Основные типы судов


Категория Технология окраски судов

По району плавания все суда делят на морские, рейдовые, внутреннего или смешанного плавания. Подводная часть корпуса и район переменной ватерлинии всех судов, независимо от типа и назначения, нуждаются в особенно тщательной защите от коррозии и от обрастания.

Надводный борт, палубу, надстройки необходимо защищать от коррозии и окрашивать в соответствии с назначением судна и его архитектурно-конструктивными формами.

При окраске внутренних помещений, наряду с антикоррозионной защитой, учитывается необходимость создания уюта и комфорта.

По материалу корпуса суда могут быть стальными, из легких сплавов, пластмассовыми, деревянными, железобетонными или композитными. По способу движения различают суда, плавающие на поверхности, глиссирующие, на подводных крыльях, парящие над поверхностью воды (суда на воздушной подушке). По типу главного двигателя суда делят на пароходы, теплоходы, газотурбоходы, электроходы, атомоходы.

По назначению суда разделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и технические.

В свою очередь, транспортные суда подразделяют на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные.

Грузовые суда могут быть наливными или сухогрузными. Последние делятся на суда общего назначения, предназначенные преимущественно для перевозки генеральных грузов, и специализированные для перевозки определенных грузов.

Рис. 1. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судне.
1 — форштевень; 2 — форпик; 3 — цепной ящик; 4 — трюм; 5 — настил второго дна; 6 — междудонные цистерны; 7 — коффердамы; 8 — паровой котел; 9 — силовая установка; 10 — туннель гребного вала; 11 — рецесс; 12 — дейдвудная труба; 13 — ахтерпик; 14 — ахтерштевень; 15 — ледовый шпор; 16 — гельмпортовая труба; 17 — ют; 18 — леерное ограждение; 19 — твиндеки; 20 — крышки грузовых люков; 21 — нижняя . палуба; 22 — комингсы грузовых люков; 23 — фальшборт; 24 — верхняя палуба; 25 — трап; 26 — светлый люк; 27 — шахта светлого люка; 28 — кожух дымовой трубы; 29 — ходовая рубка; 30 — средняя надстройка; 31 — дымовая труба; 32 — козырек; 33—бак; 34 — диптанк.

На сухогрузных судах для генеральных грузов имеются просторные грузовые трюмы, которые окрашивают красками с высокой механической прочностью, а также рефрижераторные трюмы для перевозки скоропортящихся грузов и диптанки для перевозки пищевых масел. Для их окраски применяют краски специального назначения.

Рис. 2. Контейнерное судно:
а — продольный разрез; б — план.

Специализированные сухогрузные суда используют для перевозки леса, скоропортящихся продуктов, контейнеров и т. п.

Существуют суда, предназначенные для перевозки навалочных грузов: руды, агломерата, удобрений, зерна. Универсальные суда могут перевозить нефтепродукты и генеральные грузы. Поэтому окраска таких судов представляет очень сложную задачу. Она особенно усложняется при окраске универсальных судов.

Трюмы сухогрузных специализированных судов окрашивают абразиво-стойкими материалами, к которым предъявляется ряд дополнительных требований. Например, если агломерат будет засыпаться в горячем виде, то покрытие должно быть теплостойким; если перевозят удобрения, то необходимо, чтобы оно обладало высокой химической стойкостью. Особенно сложной является защита трюмов сухогрузных судов универсального назначения, здесь следует применять абразивостойкие покрытия, устойчивые к воздействию химических веществ, включая нефтепродукты.

Характерной особенностью контейнерных судов являются очень большие грузовые трюмы (с большим раскрытием палубы над ними), в которых грузы перевозят в стандартных большегрузных контейнерах. Иногда грузы, упакованные в плавучие контейнеры-баржи, перевозят на специальных судах—лихтеровозах.

Покрытия для контейнерных судов, лихтеровозов, трейлерных (перевозящих грузы в трейлерах-автоприцепах) и контрейлерных (в их трюмах перевозят трейлеры, а на палубах контейнеры) практически однотипны. Они должны защищать трюмы от коррозии, хорошо противостоять механическим воздействиям и требовать минимального ухода при эксплуатации.

К наливным судам относятся танкеры, используемые для перевозки сырой нефти или нефтепродуктов, а также суда, перевозящие воду, вино, кислоты, ще-лочи, растворы солей, пищевые или технические растительные масла и т. п. Надежная защита таких судов возможна только при использовании покрытий, не разрушающихся под воздействием этих веществ и не оказывающих на них никакого влияния.

К группе промысловых судов относятся добывающие, перерабатывающие суда и плавучие базы. Последние представляют собой крупнотоннажные суда, имеющие большие рефрижераторные помещения, разнообразные трюмы, специальные морозильные установки, цеха переработки рыбы, оборудование для выделения жира и т. п. Надежная защита таких судов представляет сложную задачу. Краски должны быть допущены для применения в пищевой промышленности, пленки их должны выдерживать длительное действие жира, горячих моющих и дезинфицирующих растворов, тузлука, соли и т. п.

На пассажирских судах имеются комфортабельные каюты, салоны различного назначения, бары, кафе, рестораны, библиотеки, читальни, бассейны и т. п. Поэтому при окраске таких судов нужно не только создать антикоррозионную защиту, но и удовлетворить целому ряду эстетических требований, в зависимости от назначения внутренних помещений. Для этих целей применяют самый широкий ассортимент лаков, красок и эмалей, пленки которых должны быть кроющими или лессирующими, обеспечивать получение поверхностей глянцевых, полуматовых, матовых, с шелковистым блеском и т. п.

Транспортные суда (морские паромы, буксиры, толкачи) и служебно-вспомогательные суда (ледоколы, спасатели, пожарные, снабженческие и т. п.) окрашивают по схемам, соответствующим условиям их эксплуатации и обеспечивающим надежную антикоррозионную защиту.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов