Остановка катера включением заднего хода


Категория Спортивные катера

В начальный период постройки моторных катеров часто применяли реверсивные муфты, снижавшие частоту вращения на заднем ходу вдвое больше, чем на переднем ходу. Это была планетарная муфта «Парагон», изготовлявшаяся еще в 20-х годах в США. Сам гребной винт на заднем ходу уже образует меньший упор. Если к этому добавить значительно пониженную частоту вращения, то, разумеется, достигается лишь чрезвычайно слабый эффект торможения. С этим можно было согласиться при низких скоростях катеров тех времен, однако в настоящее время у реверсивных передач на заднем ходу предусматривается почти такая же частота вращения, что и на переднем ходу. То, что некоторые планетарные муфты понижают на заднем ходу частоту вращения на 8—12%, легко компенсируется увеличением частоты вращения двигателя. Сам по себе процесс остановки катера не является проблемой. При этом предполагается, что заранее уменьшают скорость, приближаются к цели на минимальное расстояние и в заключение дают кратковременный задний ход для того, чтобы погасить остаток скорости катера. Если же обстоятельства вынуждают внезапно и резко остановить судно, то проявляется эффект гребного винта, забрасывающий корму в сторону. Он относится как к быстроходным открытым спортивным катерам, так и к большим моторным туристским катерам, особенно одновинтовым.

Рис. 1. Внезапная остановка одновинтового судна на полном ходу. При резкой остановке включением заднего хода корма перемещается в сторону под действием гребного винта. При этом судно к моменту остановки приходит в неожиданное положение и может стать поперек движения или даже развернуться на 180°.

Необходимо помнить, что боковое смещение кормы происходит тем интенсивней, чем резче увеличивают частоту вращения гребного винта на заднем ходу для остановки судна. Как выглядит такая внезапная остановка на полном ходу у одновинтового судна, показано на рис. 1. В тот момент, когда гребной винт начинает вращаться в обратную сторону, заметен эффект бокового смещения. Поскольку катер еще имеет значительный ход, он частично послушен рулю, однако с уменьшением скорости боковой снос становится сильнее. Появляется неприятное чувство неуверенности и продолжается до тех пор, пока, наконец, катер полностью не остановится. Оно возникает от взаимодействия эффекта торможения задним ходом, поперечного смещения от действия гребного винта и инерции массы катера.

Поскольку водитель не в состоянии избежать указанного, он должен учитывать этот процесс таким, каким он изображен на рис. 1. Его можно лишь предотвратить, заблаговременно снизив в достаточной степени скорость, прежде чем вообще будет необходима резкая остановка на слишком большом ходу.


Читать далее:

Категория Спортивные катера