуются чисто декоративные цели. Известны, например, стилизованные под старину яхты длиной 7,5—9 м, оснащенные шхуной.- Как правило, грот-мачта на шхуне выше фок-мачты. Часто фок делается гафельным и снабжается топселем — трех- или четырехугольным парусом, который ставится выше гафеля.

В последние годы значительно изменились взгляды яхтсменов и конструкторов на роль передних парусов в создании движущей силы. При лавировке, когда яхта идет под углом 20—30° к вымпельному ветру, мачта вызывает значительные завихрения на подветренной стороне паруса. В результате снижается тяга паруса, яхта теряет в крутизне хода к ветру. При обычных соотношениях ширины паруса и диаметра мачты аэродинамическая сила, образующаяся на парусе за мачтой, оказывается примерно на 10% ниже, чем на таком же парусе, имеющем свободную переднюю шкаторину.

Таким образом, на современных яхтах основными тяговыми парусами стали именно носовые паруса — стаксели, ставящиеся на штагах и поэтому свободные от отрицательного влияния мачты. Площадь грота, ранее составлявшая до 70% общей площади парусности на шлюпе, теперь уменьшилась до 40% (и даже менее!). Этому, когда-то основному парусу, теперь отводится более скромная роль элемента, необходимого для обеспечения маневренности и центровки яхты. Рис. 125 дает представление о вариациях в носовых парусах, которые возможны на крейсерско-гоночной яхте длиной 10 м, оснащенной шлюпом в соответствии с правилами обмера IOR (см. ниже). Ограничением для размеров носовых парусов служит прямая, параллельная штагу и отстоящая от нее на расстоянии LPG = 1,5J, где J—основание переднего парусного треугольника. В пределах трапеции, ограниченной палубой, штагом и параллельной ему линией, можно поставить большое число различных парусов, рассчитанных на ветер различной силы и различные курсы относительно ветра. Например, на рис. 125 латинскими буквами обозначены следующие паруса:
D — дрифтер — сравнительно плоский парус из легкой ткани, используемый для лавировки в слабый ветер.
G1 — генуэзский стаксель №1 — рассчитанный на легкий ветер с полным профилем для лавировки в 2—4 балла и более плоский для ветра до 5—6 баллов.
G2 — генуэзский стаксель меньшей площади, рассчитанный на ветер до 7 баллов, с несколько более вщсоко расположенным шкотовым углом.
G3 — генуя, сшитая из прочной ткани с высоко поднятым шкотовым углом и вогнутой задней шкаториной; рассчитана для ветра в 6—8 баллов.
F1 — стаксель плоского покроя с вогнутой задней шкаториной и высоким шкотовым углом, рассчитанный на сильный ветер (7—9 баллов) для всех курсов относительно ветра.
St. F — штормовой стаксель небольшой площади очень прочный парус с плоским покроем, который ставится при ветре в 9 баллов и выше.
R — ричер — легкий «пузатый» парус, который ставится на курсах от бейдевинда до бакштага, когда спинакер работает еще недостаточно эффективно, и при силе ветра до 6 баллов.
ТВ — толлбой — узкий крыловидный парус с латами; ставится вместе со спинакером внутри переднего треугольника. Назначение этого паруса — улучшение стока воздуха со спинакера на нижнюю часть грота, повышение устойчивости спинакера.
SG — спинакер-генуя — носовой парус полного покроя, который ставится на курсах от полного бейдевинда до фордевинда без штага. Называется также биг-боем и блуппером.
S — спинакер — «пузатый» парус из легкой ткани, который ставится на полных курсах к ветру впереди штага на специальной оснастке со спинакер-гиком. В зависимости от силы ветра и курса яхты, на который рассчитывается спинакер, судно может быть укомплектовано 3—5 парусами этого типа, имеющими различную площадь и сшитыми из ткани разного веса.

Рис. 1. Паруса современной крейсерско-гоночной яхты.

Рис. 2. Катамаран со стаксельным вооружением. Длина наибольшая— 13 м; ширина общая — 7,15 м; водоизмещение — 5,22 т; общая площадь двух парусов — 90,5 м2.

Как крайнее выражение идеи превалирующей роли носовых пару» $ов в обеспечении ходкости яхты, появились различные схемы чисто Стаксельного вооружения, в котором судно оснащается только стакселями. Проблема уменьшения площади парусности решается Здесь с помощью устройства для закрутки паруса вокруг штага. Не покидая кокпита, экипаж имеет возможность накрутить на штаг часть паруса или весь парус, что, в частности, необходимо делать при каждом повороте с передним стакселем (кливером) на изображенном на рис. 126 катамаране.


Читать далее:

Категория Катера и лодки