Парус — пахарям моря


Категория Парусная система

Когда говорят о мировом флоте, о судоходстве и успехах судостроения, чаще всего подразумевают суда грузовые — они самые мощные, самые большие. Однако по количеству в мире преобладают не грузовые, а рыболовные, рыбообрабатывающие суда. В основном это маломощные лодки, боты, кутеры, джонки, проа, каноэ и т. д.

В море рядом с прекрасным миром далеких странствий и приключении всегда существовал и существует огромный мир тяжелого и опасного труда. В любую погоду на маленьких, низко, бортных, заливаемых даже в тихую погоду суденышках, на которых нет кондиционирования воздуха и плавательных бассейнов, но есть сложные механизмы, тяжелые орудия лова, жар и холод, не прекращается изнуряющая работа. Двигатель облегчил этот труд, позволил быстрее и дальше шагнуть в просторы океана. Одновременно он потребовал себе солидных запасов топлива, занял лучшее место на судне, принес с собой вибрацию, грохот и запах масла.

Рис. 1. Яхта для гонок одиночек — предложение Э. Гаше.

Если раньше скорость и мощность были необходимы, так как позволяли быстрее найти и занять рыбное место у чужих берегов, то теперь, когда каждая прибрежная страна отгораживает себе кусок моря или океана экономическим барьером, нет особой нужды в безрассудном расходовании мощности, а следовательно, и топлива.

Парус никогда не покидал рыболовного судна, и сейчас существуют чисто парусные судна. Есть .и такие, где парус — средство лежать в дрейфе. Не следует думать, что рыболовные суда неуклюжи и тихоходны. Многие из них — прекрасные ходоки. Например, потомок «Америки» — шхуна «Блюноуз II», нередко участвующая в операции «Парус». Прототип ее («Блюноуз») был рыболовной шхуной так называемого глочестерского типа, к которому принадлежала среди многих других и «Гертруда Тебауд». Улов на этих шхунах охлаждался льдом, которым запасались в порту. Скорость была жизненно необходима данным судам. Иногда между ними устраивались гонки, и достигнутые скорости в 16—17 уз никого не удивляли. В послевоенное время в Португалии было довольно много 2—4-мачтовых шхун. Сама специфика промысла, особенно пассивными орудиями лова — дрифтерными сетями, ярусом, вынуждала ставить паруса.

Для судов малой грузоподъемности, работающих на небольшом расстоянии от порта, французский журнал «Ля пеш маритим» предлагает парусный катамаран с У-образными обводами, с рыбным цехом на мосту. Обладая большой начальной остойчивостью и площадью палубы, снабженный парусом, катамаран может достойно конкурировать со многими традиционно однокорпусными судами. Судите сами: при длине 25 м ширина катамарана 11,5 м, площадь палубы около 250 м2, площадь парусности 200 м2. Два двигателя мощностью по 73,5 кВт обеспечивают работу промысловой лебедки, скорость и маневренность в порту. Несколько меньший катамаран для прибрежного лова и перевозки улова на палубе показан на рис. 3.

Для некоторых видов промысла необходима тишина. Таков удебный лов тунца. Французские инженеры совместно с судовладельцами в 1979—1980 гг. разработали эскизный проект парусного удебного тунцелова. Интересно, что паруса будут использоваться непосредственно во время промысла и на переходах для экономии топлива. Подсчитано, что во Франции для добычи 1 кг рыбы нужен 1 л дизельного топлива. Если установить на всех рыболовных судах Бретани парусное вооружение, то за год можно сэкономить 200 т топлива. Стоимость топлива 290 тыс. франков, а парусного вооружения — 232 тыс. Выгода* налицо. Судно длиной 19,3 м, шириной 6,0 м и осадкой 3,2 м с полным грузом имеет водоизмещение 95 т. По архитектуре оно однопалубное, с развитым баком, полуутопленной в бак рулевой рубкой и транцевой кормой, снабжено длинным плавником малого удлинения. Двигатель мощностью 119 кВт вращает винт через угловую муфту. Судно вооружено двумя 15-м мачтами, на которых можно поднять стаксель (52 м2), грота-стаксель (48 м2), грот (50 м2) и при необходимости геную в 104 м2. Все паруса сна-.бжены гиками и могут быть навернуты на штаги с помощью гидронасосов. Для работы с парусами нужен всего лишь один человек. Испытания масштабной модели показали, что при 4—5 °Б (по Бофорту) скорость натурного судна составит 8—9 уз.

