Основные неисправности дизелей


Категория Судовые энергетические установки

Неисправности при пуске дизелей.

Успешная эксплуатация судовых дизелей в большой степени зависит от того, насколько своевременно обслуживающий персонал определяет неисправности в работе дизелей и как быстро и качественно эти неисправности устраняет.

Неполадки в работе дизелей могут возникнуть вследствие некачественного ремонта, неправильного (неквалифицированного) регулирования его узлов, систем и механизмов, несоблюдения правил технической эксплуатации и инструкций по обслуживанию. Одним из главных профессиональных качеств персонала, обслуживающего СЭУ, должна быть способность анализа и ориентации при обнаружении неисправностей. Для быстрой и успешной ликвидации тех или иных неполадок в работе дизеля надо знать причины их возникновения и правильные приемы устранения.

Поиск отказавшего узла при устранении причин неисправностей во время эксплуатации дизеля — это одна из наиболее сложных работ обслуживающего персонала. Иногда неисправности дизелей могут быть вызваны несколькими причинами. В этом случае обслуживающий персонал вначале должен определить влияние на них наиболее простых причин, переходя методом последовательного исключения к наиболее сложным.

При устранении дефектов в работе дизеля необходимо принять меры, при которых исключается возможность повторения этих дефектов. При появлении неисправности обслуживающий персонал в первую очередь должен снизить угловую скорость коленчатого вала дизеля до минимально возможных пределов. Любая неисправность в работе СЭУ должна устраняться немедленно. В том случае, когда для устранения неисправности необходимо остановить дизель, а обстановка на плесе (рейде) не позволяет вахтенному начальнику выполнить такое решение, следует принять все меры к тому, чтобы не допустить выхода СЭУ из строя и устранить дефект при первой возможности. Дизель останавливают немедленно при срабатывании неотключае-мой защиты, например при разносе (чрезмерном повышении угловой скорости коленчатого вала).

Дизелю каждой марки свойственны определенные специфические неисправности. Однако в процессе эксплуатации наблюдаются и такие неполадки, которые в равной степени относятся ко всем дизелям. Ниже рассматриваются наиболее характерные неисправности, возникающие при работе судовых дизелей, их причины и способы устранения.

Если коленчатый вал не проворачивается валоповоротным устройством, причинами неисправностей могут быть включение тормозного устройства, заклинивание посторонним предметом гребного винта или шестерни приводов, сильное зажатие сальника дейд-вудной трубы, шатунных или коренных подшипников. Для устранения неисправности следует: осмотреть валопровод, движители, подшипники криво-шипно-шатунного механизма, шестерни приводов и при необходимости выключить тормозное устройство, освободить гребной винт или шестерни привода от застопоривания; ослабить сальник дейдвудной трубы или соответствующие подшипники; проверить на легкость движения подвижные детали дизеля и качество сборки механизма газораспределения.

Если дизель не пускается сжатым воздухом, причинами неисправностей могут быть: неотключенное валопово-ротное или тормозное устройства; отсутствие сжатого воздуха в баллонах или недостаточное давление его в магистрали; закрытый запорный клапан на пусковой магистрали; засоренные трубы пускового воздуха; неправильно отрегулированные воздухораспределители, пусковые клапаны или главный пусковой клапан; зависание в открытом состоянии впускных или выпускных клапанов одного или нескольких цилиндров. Для устранения неисправности нужно: отключить валопово-ротное или тормозное устройства; проверить давление воздуха в магистрали, подкачать воздух в баллон резервным компрессором; открыть запорный клапан и продуть магистраль пуска; отрегулировать фазы газораспределения и тепловые зазоры в клапанном приводе; уточнить правильность сборки и регулировки аппаратуры системы пуска; опрессовать пусковые клапаны.

Если дизель не пускается электростартером, основными причинами неисправностей могут быть отсутствие питания или недостаточное напряжение на зажимах генератора, проскальзывание муфты трения стартера. Для устранения неисправностей следует: ликвидировать обрывы проводов; включить разъединитель и автомат защиты; зачистить контакты и закрепить зажимы; заменить кнопку или реле; отрегулировать зазоры в муфте трения; зарядить аккумуляторные батареи или заменить стартер.

Если коленчатый вал вращается с пусковой скоростью, однако дизель не пускается на топливе, причинами неисправностей могут быть: отсутствие топлива в расходном баке; наличие воздуха в системе и чрезмерная обводненность топлива; неустановленные в рабочее положение краны на трубопроводе; вытекание топлива из магистрали вследствие неплотности соединений или разрыва трубопровода; повышенная вязкость топлива при низкой температуре; засорение фильтров или приемных сеток в расходных баках; низкое давление в конце такта сжатия; отсутствие подачи топлива в результате неправильной регулировки ТНВД и форсунок; непрогретый дизель. Для устранения неисправности надо: проверить наличие топлива в расходном баке; удалить воздух и воду из системы; установить все краны на топливной магистрали в рабочее положение; уплотнить соединение, а в случае повреждения трубопроводов и соединительных деталей заменить их; подогреть топливо; прогреть дизель; промыть топливные фильтры и очистить приемные сетки в расходных баках; определить давление в конце такта сжатия по цилиндрам дизеля и при несоответствии его установленным значениям проверить герметичность впускных клапанов, поршневых колец; провести дефектацию ТНВД и форсунок; устранить повреждения деталей; опрессовать форсунки; отрегулировать угол опережения подачи и положение нулевой подачи топлива.

Если дизель пускается на топливе, но не развивает установленной мощности, причинами неисправностей могут быть: загрязнение воздушного фильтра или проточной части турбокомпрессора; утечка воздуха из наддувочного коллектора; повышенное давление выпуска в результате засорения выпускного трубопровода; неплотно закрытый впускной или выпускной клапан; отсутствие подачи топлива в один или несколько цилиндров или поступление его в недостаточном количестве; заедание привода от регулятора частоты вращения к ТНВД или большие зазоры в его шарнирах; неправильная регулировка средств автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала. Для устранения неисправности следует: промыть турбокомпрессор и сетку на всасывающем коллекторе; очистить впускной трубопровод; подтянуть крепления и сменить прокладки в соединениях наддувочного коллектора; отрегулировать тепловые зазоры в клапанном приводе; выполнить работы, указанные выше (когда дизель не пускается на топливе); отрегулировать зазоры в шарнирных соединениях привода от регулятора к ТНВД; проверить исправность действия средств автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала.

Основные неисправности при работе дизеля. Многие неисправности проявляются во время работы дизелей на различных режимах. Ниже рассматриваются некоторые из таких дефектов.

Возможны стуки металлического и неметаллического происхождения. Первые отчетливо прослушиваются и являются следствием удара одних деталей о другие, причинами появления вторых обычно являются гидравлические удары и перегрузка цилиндров. Стуки в цилиндре металлического происхождения, повторяющиеся при каждой перемене хода поршня, могут возникать: вследствие больших зазоров в шатунном подшипнике или во втулке верхней головки шатуна; при больших зазорах между поршнями и втулками цилиндров; в случае заедания поршня (поршней), когда наряду со стуками в цилиндре падает и угловая скорость коленчатого вала. Для ликвидации неисправностей уменьшают частоту вращения вала и увеличивают с помощью редукционного клапана давление в смазочной системе. При ослабевании стука дизель останавливают, вскрывают цилиндры и картерные люки, проверяют зазоры и состояние рабочих поверхностей подшипников. Изношенные поршневые пальцы и втулки верхних головок шатуна заменяют новыми, в случае необходимости регулируют зазор в шатунном подшипнике.

С падением частоты вращения вала (при заедании поршней) дизель останавливают и осматривают через вскрытые картерные люки втулки цилиндров при положении поршней в в. м. т. В случае обнаружения задиров вскрывают цилиндры, тщательно осматривают поршень и втулку, поврежденные детали зачищают или заменяют.

Причиной глухого металлического стука в нижней части картера может быть выкрашивание или подплавление коренных или шатунных подшипников. Дизель в этом случае немедленно останавливают. проверяют уровень масла в картере, наличие стружки баббита в нем, осматривают подшипники и шейки вала, зачищают шейки вала и заменяют неисправные вкладыши. При обнаружении трещин или цветов побежалости на поверхностях вала дизель к дальнейшей эксплуатации не допускают.

Стуки металлического происхождения могут возникать также с увеличением тепловых зазоров в клапанном приводе и при поломке пружин клапанов. Дизель в этом случае следует остановить, заменить дефектные пружины и отрегулировать тепловые зазоры в приводе.

Неметаллические стуки в цилиндре (цилиндрах), повторяющиеся через каждые два оборота коленчатого вала четырехтактного дизеля, возникают при перегрузке цилиндра, увеличенном угле опережения подачи топлива. Стук в цилиндре при положении поршня в в. м. т. может появиться из-за большого износа иглы распылителя форсунки. Для устранения неисправности необходимо отключить ТНВД неисправно работающего цилиндра, отрегулировать угол опережения подачи топлива, заменить неисправные детали форсунки или сменить форсунку.

Одним из признаков неисправности дизеля является дымность выпуска. При нормальной работе дизеля выпускные газы имеют бледно-серый цвет. Если цвет газов темный, то это происходит из-за некачественного смесеобразования и горения в одном, нескольких или во всех цилиндрах дизеля. Дымность выпуска по цилиндрам определяют открытием индикаторных кранов. Черный цвет выпускные газы приобретают обычно при неисправности топливной системы: заеданиях игл форсунок; закоксовании отверстий распылителей; неплотной посадке иглы на гнездо в распылителе; трещинах в распылителе или иглодержателе; неплотной посадке на гнездо нагнетательного клапана ТНВД или поломке его пружины; слишком поздней подаче топлива в цилиндр.

В случае заедания иглы форсунки повышается температура выпускных газов и отмечаются перебои в движении иглы или ее полная неподвижность; при закоксовании отверстий распылителя понижается давление сгорания в цилиндре и наблюдаются резкие удары в форсуночной трубке; с появлением трещин в распылителе и неплотной посадке иглы на гнездо повышается температура выпускных газов; из-за трещин в иглодержателе происходит падение давления сгорания и понижается температура газов. Для устранения дефектов топливной аппаратуры заменяют отдельные детали или форсунку в целом, притирают нагнетательный клапан ТНВД или заменяют его новым вместе с пружиной, при поздней подаче топлива устанавливают угол опережения подачи топлива в цилиндры в соответствии с требованиями формуляра дизеля.

Если цвет выпускных газов темный, то это происходит из-за неодинаковой мощности (нагрузки) по цилиндрам или перегрузки дизеля в целом. Какой из цилиндров перегружен, определяют по температуре газов на выходе из цилиндров или по максимальным давлениям газов в цилиндрах, последовательно отключая ТНВД цилиндров. В перегруженных цилиндрах температура газов и давление сгорания выше, чем у цилиндров, работающих в нормальных условиях. Для устранения этого дефекта необходимо установить угол опережения подачи и цикловую подачу топлива в перегруженные цилиндры в соответствии с указаниями формуляра дизеля. Появление черного дыма при работе дизеля может возникнуть из-за отсутствия тепловых зазоров у впускных и выпускных клапанов; смещения или большого износа кулачных шайб ТНВД; уменьшения сечения выпускного газопровода в результате скопления на его поверхности продуктов сгорания, неисправностей подогревателей тяжелого топлива; использования топлива несоответствующего качества; высокой температуры и низкого давления атмосферного воздуха. Для устранения этих причин необходимо отрегулировать тепловой зазор в клапанном приводе, проверить и отрегулировать положение кулачных шайб ТНВД, при первой возможности осмотреть и очистить газопроводы, ликвидировать дефекты топ-ливоподогревателей; взять пробу топлива для анализа и, если это необходимо, заменить его.

Если цвет выпускных газов голубой, то это является признаком попадания смазочного масла в камеры сгорания цилиндров дизеля. Причинами этого могут быть значительный износ масло-съемных колец или неправильный их монтаж на поршне, скопление большого количества масла в картере дизеля и повышение давления в смазочной системе. Для ликвидации неисправности следует при первой возможности заменить износившиеся маслосъемные кольца или правильно установить их на поршне, снизить давление в системе до установленного значения, проверить и очистить сетку маслосборника и сливную трубу от картера к маслосборнику.

Если цвет выпускных газов белый, то это является причиной обводненности топлива или попадания воды в камеры сгорания через трещины в крышках или втулках цилиндров. Для устранения дефектов необходимо чаще удалять воду из расходных топливных цистерн и фильтров и при первой возможности сменить дефектные крышки или втулки цилиндров.

При работе дизеля возможны неисправности основных деталей ЦПГ: задиры втулок цилиндров и поршней; стуки в соединениях деталей КШМ; перегрев деталей; задиры, выкрашивание и подплавление вкладышей подшипников; значительные износы, пригорание и поломки поршневых колец; заедание поршней; сквозное прогорание поршней; сквозные трещины или свищи в крышках или втулках цилиндров; нарушения герметичности камер сгорания и полостей охлаждения.

Задиры втулок цилиндров и поршней возникают при перегреве или перегрузке дизеля вследствие недостаточных зазоров между ними. Признаками неисправностей являются: стуки в цилиндре, не исчезающие при выключении ТНВД; снижение частоты вращения коленчатого вала; повышение температуры воды и выпускных газов; вибрация дизеля на фундаменте; пропуск газов в картер и подрыв предохранительных клапанов картерных крышек. Для устранения неисправностей следует остановить дизель, вскрыть цилиндр, зачистить или заменить поврежденные детали.

Стуки в соединениях деталей КШМ наблюдаются с увеличением зазоров вследствие изнашивания (неправильной сборки) между пальцем, втулкой верхней головки шатуна или бобышками поршня, между поршневыми кольцами и канавками поршня, между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных или шатунных подшипников. Указанные дефекты устраняют регулированием соответствующих зазоров и заменой изношенных деталей.

Усиление нагрева подшипников и других деталей КШМ является следствием перегрузки дизеля или его отдельных цилиндров, недостаточных зазоров между сопрягаемыми подвижными деталями, нарушения в работе смазочной системы или системы охлаждения, неправильной укладки коленчатого вала в подшипниках. Для устранения неисправности необходимо исключить перегрузку дизеля, отрегулировать равномерность распределения нагрузки по цилиндрам дизеля и зазоры в сопрягаемых подвижных деталях дизеля, устранить неполадки в работе смазочной системы и средствах охлаждения дизеля, проверить раскепы коленчатого вала и исправить его укладку в коренных подшипниках.

При задирах, выкрашивании и под-плавлении подшипников появляется металлическая стружка в смазочном масле, повышается температура и снижается давление масла. Основными причинами названного дефекта являются недоброкачественная заливка подшипников; увеличение или уменьшение зазоров между шейками вала и подшипниками; перегрузка дизеля; загрязнение масла и недостаточная подача его к трущимся деталям. Для устранения неисправности необходимо остановить дизель, зачистить шейки вала и вкладыши подшипников, при необходимости заменить вкладыши, отрегулировать зазоры между трущимися деталями, устранить причины перегрузки дизеля, исключить дефекты смазочной системы, сменить масло.

Значительный износ, пригорание и поломка поршневых колец возможны при несоблюдении зазоров между кольцами и канавками поршня, неудовлетворительной смазке втулок цилиндров, попадании топлива в масло, нарушении условий смесеобразования и сгорания топлива или температурного режима охлаждения поршня и рабочих втулок, попадании масла в камеру сгорания, длительной перегрузке дизеля. При неисправности поршневых колец может произойти снижение мощности дизеля, прорыв газов в картер, заклинивание поршней и другие серьезные повреждения. Для устранения этих неисправностей следует остановить дизель, вскрыть цилиндр, промыть поршень, сменить дефектные кольца, устранить дефекты топливной аппаратуры, средств смазывания и охлаждения поршней и втулок, не допускать в дальнейшем перегрузку дизеля.

Заклинивание поршней в цилиндрах может быть из-за возникновения сухого трения при недостаточной смазке, поломки поршневых колец, недостаточного охлаждения поршня и втулки, плохого качества распыливания топлива форсункой и монтажных работ, длительной перегрузки дизеля. Во избежание заклинивания поршней необходимо эксплуатировать дизели на режимах, при которых не возникает их перегрузка свыше допустимых значений, а также при исправном состоянии топливной аппаратуры, средств охлаждения и смазывания деталей.

При несоблюдении температурных режимов охладителя, некачественном смесеобразовании и сгорании топлива, нарушениях в работе смазочных систем и средств охлаждения, несоблюдении монтажных зазоров и перекосах деталей при сборке могут возникнуть сквозные прогорания поршней, а также трещины или свищи в крышках или втулках цилиндров. Прогорание поршней обнаруживают по легкости поворота коленчатого вала вручную при ходе сжатия (с закрытыми индикаторными кранами). С появлением трещин и свищей в крышке или втулке цилиндра вода попадает в цилиндр, газы приобретают белый цвет, повышается температура воды и понижается температура выпускных газов, срабатывают предохранительные клапаны цилиндров, при проворачивании коленчатого вала вручную из индикаторного крана вытекает вода. Для устранения перечисленных неисправностей вскрывают цилиндры и заменяют дефектные детали.

Нарушения герметичности камер сгорания и полостей охлаждения, которые возникают при значительных изно-сах или поломках поршневых колец, задирах втулки цилиндра и поршня или из-за значительных зазоров между ними, прогорания поршней, разрыва прокладки между крышкой цилиндра и втулкой, ослабления затяжки гаек крепления крышки к блоку цилиндров, появления трещин и свищей в крышках или втулках цилиндров, ослабления резиновых уплотнителей втулок цилиндров, могут быть причиной прорыва газов в картер и утечки воды из полостей охлаждения в камеры сгорания или картер дизеля. Признаки появления газов и воды в картере или камере сгорания указаны выше. Для устранения этих дефектов останавливают дизель; вскрывают неисправно работающие цилиндры; устраняют задиры поверхностей; заменяют дефектные поршни, втулки, поршневые кольца, прокладки, уплотнения; регулируют зазоры.

Неисправности системы охлаждения. Наиболее часто встречающимися неисправностями системы являются уменьшение давления, снижение уровня воды в расширительном баке и повышение температуры воды на выходе из полостей охлаждения крышек цилиндров. Давление в системе может не достигать установленной нормы из-за засорения приемного фильтра или решетки кингстона, нарушения герметичности трубопроводов, ослабления пружины перепускного клапана водяного насоса,“ уменьшения подачи насоса. Для устранения указанной неисправности необходимо продуть кингстон сжатым воздухом, очистить приемный фильтр, ликвидировать разгерметизацию трубопроводов, переключить дизель в случае необходимости на резервный водяной насос, проверить правильность действия клапанов основного насоса, отрегулировать его подачу.

Если произошло снижение уровня воды в расширительном баке при отключении системы, то это является причиной недостаточной герметичности трубопроводов внутреннего контура и водяного охладителя. Для устранения неисправности следует устранить водо-течность трубопровода, заглушить или заменить неисправные трубки охладителя.

Повышение температуры воды на выходе из дизеля может происходить в случае снижения подачи (неисправности) насоса или его привода, отсутствия или недостаточного количества воды в расширительном баке, перегрузки дизеля или его отдельных цилиндров, засорения полостей охлаждения цилиндров, крышек, водоохладите-лей и трубопроводов накипью, неисправности терморегулятора или неправильной установки регулирующего крана на крышке цилиндра. Для снижения температуры воды в системе до нормального значения следует проверить исправность действия насоса, пополнить расширительный бак умягченной водой, устранить причины перегрузки дизеля, отрегулировать средства ручного и автоматического поддержания заданной температуры воды в системе, при необходимости остановить дизель, очистить и промыть полости его охлаждения, продуть трубопроводы.

Неисправности смазочной системы. Основные нарушения в работе системы сводятся к уменьшению подачи масла и давления, к повышению температуры масла на входе в дизель, повышению расхода и помутнению смазочного масла, попаданию масла в систему охлаждения и, наоборот, воды в смазочную систему. Во время пуска и при обслуживании дизеля особое внимание следует уделять поддержанию нормального давления и температуры масла в системе. Уменьшение подачи масла или его давления в системе могут произойти при недостаточном количестве масла в маслосборнике, увеличении зазоров у рабочих шестерен насоса, подсасывании воздуха во всасывающий трубопровод, утечке масла из нагнетательного трубопровода, нарушении регулировки перепускного клапана и неисправности всасывающих или нагнетательных клапанов масляного насоса, загрязнении маслопровода или масляного охладителя, увеличении зазоров в подшипниках коленчатого вала, загрязнении или разрыве сеток масляных фильтров, снижении вязкости масла из-за повышения его температуры или разжижения топливом, неисправности манометра или засорения соединяющего его с системой трубопровода. Для устранения неисправности следует: проверить уровень масла и пополнить им маслосборник; переключить дизель на резервный масляный насос; разобрать, осмотреть основной насос и его привод, заменить неисправные детали, отрегулировать зазоры и работу клапанов; устранить подсосы воздуха в магистраль, удалить воздух из фильтров; выявить и устранить утечки масла из системы; очистить, промыть и продуть маслопроводы и охладитель; установить нормальные зазоры в подшипниках коленчатого вала; переключить фильтр на чистую секцию, сменить неисправные фильтрующие элементы, промыть загрязненную секцию; при необходимости сменить масло; заменить манометр, продуть соединяющую его с магистралью трубку.

Повышение температуры масла на входе в дизель может быть связано с перегрузкой его цилиндров, неправильным показанием термометра, выходом из строя терморегулятора, загрязнением масляной или водяной полости охладителя, засорением приемного фильтра насоса забортной воды, уменьшением его подачи. Для устранения неисправностей необходимо устранить перегрузку цилиндров дизеля; заменить термометр; снять и отремонтировать терморегулятор, в случае необходимости перейти на ручное регулирование температуры; очистить и промыть полости маслоохладителя; осмотреть насос и его привод, заменить неисправные детали, в случае необходимости перейти на резервное охлаждение.

При работе дизеля может наблюдаться повышенный расход масла, и оно может приобретать мутно-серый цвет. Причинами этого могут быть трещины в трубках или течь в местах их развальцовки или пайки в масляных охладителях, а также нарушение герметичности резиновых уплотнений втулок цилиндров.

Из-за неисправности масляного охладителя может произойти попадание воды в смазочную систему неработающего дизеля. Во время работы дизеля при этом наблюдается обратное явление — масло попадает в систему охлаждения, что обнаруживается с открытием пробного крана водяной полости охладителя. Для устранения указанной неисправности следует опрессовать охладитель, предварительно отсоединить масляный трубопровод, наблюдая за пропуском воды в масляную полость. При обнаружении течи разбирают и ремонтируют охладитель.

В случае нарушения герметичности уплотнения втулок цилиндров дизель останавливают, опрессовывают с помощью резервного насоса блок цилиндров, выпрессовывают втулку с поврежденным уплотнением и меняют резиновые кольца, обеспечивающие герметичность полостей охлаждения блока и крышек цилиндров.

Неисправности топливной системы. При работе дизеля возможны следующие дефекты в топливной системе: топливо не поступает к ТНВД, в системе обнаруживается воздух или вода, топливо не поступает в несколько цилиндров или поступает в недостаточном количестве, топливо попадает в смазочную систему, обнаруживается неравномерное распределение мощности по цилиндрам дизеля. Если топливо не поступает к ТНВД, в систему попадает воздух или вода, а вязкость топлива превышает норму, то причинами этого может быть отсутствие топлива в расходных цистернах, загрязнение фильтров, неисправности топливоподкачи-вающего насоса, разгерметизация топливопровода и заедание игл форсунок, высокая обводненность топлива, неисправности средств топливоподготовки. Для устранения этих дефектов необходимо проверить наличие топлива в расходных цистернах, очистить и промыть фильтры, устранить неполадки в топливоподкачивающем насосе, проверить герметичность трубопроводов и игл форсунок, устранить пропуски воздуха в магистраль, удалить отстой воды из расходных цистерн и прокачать систему до полного удаления обводненного топлива, убедиться в исправности действия сепараторов, устранить неполадки средств топливоподо-грева.

В случае если в один или несколько цилиндров не поступает топливо или поступает в недостаточном количестве, то причинами этого могут быть поломка пружины, заедание плунжера или толкателя, разгерметизация плунжерной пары, неисправность нагнетательного клапана, нарушение регулировки или неправильная установка нулевой подачи ТНВД, засорение щелевого фильтра, негерметичность иглы форсунки в направляющей, трещины и свищи в топливных трубках высокого давления. Для устранения неисправности следует проверить легкость движения деталей ТНВД, притереть или заменить нагнетательный клапан с седлом и другие неисправные детали, опрессовать насос, сменить изношенную иглу с распылителем и другие детали, заменить дефектные трубки высокого давления.

Дизель может не развивать требуемой мощности вследствие неполного сгорания топлива при плохом его рас-пыливании. Причинами этого могут быть повышенная вязкость топлива, засорение или изнашивание отверстий распылителя, трещины или обрыв распылителя форсунок, подтекание форсунок, значительный износ запорного конуса или зависание иглы форсунки, поломка пружины и низкое давление открытия форсунки. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать температуру и вязкость топлива в соответствии с инструкцией по обслуживанию дизеля; снять и прочистить или заменить распылитель; опрессовать и отрегулировать форсунку; притереть или заменить иглу с распылителем; сменить пружину.

При пропусках сальника топливо-подкачивающего насоса и негерметичности в соединениях трубок высокого давления возможно попадание топлива в смазочную систему дизеля, от чего уровень масла в маслосборнике и температура масла на выходе из дизеля повышаются. Для устранения этого дефекта следует герметизировать соединения трубок и устранить пропуски топлива через сальник топливоподка-чивающего насоса.

В случае неправильной регулировки цикловой подачи топлива возможно неравномерное распределение мощности (нагрузки) по цилиндрам дизеля, т. е. часть цилиндров дизеля может оказаться недогруженной, а часть работать с перегрузкой (повышенной подачей топлива). Чтобы избежать этого, надо систематически следить за окраской выпускных газов, температурами воды, газов и давлением цикла. При необходимости следует проверять и регулировать нагрузку по цилиндрам дизеля.

Неисправности системы газораспределения. При работе СЭУ вследствие неисправности системы газораспределения может оказаться нарушенным газообмен в дизеле, возникнуть стук в деталях привода. Из-за неисправности механизма газораспределения может не подаваться необходимое количество воздуха в цилиндры и не осуществляться в полной мере их продувка, вследствие чего при дымности горения и высокой температуре выпускных газов дизель не развивает номинальную мощность. Основными причинами этого могут быть низкое давление воздуха, его высокая температура и влажность; загрязнение воздушного фильтра, или проточной части турбокомпрессора; утечка воздуха из наддувочного коллектора; недостаточная мощность турбокомпрессора; повышение давления выпуска в результате загрязнения газохода или неправильного открытия клинкетов. Для устранения неисправности необходимо перевести дизель на пониженную нагрузку (уменьшить угловую скорость коленчатого вала); очистить и промыть фильтр и проточную часть турбокомпрессора, сменить изношенные детали; устранить утечки воздуха из наддувочного коллектора; очистить газоход и проверить правильность открытия клинкетов на выпускном трубопроводе.

При повороте коленчатого вала наблюдается утечка воздуха и газов из одного или нескольких цилиндров во впускной и выпускной коллекторы, вследствие чего дизель не пускается или работает неравномерно с пропусками вспышек. Причинами неисправности могут быть пригорание, значительный износ, дееформация тарелок клапанов или некачественная притирка клапанов и их седел. Для устранения неисправности следует остановить дизель, вскрыть цилиндр, проверить качество клапанов и их седел, притереть или заменить изношенные детали.

Стуки в клапанном приводе могут возникнуть вследствие поломки пружин клапанов, заедания штоков клапанов или толкателей штанг, значительного износа кулачных шайб или больших тепловых зазоров между штоками клапанов и рычагами. Для ликвидации дефекта необходимо остановить дизель, вскрыть цилиндр, осмотреть клапаны, устранить заедания, сменить изношенные или поломанные при эксплуатации детали, отрегулировать тепловые зазоры.

Неисправности систем управления. Лица, обслуживающие системы ДАУ, должны в совершенстве знать их схемы, а также процессы, происходящие в системах во время работы. Только при этих условиях можно обеспечить правильную эксплуатацию устройств управления и своевременно устранить возникшие в них неисправности.

Ниже приведены основные неисправности элементов систем, причины их возникновения и способы устранения применительно ДАУ дизелей 6ЧСП 18/22 и 6ЧРН 32/48.

В системе ДАУ дизелей 6ЧСП 18/22 при повороте рукоятки управления дистанционного поста может не изменяться режим работы дизеля. Причины неисправности: не включен лопастной исполнительный механизм (гидропривод), неисправна дистанционная связь, засорился трубопровод подвода масла к исполнительному механизму, уменьшилось давление масла в реверс-ре-дукторной передаче, чрезмерно затянута пружина блокировочного золотника. Для устранения неисправности необходимо: включить лопастной исполнительный механизм, устранить неисправность дистанционной связи, продуть сжатым воздухом маслоподводящий трубопровод, повысить давление смазочного масла в реверс-редукторной передаче (РРП), уменьшить силу натяжения пружины блокировочного золотника.

При переводе рукоятки ДПУ из положения, соответствующего холостому ходу, в положение «Вперед» или «Назад» или, наоборот, из положений «Вперед» или «Назад» в положение, соответствующее холостому ходу, РРП может не включаться, и тяга включения РРП не возвращается в нейтральное положение. Причина неисправности: не отрегулирована длина тяги от поста управления к РРП. Для устранения неисправности необходимо изменить длину тяги в соответствии с указаниями инструкции, уменьшить силы трения и отрегулировать силу натяжения пружин на тяге включения РРП.

Вал управления местного поста может отрабатывать команду по реверсированию дизеля, а реверсирование с «Полного вперед» на «Полный назад» и обратно может происходить при частоте вращения коленчатого вала более 45 мин-1. Причины неисправности: низкое давление смазочного масла в трубопроводе, когда блокировочный золотник не обеспечивает остановку исполнительного механизма при снижении давления масла в РРП, или слишком малая угловая скорость коленчатого вала для холостого хода. Для устранения нёисправности следует: проверить исправность трубопровода к исполнительному механизму; продуть его сжатым воздухом; установить нормальное давление смазочного масла в РРП; отрегулировать блокировочный золотник (довести силу натяжения пружины до значения, при котором питание исполнительного механизма перекрывается в случае снижения давления масла в РРП); изменить настройку регулятора так, чтобы частота вращения коленчатого вала на холостом ходу увеличивалась.

В системе ДАУ дизелей 6ЧРН 32/48 дизель может не реверсироваться и не пускаться сжатым воздухом или реверсироваться, но не пускаться сжатым воздухом. Причины неисправности: закрыт клапан управления реле скорости и остановки или блокировочный клапан аварийной остановки дизеля, не открываются клапаны реверса; неисправен главный пусковой клапан или блок разгрузки и пуска. Для устранения неисправности необходимо: проверить, поступает ли воздух в систему ДАУ, к клапану аварийной остановки, на привод защелки; отрегулировать ход клапана управления реле скорости и остановки; проверить правильность действия клапанов реверса; определить исправность мембран и пружин в клапанах и пневмоцилинд-рах блока разгрузки и пуска; при поступлении воздуха под определенным давлением в мембранные и поршневые полости блока отрегулировать ход клапанов и толкателей.

Дизель не переключается на топливо и угловая скорость вала не увеличивается вследствие заедания поршня пневмоцилиндра нулевой подачи топлива; разрыва мембраны регулятора угловой скорости коленчатого вала; нарушения регулировки беспозиционного клапана управления подачей топлива. Для устранения неисправности следует проверить правильность действия толкателя пневмоцилиндра нулевой подачи топлива и при необходимости отрегулировать его ход и положение защелки, сменить мембрану регулятора скорости, отрегулировать сигнал (давление воздуха) в магистрали от беспозиционного клапана до регулятора частоты вращения при различных положениях маховика управления.

Дизель может не останавливаться, если не закрываются в нужный момент клапаны реверса и топливоподающее устройство не переводит рейки ТНВД в положение «Стоп». Для ликвидации неисправности необходимо отрегулировать время открытия и закрытия клапанов реверса, устранить зазоры в шарнирных соединениях привода с рейками ТНВД, отрегулировать привод в положениях, соответствующих нулевой подаче топлива, минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и «Стоп». При слишком малой продолжительности открытия ГПК может наблюдаться повторное открытие ГПК во время пуска дизеля сжатым воздухом. Для устранения неисправности следует отрегулировать проходное сечение дроссельных клапанов на магистрали пуска и в блоке разгрузки.


Читать далее:

Категория Судовые энергетические установки