Основы организации борьбы экипажа за живучесть судна


Категория Морская практика

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах ММФ, НБЖС и судовым расписанием по тревогам. Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы на судне.

Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, для ликвидации повреждений технических средств, защиты от оружия массового поражения и для спасания людей на судне создаются аварийные партии и аварийные группы. Количество их определяется составом экипажа. При численности экипажа свыше 100 чел. создаются три аварийные партии (носовая, кормовая и машинного отделения); от 50 до 100 чел. — две аварийные партии (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения; от 15 до 50 чел. — аварийная партия и аварийная группа машинного отделения. При численности экипажа менее 15 чел. создается одна аварийная группа. Командирами аварийных партий (групп) назначаются: при двух аварийных партиях командиром носовой партии — второй помощник капитана, кормовой — третий механик; при одной аварийной партии — второй помощник капитана, его заместителем — третий механик. Командиром аварийной партии (группы) машинного отделения назначается второй механик.

Аварийные партии являются также основными дегазационными отделениями, действующими по специальному расписанию.

Кроме аварийных партий, на судне создаются: пост медицинской помощи (ПМП) (командир — судовой врач или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге); на пассажирских судах — партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (командир — помощник капитана по пассажирской части или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой и шлюпочной тревогам); группа подготовки спасательных средств коллективного пользования (командир — лицо командного состава или старший матрос).

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создается стояночная аварийная партия или группа, способная обеспечить борьбу за живучесть судна до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. Ее численность при стоянке судна у причала — не менее Vs части экипажа, при стоянке на рейде — не менее „/з. Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, заместителем — вахтенный механик.

В каждой аварийной партии создаются группа разведки пожара и группа разведки нарушения водонепроницаемости корпуса. Члены группы ра’зведки пожара должны быть обучены правилам работы с кислородно-изолирующими противогазами (КИП).

Обязанности аварийных партий и всех членов экипажа определяются НБЖС и конкретизируются применительно к данному судну в судовом расписании по тревогам.

Расписание по тревогам — основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Оно определяет обязанности каждого члена“, экипажа и места сбора по тревогам. Расписание вывешивается на видных местах в общедоступных помещениях судна, а для каждого члена экипажа составляется каютная карточка —- выписка из расписания, в которой указываются значение сигналов тревоги, обязанности и место сбора по тревогам, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной: тревоге. Каютная карточка форматом 210×197 мм прикрепляется над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.

В НБЖС установлены следующие виды тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная, «Радиационная опасность», химическая.

Сигналом общесудовой тревоги является непрерывный звонок громкого боя в течение 25—30 с. При пожаре во время стоянки в. порту указанный сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана (по указанию капитана) при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности, при поступлении воды внутрь судна, возникновении на судне взрыва, пожара, утечки газа и в других аварийных ситуациях.

Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа.

Сигналом тревоги «Человек за бортом» являются три продолжительных звука звонком громкого боя или свистком, повторяемых 3—4 раза. Тревога объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении его в воде.

Сигнал шлюпочной тревоги — семь коротких и один продолжительный звук звонком громкого боя, повторяемый 3—4 раза. Тревога объявляется по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость его оставления экипажем и пассажирами.

Сигнал тревоги «Радиационная опасность» — один короткий и два продолжительных звука звонком громкого боя, повторяемых 3 раза с интервалом 2 с.

Сигнал химической тревоги — четыре коротких и один продолжительный звук звонком громкого боя, повторяемый 3 раза с интервалом 2 с.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги. В случае пробоин, утечки газа или пожара по возможности указывается их место,- Отбой всех тревог объявляется голосом.

С целью практической отработки действий экипажа по тревогам на каждом судне в плановом порядке проводятся учебные тревоги. Они объявляются по указанию капитана судна.

Все члены экипажа при объявлении тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, имея при себе спасательные жилеты, а по шлюпочной тревоге — надев их. При любой погоде, надев спасательные жилеты, должны выходить к шлюпке гребцы, а в шторм — все расписанные по тревоге «Человек за бортом».

Успешной борьбе экипажа за живучесть судна способствует наличие на судне заранее разработанных оперативных планов, предусматривающих наиболее эффективные действия экипажа в различных аварийных ситуациях.


Читать далее:

Категория Морская практика