Отечественные проекты парусников для туристов


Категория Парусная система

Парусник в наших условиях наиболее интересен и доступен на реках, вдоль которых расположены крупные города, и в прибрежной зоне морей — Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского.

Каким должен быть круизный парусник: модернизированной репликой пиратского корабля или современным автоматизированным судном? Однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Автор данной книги проф., докт. техн. наук Ю. С. Крючков определил такие типы туристского парусного судна:
— спортивно-туристское, учебно-воспитательное для подростков и юношей 16—20 лет (длительность рейса 7—10 дней);
— прогулочно-туристское для отдыхающих (длительность рейса до четырех часов);
— круизное судно для всех возрастов (длительность рейса 7— 15 дней).
— Судно первого типа без сомнений должно быть скорее традиционным, с соответствующим вооружением, такелажем и с более спартанскими условиями проживания, чем принято на других судах. Подобных судов довольно много, но в их программах туристские направления не занимают видного места. Такие суда нельзя отнести к учебным, поскольку на них будут плавать обычные парни и девушки, а не студенты мореходных учебных заведений. Район плавания такого судна — Балтика, Черное и другие моря, в основном между советскими портами. Судно должно быть специально спроектированным и построенным или переоборудованным из наиболее подходящего судна, например рыболовного траулера длиной 35—55 м. Используя корпус строящегося или готового судна типа бортового траулера для переоборудования в парусник, можно без особых затрат получить неплохое судно — крепкое, надежное, долговечное. За романтикой дело не станет! рангоут, такелаж и крен — все будет, как на настоящем паруснике сто лет назад.

Рис. 1. Туристский парусник, переоборудованный из траулера типа «Маяк».

Такие условия далеко не всегда подойдут отдыхающему, решившему совершить небольшой рейс по водохранилищу, вдоль берега или прямо в море. Сложный рангоут и загадочная сеть такелажа, ходовой крен привлекут не всякого. Поэтому нужно подумать о более простом вооружении и остойчивой платформе, так как при непродолжительной прогулке пассажир должен находиться на палубе. Несомненно наилучшее судно — катамаран. Его можно использовать на крупных водоемах и в прибрежной зоне морей, там, где находятся крупные центры отдыха. Пассажирская палуба расположена на первых двух третях длины моста, занимает почти всю ширину судна и прикрыта легкой, почти полностью раскрывающейся за счет сдвижных тентов крышей. Здесь размещается около 80 пассажиров. Буфет-бар находится в левом поплавке (корпусе), санблок — в правом. Рубка, как и входы в корпуса, расположена в кормовой части судна. Для катамарана нежелательно вооружение, характерное для учебно-воспитательных судов, мало привлекательно и автоматизированное (стоит ли, оставив один механизированный мир, попадать в другой, почти такой же?!). Остается лишь использовать современное косое вооружение — достаточное простое и безопасное. Поэтому вооружение на судне именно такое: в меру традиционное, двухмачтовое, с передними парусами, хотя при необходимости его легко можно заменить на более эффективное, рассматриваемое ниже.

Рис. 2. Туристские тримаран и катамаран.

Рис. 3. Катамаран для прогулок.

Подобные суда давно существуют за рубежом, в частности в таких центрах туризма, как Багамские и Гавайские острова. Один из первых катамаранов «Але Але Каи V» длиной 30,5 м и шириной 9 м, построенный и эксплуатируемый на Гавайских островах, принимает на кратковременный рейс до ста пассажиров. Площадь его парусности (650 ма) позволяет достигать 12 уз скорости и примерно такой же при работе обоих дизелей мощностью 165 кВт. «Гавайиан Куин» берет на борт до 88 пассажиров, «Тропик Берд» обслуживает сразу 140 пассажиров — туристов Багамских островов.

Для отдыха в стесненных условиях водохранилищ пригоден тримаран, обладающий более высокой, чем катамаран, маневренностью под парусами. При длине около 20 м на нем свободно размещаются 30 пассажиров. Каюты его достаточно изолированные, но выполнены в духе старых парусников — двери кают выходят прямо в салон. Чередование отдыха и работы с парусами позволит создать на судне особую атмосферу, когда остроту и романтичность приобретает не желание уединиться, а желание быть в коллективе, с которым связывает вас не только общность места, но и интересов, основанных на стремлении померяться силами со стихией, а при случае — выиграть гонку с однотипным судном. Такая активная форма отдыха с участием в судовых работах сродни туристским лыжным и пешим походам, сплавам на плотах, байдарках и т- п. Нет оснований сомневаться в существовании контингента желающих. По мере роста популярности этого вида отдыха он также будет расти.