Рис. 2. Рыболовный катамаран.

Американская фирма Нильса Лукандера снабжает свои небольшие суда (длина 11 м, ширина 3,8 м, осадка 1,25 м, скорость

под двигателем 7—8 уз) для стран Центральной Америки генуей площадью 21 м2. Кубинские рыбаки много лет успешно эксплуатируют армоцементные суда с гафельным вооружением. Длина такого судна 16, 26 м, ширина 4,9 м, осадка 1,1 м и водоизмещение 41 т. При работе дизеля мощностью 110 кВт скорость судна составляет 8 уз. Площадь парусов — 27 м2.

Многие отечественные суда можно снабдить парусами без особых переделок рангоута и надстроек. Это прежде всего суда типа «Карелия», «Балтика», «Ставрида», «Нельма» и более мелкие. Паруса позволят повысить скорость судов либо сэкономить топливо. В любом случае это будет оправдано. Самые осторожные расчеты показывают, что увеличение скорости составит 2—3 уз при 4 °Б, а при уменьшении мощности двигателей можно сэкономить 10—15% топлива. Нетрудно представить себе результат в масштабе нашей страны. При загруженности палубы промыслового судна оборудованием и снаряжением нет смысла устанавливать развитое парусное вооружение. Достаточно применить треугольные паруса, наворачиваемые на съемные штаги. Для предупреждения резкого увеличения крена при шквале шкоты можно снабдить слабым звеном, срабатывающим с увеличением крена либо усилия.

Это первая стадия внедрения паруса в отечественный рыболовный флот. На следующей необходимо изменить существующий рангоут, снять лишние сплошные ограждения с целью уменьшения воздушного сопротивления, увеличения парусности. Затем или одновременно необходимо начать проектирование специальных судов, у которых парусное вооружение было бы органической и неотъемлемой частью.

Не отошла еще в прошлое экспедиционная форма организации промысла, когда флот добывающих судов, буксиров, танкеров, транспортов во главе с базой, обрабатывающей улов, долгими месяцами находится в море и часто в таких местах, где ветер не утихает. Почему хотя бы на базе не установить ветрогенераторы? Это позволит сэкономить не один десяток тонн топлива. А ведь возможно в будущем и создание целых плавучих городов с доками для добывающих судов, жилыми зонами, ремонтными мастерскими и взлетно-посадочными полосами. Такое судно типа «РО-БАПТЕЛ», обладающее огромной и регулируемой остойчивостью, было бы прекрасной платформой для ветродвигателей любого типа.

Рис. 3. Катамаран для прибрежного лова (предложение И. Е. Пересткжа).

Рис. 4. Паруса на рыболовных судах: а — кетч длиной 17,1 м; б — парус-стабилизатор на норвежском судне; в — траулер длиной 19,7 м (США); г — судно длиной 23,1 м (США); д — пластмассовое судно длиной 16,2 м (США); е — кубинское судно из армоцемента длиной 16,26 м

Рис. 5. Отечественные рыболовные суда, оснащенные парусами (проработка И. [Е. Перестюка)!
а—тип «Нельма» — площадь парусности 57 м2, число Брюса 1,63; б — тип «Старрида» — площадь парусности 75 м2, число Брюса 1,52; в — тип «Балтика» — площадь парусности 62 м2, число Брюса 1,4.


Читать далее:

Категория Парусная система