Особенности окраски судов на подводных крыльях и воздушной подушке


Категория Технология окраски судов

Характерной особенностью корпуса судна на подводных крыльях является наличие в подводной части конструкции в виде крыльев, расположенных в носу и корме. На ходу при малой скорости судно передвигается как обычное, при увеличении скорости крылья приобретают подъемную силу и корпус судна полностью выходит из воды. Следовательно, на таких судах корпус может длительное время находиться в спокойном состоянии в морской воде, что сопровождается появлением на нем обрастания, а на ходу он подвергается действию потока, брызг воды и атмосферным влияниям, что способствует возникновению и быстрому развитию коррозионных процессов. Кроме того, крыльевые устройства и корпус судна создают мощную макропару, в результате действия которой происходят интенсивные коррозионные разрушения корпуса судна, изготовляемого обычно из легких сплавов.

Рис. 1. Судно на подводных крыльях.

Для защиты корпуса от коррозии и обрастания производят окраску. При выборе лакокрасочных материалов и схем защиты необходимо:
— использовать покрытия, не разрушающиеся при электрохимической защите;
— применять схемы окраски, обеспечивающие защиту от коррозии, особенно в местах контакта конструкций из разнородных металлов, на срок не менее одного года;
— наносить необрастающие краски, обеспечивающие защиту крыльевых устройств и подводной части корпуса от обрастания;
— применять твердые, износостойкие покрытия, обладающие высокой адгезией, не поддающиеся разрушению или разрушающиеся незначительно только в районе входной кромки крыла.

Окраску крыльевых устройств на судах, находящихся в воде непрерывно в течение 15 суток, производят по схеме: краска эпоксидно-каменноугольная или виниловая — четыре —шесть слоев, необрастающая краска ХС-79 или ХВ-53 — два слоя.

Крыльевые устройства на судах с более частым подъемом из воды окрашивают только антикоррозионной краской, так как после одного-двух подъемов необрастающую краску приходится полностью возобновлять (будучи вынута из воды, она высыхает и начинает разрушаться).

Для повышения адгезии лакокрасочного покрытия крыльевые устройства делают шероховатыми (обрабатывают их песком или дробью). Окраска производится с помощью краскораспылителя, краску наносят обязательно по хорде крыла. Покрытие должно иметь минимальную шероховатость, для этого применяют краски с хорошим розливом или шлифуют нанесенное покрытие для устранения неровностей.

При эксплуатации катодный осадок удаляют шлифованием и затем окрашивают места с разрушенным покрытием; осевшие личинки морских организмов, пока они не закрепились и не вросли в пленку краски, удаляют, протирая крылья старыми капроновыми сетями.

Суда, плавающие на воздушной подушке, разделяют на три типа: с полным отрывом, частичным отрывом и без отрыва от воды.

Такие суда могут двигаться с большими скоростями по мелководью, болотистым местам, песку, снегу и т. д. Они достигают больших размеров. Во время движения под днище судна специальными вентиляторами непрерывно нагнетается воздух, что позволяет судну парить над поверхностью. Одновременно создаются необычайно жесткие условия, в которых находится днище и нижняя часть корпуса. Поступающий воздух захватывает песок, мелкие камешки, комки земли и т. п., которые с силой ударяются о днище и разрушают на нем защитное покрытие. Поэтому при окраске судов на воздушной подушке основное внимание должно быть уделено защите днища и нижней части корпуса.

Применяемые для этой цели краски должны обладать:
— высокой абразивостойкостью и очень хорошей адгезией;
— отличными антикоррозионными свойствами;
— быть устойчивыми при длительном действии на них воды, водяных брызг и атмосферных осадков.

Рис. 2. Схема передвижения судов на воздушной подушке:
а — с полным отрывом от воды; б — без отрыва от воды.

К числу таких красок могут быть отнесены эпоксидно-каменноугольные, эпоксидно-этинолевые, виниловые, на основе хлоркау-чука и др.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов