Основные правила безопасного обслуживания дизелей


Категория Судовые энергетические установки

Общие требования безопасности.

К обслуживанию судовых механизмов допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные медицинскими комиссиями пригодными к выполнению работ на судне, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующие дипломы или свидетельства на право исполнения обязанностей по определенной должности. Ответственность за предупреждение несчастных случаев на судне, своевременное расследование и полноту учета несчастных.случаев, разработку мероприятий по их предупреждению, организацию безопасных методов работы на судне несет капитан-механик.

Лица, допускаемые к обслуживанию механизмов, получают соответствующий инструктаж на рабочем месте о безопасных методах работы. Допуск на рабочие места лиц, не прошедших специального инструктажа по безопасной эксплуатации судовых механизмов и противопожарной защите судна, не разрешается.

Современные дизели сконструированы и размещены в машинном помещении судна с учетом максимальной безопасности их обслуживания. Однако это не освобождает обслуживающий персонал от четкого знания и строгого выполнения требований безопасности по эксплуатации СЭУ. Инструкции по охране труда и противопожарной защите должны находиться в машинном помещении на видном месте. Капитаны-механики (механики) должны иметь инструкции по обслуживанию каждого механизма, в которых указаны действия обслуживающего персонала при всех возможных производственных ситуациях, в том числе и при несчастных случаях.

Для удобства обслуживания СЭУ в машинном помещении предусмотрены достаточные по ширине проходы и площадки, которые нельзя загромождать посторонними предметами. Слани, площадки, трапы и решетки в машинном помещении должны находиться в исправном техническом состоянии и быть насухо протертыми. Необходимый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и храниться в специально отведенных для него местах. В машинном помещении запрещается хранить предметы и инвентарь, который не требуется при обслуживании СЭУ. Не разрешается оставлять в проходах на решетках, трапах и дизелях инструмент, приспособления и другие предметы. Пользоваться неисправными и неиспытанными грузоподъемными механизмами (талями, домкратами и другими устройствами) запрещается. Освещенность рабочих мест должна соответствовать требованиям действующих Санитарных правил для судов внутреннего плавания. При выходе из строя основных источников освещения переносные светильники следует подключать только к источникам тока низкого напряжения (не свыше 12 В).

Вращающиеся и движущиеся детали необходимо закрывать кожухами. Ограждения и кожухи, снятые с механизмов для их осмотра и ремонта, после выполнения указанных операций нужно устанавливать на место. Пуск и работа СЭУ со снятыми кожухами и ограждениями не допускается.

Детали, подверженные усиленному нагреву, покрывают изоляцией. Возможные дефекты последней во избежание ожогов нужно немедленно устранять. Температура наружных изолированных поверхностей не должна превышать 60 °С. Для отдельных трудноизолируемых частей допускается повышенная температура поверхности при условии, что такие части имеют ограждения, которые предохраняют обслуживающий персонал от ожогов.

Следует поддерживать также в нормальном состоянии изоляцию электрических кабелей, проводов и электроаппаратуры, чтобы не было их искрения и короткого замыкания.

Контрольно-измерительные приборы, размещенные на различных элементах СЭУ, должны иметь пломбы и надписи с указанием даты их проверки в лабораториях Государственного комитета СССР по стандартам.

В машинном помещении на видном и доступном для подхода месте надо иметь комплект пожарного оборудования (огнетушители, ящики с песком, лопаты, ломы, багры, ведра). Легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества, а также обтирочные материалы, пропитанные маслом и топливом, хранить в машинном помещении не разрешается.

