Парус на байдарке


Категория Катера и лодки

Максимально допустимая площадь парусности для двух местных байдарок типа «Салют», «Луч», «Ладога» и т. п. составляв от 4 до 5 м2. Если байдаркой управляет малоопытный экипаж или карка ее уже порядком изношен, указанные цифры необходимо уменьшить на 1—1,5 м2.

Оптимальный вариант парусного вооружения для разборных байдарок — кэт с парусом шпринтового, гафельного, рейкового или латинского типа. При правильном положении центра рарусности относительно центра бокового сопротивления байдарка под такими парусами обладает достаточной маневренностью, скоростью хода, а усилия от тяги паруса не перегружают каркас и соразмеримы р остойчивостью судна. Стаксель на такой маленькой лодке становится проблемой: его сложно ставить и убирать, если байдарка не стоит у берега, а жесткости каркаса часто оказывается недостаточно, чтобы штаг сохранял свое прямолинейное, туго натянутое положение. Кроме того, сама эффективность стакселя площадью 1—2 ма в создании тяги, движущей байдарку, вызывает сомнение.

Парус «четырехугольной» формы (гафельный, рейковый, латинский) на байдарке обладает существенными преимуществами, по сравнению С Треугольными бермудскими парусами, получившими распространение на спортивных яхтах. Центр парусности при равной площади у бермудского паруса располагается выше, а мачта получается длиннее и требует раскрепления стоячим такелажем — штагом и вантами, чего можно избежать, применив рейковый или латинский парус.

Рис. 1. Паруса на байдарке:
а — бермудское вооружение; 6 — гафель-ное; в —латинский парус.

Мачту, гафель и гик можно лзготовить из дюралевых труб. Для бермудского вооружения мачта, раскрепляемая вантами и штагам^, должна иметь диаметр 30—35 мм при толщине стенки 1,5—2 мм. Чаще всего такую мачту приходится делать разборной — из двух-трех секций. Для других вариантов оснастки короткую мачту, не раскрепляемую стоячим такелажем, можно сделать из трубки того же диаметра, но толщиной 2—2,5 мм.

Гик, гафель и рейки можно сделать из трубок диаметром 22 — 25 мм с толщиной стенки 1 мм.

Мачту при вооружении «бермудский шлюп» достаточно раскрепить парой вант и штагом из стального оцинкованного тросика диаметром 2—2,5 мм. Можно применить и плетеный синтетический шнур, если его хорошо обтянуть.

Парус к рейку и гику при рейковом и латинском вооружении можно крепить с помощью карманов, нашитых по соответствующим шкатори-нам паруса, продевая в них трубки рангоута. Иногда используют проволочные кольца — сегарсы или крепление с помощью капронового шнура, продевая его «змейкой» сквозь люверсы в парусе и обнося вокруг трубки рангоута.

В любом варианте парусной оснастки необходимо предусмотреть способ быстрого спуска паруса и возможность уменьшения его площади.

Рис. 2. Шверцы на байдарке.
1 — шверц из фанеры или дюраля; 2 — фальшборт кокпита; 3—проволочный кронштейн для крепления поперечной трубы 4 к фальшборту; 4 — труба — шверц-балка; 5 — кольцо; 6 — стопорный виит; 7 — пружинный фиксатор шверца.

Поэтому рекомендуется ставить стаксель не на штаге, а со свободной передней шкаториной, для чего необходимо облнковать ее стальным тросиком, жесткой капроновой лентой или шнуром, придав ему предварительную вытяжку. Галсовый угол паруса в этом случае лучше всего крепить к концу специальной снасточки — галс-оттяжки, ходовой конец которой проводится к доступному для манипуляций месту в кокпите. Потравив стаксель-фал и галс-оттяжку, можно свободно убрать паруо в кокпит. Другой вариант — использование простейшего устройства для закрутки стакселя (по типу «закрутки», показанной на рис. 178), которое обеспечивает «дистанционную» постановку и уборку стакселя.

