Окраска лодводной части корпуса судна и пояса переменных ватерлиний


Категория Морская практика

Подводная часть корпуса судна находится под постоянным воздействием морской или пресной воды, что способствует интенсивной коррозии стальной наружной обшивки, а также обрастанию ее различными микроорганизмами и водорослями. Последнее приводит к значительному снижению скорости судна, повышению расхода топлива. Так как устранение этих явлений возможно лишь при постановке судна в док, к защите подводной части судна от коррозии и обрастания предъявляются повышенные требования. Окраска подводной части специальными антикоррозионными и противообрастающими красками является наиболее распространенным и легко осуществимым способом ее защиты. Эффективность лакокрасочных покрытий подводной части достигается путем строгого соблюдения , технологии очистки корпуса в соответствии с действующими эталонами степени очистки, применением рекомендованных марок грунтов и необрастающих красок, а также соблюдением технологии окраски, предусматривающей количество слоев, минимальную толщину каждого слоя и общую толщину покрытия. Высокие требования предъявляются к нанесению первого слоя — антикоррозионного. Он должен быть сплошным и настолько плотным, чтобы исключить всякий контакт слоя необ-растающей краски с металлом корпуса. Это необходимо потому, что для защиты корпуса от обрастания микроорганизмами в необрастающие краски вводятся ядовитые вещества, которые, контактируя с металлом, вызывают его интенсивную коррозию. Лакокрасочные материалы должны иметь незначительную вязкость, небольшое время сушки и возможность их нанесения при низких температурах. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают фосфатирующие грунты ВЛ-02, ВЛ-08 и ВЛ-023. Они обладают хорошей адгезией, высокой водостойкостью и водонепроницаемостью пленки, имеют низкую вязкость, позволяющую наносить их любым способом при температурах воздуха от —10 до +30°С, при этом время сушки слоя будет соответственно от 2 до 15 мин. Аналогичными качествами обладают этинолевые эмали. Например, эмаль ЭКЖС-40 может наноситься при температурах воздуха от —25 до +30 °С. Высокими антикоррозионными свойствами, хорошей адгезией и водостойкостью обладают свинцовосуриковый грунт 81, смешанный грунт 83, эмали на виниловой и эпоксидной основах и др.

Технологические схемы окраски подводной части корпуса разработаны с учетом различных районов плавания судов. Например, для всех судов без ограничения РТМ 31.5011—76 установлены две технологические схемы окраски: 1-Э-1 и 1-ЭП-1. По схеме 1-Э-1 в качестве антикоррозионного грунта наносятся четыре слоя эмали ЭКЖС-40, а поверх последнего слоя грунта — два слоя необрастающей краски ХВ-5153 (или ХВ-53, ХВ-5151, ХС-79). По схеме 1-ЭП-1 наносятся один слой грунта ВЛ-02 (или ВЛ-08, ВЛ-023) и четыре слоя эмали ЭП-755, а поверх последнего слоя эмали — два слоя той же необрастающей краски, что и по схеме 1-Э-1.

Пояс переменных ватерлиний находится под воздействием часто меняющихся различных внешних факторов (воды, воздуха, солнца, ветра и др.). При движении судна он в наибольшей степени подвержен стиранию, а при плавании во льдах, при швартовке судна не исключаются и его механические повреждения. Поэтому для его окраски применяются краски высокой механической прочности, стойкие к выветриванию, воздействию влаги и солнечной радиации, а также предупреждающие обрастание пояса водорослями. Для окраски пояса переменных ватерлиний рекомендовано шесть технологических схем окраски. В качестве примера приведем две из них, обеспечивающие как антикоррозионную защиту, так и защиту пояса от обрастания.

Схема 2-ХВ-2: один слой грунта BJI-023 и четыре слоя эмали ХС-748; поверх последнего антикоррозионного слоя наносятся два слоя необрастающей краски ХВ-750.

Схема 2-ХВ-4: антикоррозионный грунт состоит из одного слоя эмали ЭКЖС-40 и трех слоев эмали ХС-748; поверх грунта наносятся два слоя необрастающей краски ХВ-750.

Антикоррозионные покрытия наносятся при доковании судна на тщательно подготовленные к окраске поверхности. Очистка поверхностей от обрастаний, старой краски и ржавчины производится в зависимости от требуемой степени очистки, объемов очистных работ и имеющегося оборудования. Широко применяются гидродинамические и гидропескоструйные методы, а также механические способы очистки с применением пневматических молотков, ротационных пневматических машин с бойковыми и шарошечными барабанами, с торцовыми проволочными щетками и т.п. После применения указанных средств с очищенной поверхности удаляются пыль и песок обмывом струей пресной воды — при температуре выше 0 °С, обдувкой сжатым воздухом или отсосом — при температуре ниже 0°С. Для удаления пыли и песка с ограниченных участков поверхности их протирают ветошью. Антикоррозионные покрытия наносят на сухие обезжиренные поверхности.

Учитывая неблагоприятные условия эксплуатации пояса переменных ватерлиний, при стоянках судна в портах надо периодически подкрашивать его необрастающей краской ХВ-750. Полная окраска пояса переменных ватерлиний должна возобновляться 2 раза в год.


Читать далее:

Категория Морская практика