Организация технической эксплуатации судовых дизелей


Категория Судовые дизели

Понятие о технической эксплуатации. Под технической эксплуатацией понимается комплекс мероприятий по управлению, контролю, обслуживанию и ремонту дизелей.

Техническая эксплуатация судовых дизелей включает:
— техническое использование, обеспечивающее техническую готовность дизелей к эксплуатации по назначению и работу с показателями, предусмотренными техническими условиями на поставку и инструкциями по эксплуатации;
— техническое обслуживание, обеспечивающее исправное техническое состояние дизелей и длительное поддержание в эксплуатации в заданных пределах их технико-эксплуатационных характеристик;
— ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уровня частично или полностью утраченных в процессе использования технико-эксплуа-тационных характеристик.

Техническая эксплуатация дизелей на речных судах осуществляется судовыми экипажами в соответствии с Правилами обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними, Правилами технической эксплуатации речного транспорта, руководствами по эксплуатации, техническими условиями на дефектацию и ремонт дизелей и другими нормативными документами.

Успешное выполнение поставленных перед экипажем судна задач возможно только в том случае, если машинный персонал будет хорошо знать конструкцию и правила обслуживания установленных на судне дизелей, своевременно и в полном объеме проводить техническое обслуживание, учитывать влияние эксплуатационных факторов на работу силовой установки, повышать технические знания и совершенствовать навыки.

В современных условиях наибольших производственных успехов в области технической эксплуатации судовых дизелей добиваются экипажи, в совершенстве овладевшие техникой, непрерывно повышающие знания и творчески-применяющие их на практике.

Организация службы машинной команды. Организация службы судового экипажа, внутренний распорядок, права и обязанности его членов определяются Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР.

Во главе экипажа стоит капитан. Заместителем его по технической части является механик судна. Механик ведает силовой установкой и всеми механизмами, обеспечивает их бесперебойную и безаварийную работу, а также выполнение графика движения судна. Непосредственно ему подчинена машинная команда.

Механик обязан:
— распределять работу между членами машинной команды, следить за выполнением ими своих обязанностей, за трудовой дисциплиной, соблюдением правил техники безопасности, инструкций и положений по технической эксплуатации механизмов;
— руководить обслуживанием силовой установки и ремонтно-профилактическими работами, которые производятся силами машинной команды без вывода судна из эксплуатации;
— составлять ведомости на зимний ремонт, обеспечивать высокое качество ремонта судна по графику;
— контролировать ведение судовой технической документации; обеспечивать получение запасных частей, топлива и материалов и следить за рациональным их расходованием;
— предотвращать появление дефектов в механизмах. В случае невозможности устранения дефектов силами машинной команды немедленно сообщать об этом через капитана линейному механику или механику-наставнику;
— обеспечивать выполнение нормативных эксплуатационно-технических показателей судна, регулярно проводить теплотехнический контроль;
— в случае необходимости привлекать работников береговых производственных участков (БПУ) к производству ремонтно-профилактических работ;
— организовывать изучение экипажем инструкций и руководств по эксплуатации и техническому обслуживанию судовых механизмов.

Помощники механика (первый, второй и третий) подчинены механику и отвечают за состояние механизмов, закрепленных за ними расписанием по заведованию.

Первый помощник является заместителем механика. Если механик временно отсутствует, его правами пользуется и выполняет обязанности первый помощник. Он ведет инвентарную и материальную отчетность по машинному отделению.

Мотористы подчинены механику и обязаны:
— подготавливать к работе и управлять главными двигателями и вспомогательными механизмами;
— обнаруживать неисправности в работе механизмов и средств автоматизации и принимать меры к их устранению;
— своевременно проводить техническое обслуживание закрепленных за ними механизмов, поддерживать чистоту и порядок на рабочих местах;
— выполнять слесарно-ремонтные работы по указанию механика или старшего по вахте.

На судах, работающих круглосуточно, экипаж распределяется, как правило, на три смены — вахты. Смена, несущая службу, называется вахтенной, сменяющая ее — подвахтенной. Вахту по судну возглавляет вахтенный начальник (капитан или штурман), а вахту по машинно-котельному отделению — старший по вахте (механик или его помощник).

Распределение членов экипажа по вахтам и время смены вахт (расписание вахт) утверждает капитан судна.

При бригадном методе работы время смены вахт устанавливает руководитель предприятия — владелец судна по согласованию с профсоюзной организацией.

Старший по вахте машинно-котельного отделения подчиняется вахтенному начальнику и отвечает за правильное использование механизмов в соответствии с требующимся режимом эксплуатации судна. В его обязанности входит:
— находиться у поста управления машинами, быстро и четко выполнять приказания вахтенного начальника;
— при вступлении на вахту лично убедиться в исправной работе силовой установки и сообщить об этом вахтенному начальнику;
— принимать меры к предупреждению повреждений механизмов, а при обнаружении их приступать к ремонту. В экстренных случаях, когда это требуется для предотвращения аварии, самостоятельно изменять режим работы механизмов с немедленным докладом вахтенному начальнику;
— следить за тем, чтобы члены вахты постоянно были на местах и выполняли свои обязанности;
— вести записи в машинном журнале;
— обеспечивать выполнение вахтенного плана и технических нормативов.

При работе судового экипажа с совмещением профессий обязанности механика возлагаются на капитана-механика, помощника механика — на штурмана-помощника механика, моториста — на рулевого-моториста>, старшего по вахте машинно-котельного отделения — на вахтенного начальника. Такое совмещение профессий называется прямым. Могут быть и другие схемы совмещения профессий.

Организация технического надзора. Техническая эксплуатация судов производится судовыми экипажами.

Руководство технической эксплуатацией осуществляет служба судового хозяйства пароходства (ССХ) или механико-судовая служба (МСС) управления канала и бассейнового управления пути (БУП). Основной задачей этих служб является организация выполнения судами основных технических показателей, повышение технического состояния флота и улучшение его содержания. Данные службы работают в соответствии с государственным планом перевозок и указаниями Минречфлота РСФСР.

В составе ССХ пароходства и МСС БУПа имеются отделы (группы) технического надзора, теплотехники, паспортизации и судоремонта.

Группа технического надзора обеспечивает правильную организацию технической эксплуатации, содержания и обслуживания флота в пароходстве и в его линейных подразделениях в целях выполнения судами эксплуатационно-технических нормативов. Наряду с этим она осуществляет контроль за работой БПУ по техническому обслуживанию флота, организует изучение и распространение передовых методов технической эксплуатации судов, разрабатывает планы повышения их технико-эксплуатационных качеств.

Для лучшей организации работы по техническому надзору самоходный флот делят на группы, которые закрепляют за групповыми инженерами-механиками. Они являются непосредственными руководителями капитанов и механиков по организации технической эксплуатации закрепленных групп судов; обязаны оказывать экипажам практическую помощь по всем техническим вопросам, возникающим во время эксплуатации.

Работу групповых инженеров-механиков по технической части объединяют главные специалисты или механики-наставники, каждый по своей специальности (по однотипным дизелям, по автоматике, по электрооборудованию и т. д.) в зависимости от технической оснащенности судов. Они изучают и распространяют передовые методы технической эксплуатации механизмов, обеспечивают проведение единой технической политики в пределах пароходства, осуществляют «контроль за техническим состоянием оборудования через групповых инженеров-механиков.

Срочный навигационный ремонт и береговое техническое обслуживание организует линейный механик, обслуживающий суда любого пароходства, прибывающие на его участок.

Группа теплотехники состоит из теплотехнических партий, теплотехнических лабораторий и топливной группы. В задачу данной группы входят: проведение теплодинамометрического контроля работы судов и обобщение результатов, разработка мероприятий по сокращению расходов топлива, смазки и затрат на них, разработка нормативов и составление планов потребности в топливе и смазке, контроль состояния дви-жительного хозяйства.

Групппа паспортизации организует составление технических паспортов судов, оформляет регистрацию (приписку) судов в судоходной инспекции, ведет учет технического состояния и баланс флота.

Группа судоремонта разрабатывает планы ремонта и расстановки флота на ремонт, слипования, обеспечивает промышленные предприятия необходимой для этого технической документацией, рассматривает и уточняет сметы на ремонт и модернизацию судов, ведает вопросами организации обменного фонда судовых механизмов.

Техническое и хозяйственное обслуживание транзитных судов осуществляют промышленные предприятия, к которым они приписаны. Эти предприятия должны обеспечивать надлежащее техническое состояние судов путем организации правильной технической эксплуатации и ремонта и своевременно подавать полностью подготовленные и укомплектованные суда пароходству для эксплуатации. Организацией обслуживания судов на промышленных предприятиях занимаются цехи технической эксплуатации флота, в состав которых наряду с другими специалистами входят групповые инженеры-механики и механики-наставники.

Организацией обслуживания судов местного флота, приписанных к портам и пристаням, занимаются отделы технической эксплуатации портов и пристаней через своих групповых инженеров-механиков.

Наряду с техническим надзором, который ведет судовладелец, установлен специальный надзор за флотом со стороны контролирующих организаций (Речного Регистра РСФСР, судоходной инспекции, военизированной охраны, санитарной инспекции, инспекции по охране водных ресурсов и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота).

Речной Регистр РСФСР осуществляет надзор за проектированием, постройкой и техническим состоянием судов через свои линейные инспекции и инженеров-инспекторов.

Технический надзор за судами, совершающими заграничные рейсы, а также плавающими в морских условиях, осуществляют совместно Речной Регистр РСФСР и Регистр СССР в соответствии с договором о взаимном сотрудничестве.

Для усиления технического надзора за содержанием судов на речном флоте введена система инспекторских осмотров, т. е. обязательного осмотра их в период навигации комплексными комиссиями из представителей паро-ходств и Речного Регистра РСФСР. Осмотры производят в соответствии с Положением об инспекторских осмотрах без вывода судна из эксплуатации. Результаты осмотра оформляют актом. Выводы комиссии доводят до сведения судового экипажа.

Ведение технической документации. Все суда должны иметь надлежащим „ образом оформленную судовую документацию.

Документы общесудового назначения хранятся у капитана судна, силовой установки — у механика; они же несут ответственность за сохранность и правильность их ведения.

Важнейшей частью судовой документации является документация по судовой силовой установке. Основным документом, отражающим особенности конструкции, эксплуатации и технического состояния дизеля, служит формуляр. Он содержит технико-экономические характеристики дизеля, рекомендуемые величины зазоров, результаты стендовых испытаний, характеристику материалов, из которых изготовлены ответственные детали, массу наиболее тяжелых из них, сведения о консервации дизеля, перечень штатного инструмента, приспособлений и приборов. В процессе эксплуатации в формуляр заносят сведения о причинах поломок деталей и мерах, принятых для их предупреждения, о количестве проработанных часов, результаты обмера изнашивающихся деталей и данные о заменяемых деталях. Формуляр составляет завод—изготовитель дизеля (для дизеля иностранной постройки — его владелец). При отправке дизеля другому владельцу или в капитальный ремонт вместе с ним передают и формуляр. Ведение в нем записей, касающихся эксплуатации и технических об-служиваний, возложено на механика судна и на ОТК заводов, производящих капитальный ремонт дизеля.

Для ежедневных записей о работе судовых механизмов предназначен машинный журнал. Записи в него на судах, работающих без совмещения профессий, производит старший по вахте машинного отделения. На судах, эксплуатирующихся с совмещением профессий, имеется единый вахтенный журнал. Ведение его возложено на вахтенного начальника.

По силовой установке в единый вахтенный журнал записывают:
— показания контрольно-измерительных приборов;
— сведения о дефектах в работе дизелей и мерах, принятых для их устранения;
— время проведения и объем работ по техническому обслуживанию;
— сведения о замене отработавшего масла;
— время пуска и остановки главных и вспомогательных дизелей;
— сведения о приеме на судно топлива и масла;
— данные о расходе топлива и масла;
— время работы вспомогательных механизмов.

Записи в вахтенном журнале делают чернилами. Ведение двух журналов (чернового и чистового) не допускается.

Механик (капитан-механик) судна составляет ежемесячный отчет о работе силовой установки. Он состоит из отчета по топливу, бланк которого имеется в машинном или едином вахтенном журнале, и отчета о результатах теплотехнического контроля главных двигателей в судовых условиях (или рапорта о работе силовой установки). Отчет по топливу содержит сведения о количестве принятого и израсходованного за месяц топлива и масла и об остатках их на судне по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, о количестве часов, отработанных главными дизелями на разных режимах, о результатах топливоиспользования (экономии или пережоге-топлива по сравнению с нормами), о количестве собранного и вторично использованного масла, а также сведения о расходе запасных деталей. К отчету по топливу прилагают копии квитанций на получение топлива и масла и высылают его на базу, к которой приписано судно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно высылают отчет о результатах теплотехнического контроля или рапорт о работе силовой установки.


Читать далее:

Категория Судовые дизели