Для противодействия дрейфу байдарки оборудуются навесными шверцами, которые крепятся к поперечной балке из алюминиевой трубы или деревянного бруска. Шверц-балка кладется сверху на комингсы кокпита (фальшборты) и прикрепляется к ним с помощью проволочных скоб или болтов. Шверцы можно вырезать из 3—4-миллиметрового дюралюминиевого листа или водостойкой фанеры толщиной 8—12 мм. В последнем случае полезно придать шверцам обтекаемый профиль в поперечном сечении погруженной части. Площадь каждого шверца должна составлять 0,12—0,15 м2, а отношение длины к ширине порядка 3:1. Шверцы должны быть вращающегося типа с тем, чтобы при ударе (о подводный камень, например) они свободно откидывались назад — иначе могут быть согнуты детали каркаса лодки, к которым крепится шверц-балка, или погнут шверц; наконец, при посадке швер-пем на камень байдарка может опрокинуться.

Желательно предусмотреть устройство для фиксирования шверца в поднятом положении, что бывает необходимо при прохождении мелководных участков. Кроме того, наветренный шверц, как не участвующий в создании боковой силы сопротивления дрейфу, всегда желательно поднять, чтобы уменьшить сопротивление трения. На попутных курсах шверцы вообще не нужны, их можно поднять оба. Шверцы в поднятом положении можно удерживать с помощыо проволочного крючка, который одним концом вставляется в отверстие, просверленное в шверце, а другим — в отверстие в фальшборте байдарки.

Рис. 3. Парусный тримаран из байдарки.
1 — байдарка; 2 — поперечная балка, труба; 3 — парус; 4,5 м2; 4 — гик-уишбон; 5 — штаг; 6 — ванта; 7 — ванты; 8 — поплавок; 9 — шверц.

Шверц-балка используется для крепления вант и направляющих кипов стаксель-шкотов, галс-оттяжки, фалов парусов — здесь все снасти оказываются под рукой.

При плавании под парусами штатный руль байдарки малоэффективен вследствие малой его площади. Необходимо удлинить перо руля (размер для трехместной байдарки «Салют» 650×200 мм), а также оборудовать руль румпелем для ручного управления вместо штатного педального.

Перед постановкой парусного вооружения на байдарку ее корпус следует укрепить: штатные спинки сделать из доски или фанеры на всю ширину кокпита; между концами незамкнутых по деке шпангоутов вставить распорки из дюралевой трубки или угольника; фальшборты подкрепить по всей длине дюралевыми угольниками; стянуть оконечности корпуса тросиком, для того чтобы уменьшить деформацию каркаса под влиянием нагрузок от парусного вооружения и т. п.

При плавании под парусами, особенно с малоопытным экипажем, байдарка может опрокинуться при внезапном шквале или на крутой волне, поэтому необходимо предусмотреть меры для обеспечения аварийной плавучести. В этих целях можно использовать надувные матрасы, мячи или камеры, которые вкладывают в оконечности лодки под деку. Хороши детские надувные «бревна»: два таких «бревна», уложенных в оконечностях, и два, расположенных по бортам в средней части лодки (несколько впереди от миделя), обеспечивают аварийную остойчивость и плавучесть, достаточную для поддержания на плаву

опрокинувшейся байдарки и двух членов экипажа, плавающих около нее.

Еще один вариант остойчивого и непотопляемого судна на основе разборной байдарки — тримаран. К фальшбортам байдарки крепятся две трубчатые поперечные балки, на концах которых закрепляют надувные баллоны или поплавки, вырезанные из легкого пенопласта и обклеенные слоем стеклоткани. Объем каждого поплавка в зависимости от размерений байдарки и площади паруса колеблется от 20 до 100 л. Мачту в этом случае удобно установить на переднюю балку.

Преимущества, которые присущи разборным байдаркам, сохраняются и в варианте парусного тримарана; вес дополнительного оборудования вместе с парусом обычно не превышает 16 кг. При наличии определенного опыта управления парусной байдаркой можно увеличить площадь парусности «Салюта-5,2», например, до 7 м2.


Читать далее:

Категория Катера и лодки