Парусный тримаран может использоваться как чисто круизное сУДно (без участия пассажиров в работах или с участием), как туристское или учебно-воспитательное (для клубов юных моряков) и т. п. Районы его плавания — водохранилища, крупные озера, прибрежная зона морей. В разобранном виде судно можно доставлять и на такие водоемы, которке не имеют прямых сообщений с другими.

Рис. 4. Общее расположение туристского тримарана.
1 — капитал; 2 — машинное отделение (МО); 3 — санблок; 4 — камбуз; 5 — каюта команды.

В надстройке тримарана устроено 10 трехместных кают, которые при необходимости можно преобразовать в четырех- или двухместные, и салон-столовая. Между каютами — широкий коридор со сдвижным подволоком. Такое решение позволяет в хорошую погоду раскрыть внутреннее пространство, обеспечивая защиту от ветра; коридор является своеобразным продолжением салона. Камбуз и санблок расположены в главном корпусе. Продукты для камбуза поставляются на судно заранее расфасованными соответственно блюдам и времени подачи. Это облегчает приготовление пищи, уменьшает количество отходов и необходимый для хранения продуктов объем. Экипаж (5—8 чел. в зависимости от условий рейса) проживает в главном корпусе. В поплавках размещаются кладовые либо дополнительные места для пассажиров, используемые при краткосрочных рейсах. Пассажиро-вместимость при этом повышается на 10—12 человек. Площади открытых палуб вполне достаточно, чтобы пассажиры не стесняли друг друга.

Форма корпуса и осадка позволяют судну подходить практически к любому берегу для купаний, прогулок, «зеленых» остановок. Парусное вооружение рассчитано при максимальной эффективности на высокую степень механизации управления, включая постановку и уборку парусов, и относится к типу косого. Два стакселя крепятся к поплавкам и’А-образной мачте, а их шкотовые углы — к рейкам. На самих колоннах мачты поднимаются два узких грота с уишбоном, держащим шкотовый угол. На полных курсах ставят спинакер.

Управление судном осуществляется из рулевой рубки, полуутопленной в жилую надстройку, управление парусами — с площадки, расположенной в корму от рубки.

Подобное вооружение при увеличении размеров судна может стать своеобразным модулем. Например, при длине судна 40 м оно будет двухмачтовым, при 60 м — трехмачтовым. Одновременно изменяется и форма корпуса—от тримарана к катамарану. Таковы предложения автора.

Интересный проект тримарана родился в творческом содружестве ученых Николаевского кораблестроительного института и Главного управления речного флота Украины. Назначение судна — отдых во время отпуска под парусами. Днепр — огромная цепь водохранилищ, протянувшихся от Чернобыля до Новой Каховки. Водных пространств вполне достаточно. В проекте, разработанном ЛИСЭД НКИ под руководством проф., докт. техн. наук Ю. С. Крючкова, соединены новейшие исследования в области гидродинамики многокорпусных судов и традиционное двухмачтовое гафельно-бермуд-ское вооружение.

Судно длиной 30 м и шириной 14 м рассчитано на 40 пассажиров, которые размещаются во всех трех корпусах в одно- и двухместных каютах. С целью повышения живучести каждые две каюты составляют отсек. Носовая часть моста для уменьшения воздушного сопротивления выполнена обтекаемой. При осадке 1 м водоизмещение тримарана не превышает 100 т, а площадь парусности — 120 м2. Хотя отношение парусности к водоизмещению находится в пределах, характерных для больших парусников, оно явно недостаточно для данного судна и должно быть больше по меньшей мере вдвое. Вооружение — ком* бинация гафельной фок-мачты с развитым передним треугольником (стаксели, кливеры, летучка) и бермудского грота. При проходе под мостами валят лишь грот-мачту и немедленно поднимают паруса на первой мачте либо вообще не убирают их. По мнению авторов, традиционное вооружение более привлекательно“ для будущих туристов, чем какое-либо иное. Небольшая площади парусности, большая ширина уже сами по себе гарантируют остойчивость, но даже если крен достигнет критического значения, расположенные на вантах оболочки автоматически надуются и создадут дополнительный восстанавливающий момент.

Экипаж парусника 5 чел. при условии привлечения туристов к управлению парусами и 7 чел., когда команда полностью обслуживает судно. Стоимость- двухнедельного круиза составит 130—140 руб. ПО расчетам срок окупаемости судна не превысит пяти лет. Проект этого парусного тримарана — первый реальный шаг, сделанный в нашей стране к новым формам отдыха и старым источникам энергии.

Третий тип судна наиболее интересен и экономически оправдан. Высокий комфорт, необычность и романтичность обстановки позволяют надеяться на полное обеспечение расчетной пасса-жировместимости (загрузка 85—90%):

Каким же представляется морской туристский парусник? Прежде всего многокорпусным судном. Ходовой крен однокор-пусного судна 10—15° не способствует улучшению самочувствия Даже молодых, но неопытных людей, не говоря уже о людях возрасте в 50—55 лет. Этот возраст может быть предельным расчетным, когда люди достаточно обеспечены и хорошо чувствуют себя физически, чтобы принять участие в таком отдыхе.

Рис. 5. Тримаран для смешанных плаваний «река — море» (лаборатория ЛИСЭД НКИ).

Многокорпусные суда, в данном случае катамаран, имеют ходовой крен 1—2°, который при большой ширине судна не создает психического напряжения (проверено на яхтах). Подобные суда существуют за рубежом.

В 1962 г. после успешной эксплуатации катамарана «Тропик Берд» во Флориде был построен «Тропик Ровер» длиной 44,5 м, шириной 11,6 м. Ширина .каждого корпуса 2,75 м, осадка 1,5 м, площадь парусности 930 м2. На судне установлено по одному в каждом корпусе дизелю мощностью 200 кВт. Экипаж 15 чел. Большинство из 66 пассажиров располагаются в двухместных каютах. К их услугам моторные лодки с двигателями мощностью 55 кВт для буксировки любителей водных лыж, плавательный бассейн между корпусами, широкие палубы и сервис в баре. •«Тропик Ровер» совершал рейсы у Багамских островов и, как правило, длительность рейсов составляла 5—7 дней.

Отечественный катамаран, предназначаемый для морских круизов, представляется судном длиной по ватерлинии 60 м; рассчитан на 80 пассажиров при длительности рейса 20 дней и на 160 пассажиров при 7—10-дневном рейсе. Кроме преимуществ в мореходных качествах (крен, скорость) катамаран имеет ряд особенностей архитектурно-планировочного характера, которых лишены однокорпусные суда. Это большие ширина и площадь прогулочных палуб. Пассажиры размещаются в одно- и двухместных каютах. Часть одноместных кают, трансформируемых при необходимости в двухместные, располагается вдоль внешних бортов, для экипажа — в носовой части. На трехмачтовом судне с А-образными мачтами вдоль поперечных переборок можно разместить дополнительные ряды кают (частично для экипажа), которые образуют патио, перекрываемые прозрачными закрытиями. Такое решение позволит создать празднично-фестивальное настроение. Ввиду сравнительно кратковременного пребывания на судне оно не успеет стать удручающим. Чтобы для экипажа такая обстановка не была несколько обременительной, жилые помещения его отделены от остальных специальной переборкой.

Рис. 6. Большой туристский катамаран (предложение И. Е. Перестюка)

Рис. 7. Общее расположение туристского катамарана:
а — продольный разрез по ДП мостика; б — главная палуба; в — расположение помещений в левом корпусе (цифрами показано количество мест в пассажирских каютах)
I — столовая; II — камбуз; III — ресторан.

Первое от носа патио предназначается для тихих игр, солярия, второе же с непосредственно вливающимися в него столовой, кафе, кормовой, прогулочной террасой, бассейном можно назвать спортивно-увеселительным. Расположенный выше бар «Ночная звезда», постоянно меняющееся освещение, тени и блики от парусов, мачты, устремленные в небо, — все это создаст обстановку неповторимого очарования.

Для снижения строительной стоимости на судне в широких Редел ах будут применены модульные каюты, чему способствует Удлиненность корпусов и их прямостенность. Санитарно-бытовые омещения расположены в нос от машинного отделения, благодаря МУ сокращается протяженность систем, снижается шум в те

периоды, когда работают двигатели. Движители (ВДРК) используются при маневрах, вблизи портов, в случае необходимости смены галса и для поддержания графика движения. Расположение машинного отделения в корме исключает и задымляемость. На попутных курсах включается специальный вентилятор, улучшающий выброс газов. Здесь же, в кормовой части, расположены спасательные устройства — шлюпки или надувные плоты и парус-но-моторный катер с радиостанцией. В носовой части правого корпуса устроено ПУ. Повышение бокового сопротивления и уточнение центровки достигается установкой в носу и корме каждого корпуса кинжальных швертов.

Рабочая парусность составляет 1 тыс. м2, что согласуется с отношением площади парусности к водоизмещению для обычных парусников, не перегруженных парусами, но возможна постановка дополнительных парусов, увеличивающих площадь парусности вдвое. Пассажиры могут принимать участие в постановке и уборке парусов, в работе на ручных лебедках, стоять на дубль-штурвале и т. п.

Сезон для парусника в наших широтах — апрель—октябрь. Вне сезона парусник можно использовать, как плавучий дом отдыха, гостиницу, сдавать по чартеру в другие бассейны.

Стремление все более широких масс трудящихся к активному отдыху несомненно создаст благоприятную обстановку для появления разнообразных туристских парусников, в том числе и выше-предложенного.


Читать далее:

Категория Парусная система