Меры безопасности при эксплуатации дизелей. К несению вахты в машинном помещении допускаются только члены экипажа в исправной и застегнутой спецодежде. Доступ посторонним лицам в машинное помещение без разрешения вахтенного начальника запрещается. Подготовка судовых дизелей к пуску и их обслуживание во время работы должны осуществляться в соответствии с инструкцией заводов-изготовителей. Для обеспечения сохранности СЭУ и безопасности обслуживающего персонала при подготовке дизеля к пуску необходимо убедиться, что дизель возможно пускать, изменять режим его работы, останавливать и реверсировать в соответствии с задаваемой органами управления программой. Неуправляемый или неправильно выполняющий заданные команды дизель может вызвать крупные аварии и тяжелые несчастные случаи. Подготовку дизеля к пуску производят под руководством вахтенного начальника или старшего по вахте в машинном помещении, а после ремонта — капитана-механика (механика) судна. При подготовке дизеля к пуску убеждаются, нет ли посторонних предметов на двигателе и линии валопровода, инструменты и приспособления убирают на штатные места; проверяют исправность предохранительных устройств на крышках цилиндров, картерных люках, насосах и трубопроводах; осматривают крепления кожухов и ограждений движущихся частей; снимают и укладывают на штатные места рычаги выключения тормозного и валоповоротного устройств; во избежание случайного пуска дизеля из рубки до окончания его подготовки отключают ДУ; убеждаются в отсутствии людей за кормой и в опасных зонах вблизи дизеля. Непосредственно перед пуском дизеля старший по вахте отдает команду находящемуся в машинном помещении персоналу: «Отойти от дизеля».

При работе дизеля запрещается устанавливать и регулировать зазоры во впускных и выпускных клапанах, подкачивать топливо в цилиндры вручную, вскрывать люки картера, подтягивать резьбовые соединения, регулировать и затягивать форсунки и предохранительные клапаны, определять на ощупь места утечки рабочей среды в системах высокого давления, перегружать дизель или его отдельные цилиндры выше установленных норм, допускать работу дизеля на критических частотах вращения, находиться против открытых индикаторных кранов.

При остановке дизеля для осмотра или ремонта следует отключить привод ДУ от местного поста (закрыть запорный клапан на пусковой магистрали, обесточить пусковую систему при стар-терном пуске), включить валоповоротное или тормозное устройство, открыть индикаторные краны и на рукоятке управления вывесить плакат: «Не включать — работают люди!»

Перед проведением технического обслуживания дизеля капитан-механик (механик) проводит специальный инструктаж лиц, назначенных для выполнения работ по ТО. Рабочие места для ТО должны быть хорошо освещены, обеспечены приспособлениями, инструментами, прокладками для деталей и другими необходимыми для ТО предметами.

Приступая к разборке механизма, следует убедиться, что он отключен от источника энергии (тока, сжатого воздуха). Механизмы, оборудование, узлы и детали массой более 50 кг нужно поднимать и перемещать только при помощи исправных грузоподъемных средств, не превышая установленную для них грузоподъемность. Детали, механизмы, оборудование, которые после отсоединения могут упасть, до окончания разборки надо надежно за-ьстропить. Демонтированные или приготовленные для сборки детали механизмов необходимо устанавливать к бортам и переборкам в устойчивом положении так, чтобы при сотрясении они не могли накатываться одни на другие. При работе на верхних площадках машинных помещений следует принимать меры, исключающие возможность падения инструмента вниз. Запрещается пользоваться неисправным инструментом. Доступ к рабочим местам и ремонтируемым механизмам должен быть свободен. При выполнении работ, связанных с выделением пыли или вредных газов, нужно пользоваться средствами индивидуальной защиты (респираторами, противогазами, очками) .

Чтобы избежать несчастных случаев при выполнении операций технического обслуживания и при ремонте дизелей, коленчатый вал нужно проворачивать только с помощью специального приспособления или валоповоротного устройства. Открытие крышек картерных люков производить только через 10— 20 мин после остановки дизеля. Для проверки совпадения болтовых отверстий при соединении фланцев трубопроводов (валопроводов) необходимо использовать оправки-ломики. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами. Не разрешается открывать клинкеты, клапаны, вентили, краны ключами с удлиненными ручками, трубами и другими предметами. Запрещается производить какие-либо работы в топливных и масляных цистернах, где могут содержаться опасные для здоровья газы; ремонтировать трубопроводы, баллоны и арматуру, находящиеся под давлением; оставлять без надзора включенные лампы, фонари, зажженные свечи; применять открытый огонь при осмотре мест, где возможно скопление газов.


Читать далее:

Категория Судовые энергетические установки