Особенности очистки судов из железобетона, стеклопластика и дерева


Категория Технология окраски судов

На поверхностях корпусов судов из железобетона имеются значительная шероховатость, раковины, неровности и другие дефекты. Высококачественная отделка таких поверхностей невозможна, так как для соответствующей ее подготовки потребуются значительные затраты времени и средств. Подготовка к окраске начинается с заделки раковин, удаления крупных неровностей, сглаживания поверхностей на открытых участках и удаления загрязнений — пыли, смолы, масла и т. п.

Очистка может производиться пескоструйным или дробеструйным способом или с помощью крупнозернистых абразивных кругов. Ее производят так, чтобы верхний слой бетона был удален на глубину 0,1—0,2 мм. Как показал опыт, наличие в этом слое углекислых соединений является основной причиной быстрого разрушения нанесенного покрытия.

Рис. 1. Очистка подводной части корпуса шкрабкой.

За рубежом подготовку проводят несколько иначе: после удале-ия пыли, смолы и т. п. поверхность обрабатывают 5—10%-ным раствором соляной кислоты, которую наносят кистью или краскораспылителем. По истечении 2—4 -часов поверхность промывают пресной водой, а затем просушивают, после чего она считается готовой для окраски. У нас в стране этот способ подготовки распространения не получил.

Корпуса судов, лодок или конструкций из стеклопластика перед окраской необходимо очистить от прилипших волокон и наплывов смолы, после этого удаляют все загрязнения в виде пленок поливинилового спирта, грязи, масляных пятен и т. п.

Волокна, наплывы смолы, утолщенные места, неровности удаляют с помощью машинок ДМ-175, АМ-50, ШПМ-2 или рашпилей, скребков, напильников, а в отдельных случаях — абразивных кругов (при прошкуривании необходимо полностью удалять пылевидные продукты). Поливиниловый спирт с поверхностей удаляют рашпилями, скребками, стамесками или смывают теплой водой. В тех случаях, когда приходится окрашивать лицевую сторону изделий из стеклопластика, изготовленных методом формования, надо учитывать, что адгезия красок к отделываемой поверхности плохая. Поэтому перед началом окраски такие поверхности необходимо сделать шероховатыми — обработать песком, дробью или просто про-шкурить.

Характер подготовки корпусов деревянных судов к окраске зависит от типа судна. Баржи и аналогичные им суда, не требующие высококачественной отделки, окрашивают после очистки от пыли, древесных опилок и загрязнений.

На катерах и других судах, где требуется хорошая отделка, перед окраской необходимо:
— заделать шпаклевкой все дефекты, имеющиеся на корпусе (выколы древесины, места утопленных шурупов и болтов);
— выровнять зашпаклеванную поверхность и отдельные доски корпуса;
— удалить с окрашиваемой поверхности пыль, образующуюся при шлифовании, остатки опилок, шпаклевки и других загрязнений, которые могут ухудшать качество окраски.

Шпаклевочные работы выполняют обычными шпателями. Механизировать этот процесс трудно вследствие неравномерного расположения на корпусе участков, которые нужно зашпаклевать.

Для выравнивания зашпаклеванной поверхности применяют универсальные пневматические машины УПМ-1. Рабочим инструментом служат резиновый диск со слоем абразива, шлифовальные шайбы и т. п. Для мокрого шлифования в машине УПМ-1 предусмотрена подача воды через отверстие в оси шпинделя. Для этих jjTe Целей могут быть использованы машинки шкуровальные ШПМ-2, ЛМ-50 или ДМ-175, предназначенные для прошкурива-ния деревянных корпусов, в том числе загрунтованных или зашпаклеванных. Машинка ШПМ-2 снабжена эластичным резиновым кожухом, покрывающим зону рабочего диска диаметром 230 мм и позволяющим производить отсос пыли в процессе работы (для этого он соединен гибким шлангом с переносным пневматическим пылесосом ПП-4М). Приспособление для удаления пыли имеет и машинка ДМ-175.

Можно применять для этих работ пневматическую машинку, показанную на рис. 2. У нее абразивное полотно закрепляется на толстом круге из эластичной пластмассы, что позволяет лучше обрабатывать поверхности, в том числе и криволинейные.

Поверхности, подлежащие окраске, очищают от пыли, опилок, шпаклевки и других загрязнений волосяными щетками или, что значительно лучше, с помощью пылесоса ПП-ЗМ или ПП-4М.

Рис. 2. Очистка и шлифование корпусов из дерева и стеклопластика с помощью пневматической машинки.

Корпуса эксплуатируемых деревянных или пластмассовых судов очищают от обрастания и остатков краски скребками или шпателями. Применение металлических щеток, насаженных на гибкий вал, значительно ускоряет эту работу. Однако водоросли и морские организмы при этом превращаются в кашеобразную массу, которая разбрасывается щетками во все стороны и в большом количестве попадает на рабочего. Поэтому, приходится надевать водонепроницаемую одежду, резиновый фартук, сапоги и защищать лицо прозрачным щитком, что усложняет работу.

Старую, плохо держащуюся краску вначале удаляют шпателем, а затем окончательно подчищают это место шкрабкой и наждачной шкуркой. В отдельных случаях окончательную подчистку производят при помощи машинки УПМ-1 и ЛM-50.

Толстые слои краски удаляют шкрабками, стамесками или машинками с дисйами из крупнозернистой шкурки. Толстые слои краски можно удалять, обрабатывая их смывками, в состав которых входят растворители и загустители. Применять щелочные смывки в данном случае нельзя.

На рис. 3 показана очистка поверхностей от старой краски при помощи смывок с органическими растворителями.

Нельзя рекомендовать применяющийся иногда способ очистки судов из дерева, при котором на окрашенную поверхность действуют пламенем горелки, вызывая размягчение покрытия, которое затем удаляют стальным шпателем. В результате такого способа очистки может возникнуть пожар, если судно было окрашено красками, пленки которых обладают горючестью. Кроме того, в состав многих судовых импортных красок входят токсичные соединения свинца и цинка. В необрастающих красках содержатся ядовитые органические соединения, олово- и свинцовоорганические продукты, производные мышьяка и т. д. При нагревании краски разлагаются, эти соединения переходят в газообразное состояние. Систематическое вдыхание таких паров чрезвычайно опасно для здоровья.

Рис. 3. Удаление старых красок при помощи органических смывок.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов