Оказание помощи человеку, упавшему за борт


Категория Морская практика

Действия экипажа по спасению упавшего за борт человека отрабатываются в ходе регулярного проведения на судне учебных тревог «Человек за бортом». Эти тревоги проводятся в различных погодных условиях, в светлое и темное время суток.

Первый заметивший человека за бортом обязан сбросить ему спасательный круг, громким голосом доложить: «Человек за бортом слева (справа)» и, продолжая вести за ним наблюдение, указывать на него рукой. Услышавший этот доклад обязан отрепетовать его в сторону мостика или сообщить на мостик лично.

Получив доклад о падении человека за борт, вахтенный помощник капитана обязан: сбросить спасательный круг со свето-дымящим буйком; объявить тревогу «Человек за бортом» и номер спасательной шлюпки, которую необходимо готовить к спуску; включить PJIC; выставить наблюдателя с биноклем и флажками; поднять флаг «О» (Оскар) и доложить капитану. Одновременно с объявлением тревоги в условиях, когда момент падения человека за борт зафиксирован точно, изменяют курс судна в сторону упавшего за борт на 240° от первоначального курса и дальнейшей отработкой заднего хода останавливают судно у места падения человека. Члены экипажа, расписанные по тревоге «Человек за бортом», под руководством боцмана готовят спасательную шлюпку к спуску и спускают ее по команде старшего помощника капитана — руководителя спасательной операции. Спасательные жилеты в условиях хорошей погоды надевают только члены экипажа шлюпки, а во время шторма — все расписанные по тревоге «Человек за бортом». Гребцы и судовой врач или санитар занимают места в шлюпке, и командир шлюпки направляет ее туда, куда показывает наблюдатель. Днем наблюдатель указывает направление шлюпки флажками: обе руки подняты вертикально вверх — курс шлюпки правилен; вытянутая горизонтально правая или левая рука — шлюпке держать правее или левее соответственно. В темное время суток наблюдатель указывает направление шлюпки трехцветным фонарем: белые длинные проблески — курс шлюпки правилен; такие же зеленые или красные проблески — шлюпке держать соответственно правее или левее. Для указания направления ночью можно также использовать прожектор. Во всех случаях может использоваться портативная радиостанция УКВ. Спасательная шлюпка следует к упавшему за борт без кормового флага и поднимает его только тогда, когда пострадавший будет поднят на шлюпку. С подъемом на шлюпке кормового флага на судне спускается флаг «О».

Если с момента падения человека за борт прошло значительное время, то судно быстрее подойдет к месту падения, если круто развернется и будет следовать обратным курсом. Для этого руль перекладывают на левый или правый борт. При отклонении судна на угол примерно 60° перекладывают руль на противоположный борт до выхода на контркурс и следуют этим курсом.

Если момент падения человека за борт не был замечен, принимают все меры к поиску пострадавшего. Рекомендуются две схемы поиска: по расширяющемуся квадрату и по секторам.

Ответственной и сложной операцией является подъем человека из воды на борт шлюпки. Во всех случаях надо действовать быстро и точно, сообразуясь с состоянием пострадавшего и погодными условиями. Для оказания эффективной помощи находящемуся в воде человеку в спасательной шлюпке необходимо иметь один-два спасательных круга с линиями, бросательный конец, запасные спасательные жилеты, необходимые медикаменты для оказания первой медицинской помощи пострадавшему, шерстяное одеяло, а в зимнее время — шубу или тулуп.

Если человек в сознании и хорошо держится на воде, гребцы, оставаясь в шлюпке, помогают ему подняться в шлюпку. Если же человек на воде теряет сознание, то один из гребцов, обвязавшись концом линя, должен прыгнуть в воду и поддерживать пострадавшего. Гребцы линем подтягивают их и поднимают в шлюпку.

В случае необходимости пострадавшему делается искусственное дыхание. Оно осуществляется различными способами. Наиболее простым и эффективным является вдувание воздуха в легкие пострадавшего способом «изо рта в рот». Для этого сначала надо освободить дыхательные пути пострадавшего от воды и слизи. Чтобы сделать это, надо уложить пострадавшего на правый бок, запрокинуть голову назад, оттянуть подбородок вниз и очистить глотку и полость рта пальцем. После этого надо положить пострадавшего на спину, сильно запрокинуть его голову назад и, сделав глубокий вдох, через носовой платок или кусок ткани быстро выдохнуть воздух в рот пострадавшего. В момент вдувания необходимо зажать нос пострадавшего, чтобы весь вдуваемый воздух попал ему в легкие. Эту операцию следует проделать 3—5 раз с интервалом 5 с. Если после этого начинает прослушиваться работа сердца и прощупываться пульс, надо продолжать искусственное дыхание. В противном случае следует немедленно приступить к наружному массажу сердца, одновременно продолжая искусственное дыхание. В этом случае оживление пострадавшего ведут вдвоем. Один из них ладонями, наложенными одна на другую, ритмично, резким толчком надавливают по центру грудной клетки в нижней части, всякий раз смещая ее к позвоночнику на 3—5 см, а затем быстро отпускает. Ритм массажа — одно надавливание в секунду. Второй участвующий в оживлении через каждые пять надавливаний делает искусственное дыхание способом «изо рта в рот». В момент вдувания грудную клетку отпускают и надавливают на нее сразу же после окончания вдувания.

Рис. 1. Маневрирование судна при падении человека за борт:
а — руль перекладывается на левый и б — на правый борт

Рис. 2. Схемы поиска человека, упавшего за борт:
а — по расширяющемуся квадрату; б — по секторам

Массаж и искусственное дыхание можно прекратить через 40—45 мин, если расширенные зрачки пострадавшего не реагируют на свет, не прослушивается работа сердца и -не обнаруживается дыхание на поверхности зеркала, поднесенного ко рту.

Подобранного в шлюпку пострадавшего от переохлаждения надо как можно быстрее доставить на судно, где судовой врач окажет ему необходимую медицинскую помощь.

Непосредственное руководство спуском спасательной шлюпки и спасательной операцией возлагается на старшего помощника капитана. Он, имея при себе портативную радиостанцию УКВ, обеспечивает постоянную связь с командиром шлюпки, имеющим такую же радиостанцию.

В случае невозможности спуска спасательной шлюпки по погодным условиям производится маневр подхода судна к человеку с расчетом своевременной остановки судна с наветренной стороны.

Общее руководство маневрами судна и спасательной операцией осуществляет капитан судна. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиски пострадавшего безрезультатны.


Читать далее:

Категория Морская практика