Окраска поверхностей под водой


Категория Подводный ремонт судов

Среди различных средств борьбы с коррозией металлов окраске принадлежит основная роль. Краска на поверхности создает плотную и прочную пленку, которая прекращает доступ влаги и предохраняет изделия от коррозии. Порядок, сроки, применяемые красители и схемы окраски судов определены специальными положениями. Окраска наружной обшивки судов (включая и подводный борт) производится при очередных доко-ваниях судна. На отдельных участках обшивки подводной части корпуса судна иногда требуется восстанавливать пленку краски, не ожидая очередного докования, так как оно производится не чаще одного раза в год.

Наиболее сильно выступает коррозия корпуса судна в районе переменной ватерлинии, носового буруна и на кормовом подзоре, в местах переменного воздействия на обшивку воздуха и влаги, кроме того, имеет место чисто механическое стирание пленки покрытия при непрерывном омывании водой этих участков.

Если не считать неудобного и обременительного для личного состава судна окраски района переменной ватерлинии с (кренованием, а кормового подзора и форштевня с дифферентованием, по существу, в практике судоремонта не было способа, позволяющего восстанавливать пленку краски на подводной части корпуса без ввода судна в док.

Все известные способы окраски поверхностей навоз-духе для подводных условий или для окраски по мокрой поверхности непригодны. Большинство исследователей предлагали решать проблему подводной окраски созданием специальных красок и использованием существующих способов их нанесения. Однако из-за дороговизны и отсутствия достаточных условий для изготовления этих красок они еще не доведены до производственного применения.

Можно также решать эту проблему путем изыскания или создания способов нанесения в подводных условиях красок, выпускаемых промышленностью. Основной трудностью является оттеснение с поверхности микропленки влаги. Разработанный центробежный способ окраски обеспечивает нанесение на подготовленную (очищенную) металлическую поверхность прочной и плотной пленки в подводных условиях или на мокрую поверхность в доке.

Центробежный способ окраски под водой, предложенный автором, как показал опыт, может быть применен для окраски мокрых поверхностей, под моросящим дождем и в условиях отпотевания.

Сущность способа центробежной окраски заключается в равномерном распределении и растирании краски по поверхности губчатым рабочим диском, вращающимся от пневматического двигателя. Краска подается под давлением через центральное отверстие в диске. За счет действия центробежных сил при вращении рабочего диска краска распределяется по его поверхности и переносится (растирается) на окрашиваемую поверхность. Краска наносится с механическим усилием, что способствует лучшему вытеснению влаги, а следовательно, лучшему ее сцеплению с поверхностью.

По исследованиям академика П. А. Ребиндера, окраска мокрой твердой поверхности основана на явлении избирательного смачивания. Некоторые жидкости легко растекаются по поверхности твердого тела или по поверхности не смешивающейся с ней жидкости и образуют тонкую пленку, другие, наоборот, скатываются, сохраняя форму капли, и не смачивают поверхность.

Способность жидкости смачивать или не смачивать поверхность зависит от энергетических соотношений на границах раздела трех фаз —твердое тело — вода — краска (при окраске под водой) или твердое тело — воздух — краска (при окраске на поверхности) и от соотношения между силами сцепления с окрашиваемой поверхностью (адгезией) и поверхностным натяжением жидкости (когезией).

Чем больше адгезия и меньше когезия, тем лучше жидкость смачивает твердое тело. Поэтому жидкость с низким поверхностным натяжением растекается по поверхности жидкостей, имеющих высокое поверхностное натяжение, вытесняя их с поверхности твердого тела, и хорошо смачивает последние.

Применяемые для окраски под водой каменноугольный лак и этинолевые краски имеют поверхностное натяжение в пределах 17—25 эрг/см2, в то время как у воды при температуре 20° С поверхностное натяжение равно 72—75 эрг/см2. Вода хуже смачивает твердые тела, чем углеводороды, а это создает основу для удаления микропленки воды с окрашиваемой поверхности. Окраска в пресной воде или по мокрой поверхности выполнима без всяких ограничений, но окраска в соленой морской воде возможна только при условии, если соленость воды не превосходит 2%. С увеличением солености воды краска перестает смачивать поверхность.

Помимо соблюдения условий смачивания, необходимо для обеспечения качества окраски растушевать краску по поверхности изделия, а это при помощи кисти вручную в подводных условиях сделать не удается. Таким образом, для обеспечения удовлетворительного качества окраски поверхностей под водой необходимо иметь механический привод, создающий вращение рабочего диска со скоростью примерно 250 об/мин.

Центробежный способ окраски под водой имеет ряд положительных характеристик; как показала практика, по прочности и пластичности пленки не уступают пленкам, полученным кистевым способом по сухой поверхности. Вязкость применяемых красок выше, следовательно, толщина наносимого слоя больше, что позволяет получить регламентированную толщину покрытия за меньшее количество слоев (например, вместо четырех три слоя).

Расход материалов при центробежном способе окраски примерно соответствует расходам кистевого способа нанесения покрытий. Расход губки для рабочих дисков зависит от состояния окрашиваемой поверхности. Так, в частности, при окраске зтинолевым лаком по мокрой поверхности одним резиновым губчатым диском окрашивали 150—160 м2 металлической поверхности.

При окраске каменноугольным лаком производительность центробежного способа, по предварительным данным, составляет 27 м21ч, а этинолевыми красками— 16— 20 м21ч. По мере совершенствования аппаратуры и приобретения навыков производительность подводной окраски будет расти.

Центробежный способ окраски может быть рекомендован при выборочной окраске под водой — окраске отремонтированных повреждений судна, отдельных мест поврежденной пленки краски, деталей заменяемой донной арматуры, заплат и т. д.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов