Очистка поверхностей под водой


Категория Подводный ремонт судов

Качество подводной окраски в значительной степени зависит от подготовки поверхности, в первую очередь от очистки. Поэтому вопросам очистки следует уделять большое внимание. Очистка поверхности — удаление обрастаний, грязи, ржавчины, масла, старой отстающей краски — под водой производится так же, как и в доке. При этом следует учитывать высокую трудоемкость этих работ, затрудненность технического контроля и плохую видимость под водой из-за подымающейся в процессе очистки и плавающей вокруг места работы мути.

Способы очистки под водой довольно разнообразны:
— очистка при помощи механических средств;
— ручная очистка при помощи скребков, шкрябок, щеток из стальной проволоки (плоских и торцовых); для очистки деревянного корпуса применяются щетки из морской травы или рисового корня;
— очистка старой краски и ржавчины при помощи тупых молотков или тупых зубил;
— отжигание старой краски и ржавчины на металлических корпусах судов при помощи пламени газовык (при малом заглублении объекта очистки) и бензокислородных горелок; обычно отжигание сопровождается последующей механической очисткой поверхности от окалины и сгоревшей краски.

Огневая очистка корпуса применяется в случаях, когда механическая очистка оказывается недостаточной.

Для огневой очистки при заглублении объекта до 3 м применяют многопламенные горелки, так называемые «гребенки». При использовании бензорезаков для отжига старой краски необходимо отключать подачу режущего кислорода или застопорить на головке резака вентиль режущего кислорода.

При огневой обработке поверхности горелку нельзя задерживать долго на одном месте во избежание прожога. Также не рекомендуется держать головку резака слишком близко к поверхности. Водолаз должен следить за тем, чтобы сгорала — краснела — только окалина и старая краска.

Очистка металлических поверхностей производится по возможности до металлического блеска; не допускается остатков грязи, жира, окалины и рыхлой краски, а при очистке деревянных поверхностей — остатков водорослей и ракушек.

Очистка под водой, несмотря на общую повышенную трудоемкость, осуществляется легче, так как ракушки и ржавчина или краска, будучи сырыми, лучше, чем на поверхности, отделяются от корпуса. Очистку надлежит производить только на чистой акватории, не загрязненной нефтепродуктами.

Между окончанием очистки и началом окраски объекта не должно быть слишком большого разрыва во времени, так как поверхность снова начинает ржаветь.

Наиболее распространена в подводных условиях механическая очистка проволочными щетками, механическими ударно-центробежными устройствами специальной конструкции и пневматическими молотками. Применение других (видов механической очистки корпуса судна — пескоструйного и дробеметного — в подводных условиях нецелесообразно.

Строенный пневматический молоток предназначен для удаления ржавчины, окалины и старой краски. Наличие трех бойков значительно увеличивает его производительность. В целом по сравнению с ручной очисткой поверхности обработка ее строенным пневматическим молотком увеличивает производительность в 5—8 раз и значительно облегчает труд исполнителя.

Рис. 1. Строенный пневматический молоток:
а, б, г, е — каналы; в — кольцевая камера; д — верхняя камера; 1 — бойки; 2 — Kopnvc; 3 — крышка; 4 — трубка; 5 — муфта; 6 — перепускной палец; 7 — перепускная муфта (рукоятка);

Строенный пневматический молоток состоит из корпуса и трех бойков, трубки, перепускной муфты (рукоятки), служащей и для управления подачей в молоток сжатого воздуха.

Корпус имеет три канала, по которым подается сжатый воздух в полости, в которых ходят бойки. Бойки имеют радиальные каналы а и б и продольный центральный канал в, служащие для перепуска сжатого воздуха.

Для обеспечения равномерного износа рабочей поверхности во время работы бойки получают небольшое вращательное движение, что обеспечивается смещением радиальных каналов а и б.

Сжатый воздух по трем каналам е в корпусе 2 поступает в кольцевые камеры в, образуемые за счет кольцевых выточек в корпусе 2 и телом бойков. Под воздействием сжатого воздуха, давящего на кольцевые уступы, бойки поднимаются вверх, вытесняя воздух из камеры д через центральный канал, связанный с окружающей атмосферой (средой) радиальными каналами а и б.

Подъем бойков вверх будет происходить до тех пор, пока радиальные каналы а и б не утопятся в корпусе, при этом они совместятся с каналами е, т. е. достигнут камеры в. Дальше воздух будет по центральному каналу г поступать в камеру д, создавая давление и вызывая движение бойка вниз, опять-таки до момента сообщения радиальных каналов а и б с окружающей атмосферой. Таким образом, благодаря наличию перепускных каналов бойки 1 выполняют роль своеобразных золотников.

Бойки будут двигаться вниз по инерции до тех пор, пока не будет израсходована их живая сила, при этом они производят удар по поверхности, подлежащей очистке.

Как только давление в камере д уравновесится с окружающим давлением, цикл повторяется, т. е. опять начинает сжатый воздух в кольцевой камере в давить на выступы бойков и двигает их вверх и т. д. Таким образом, бойки в процессе работы совершают возвратно-поступательное движение.

Конструкция довольно проста, и обычно никаких особых неисправностей в работе не возникает. Необходимо только тщательно ухаживать за молотком и смазывать его не реже двух раз в неделю, так как иначе могут возникнуть заедания. По мере износа бойки должны заменяться.

При работе строенным молотком следует иметь в виду, что для малых толщин он неприменим, так как есть опасность повреждения обшивки.

Пучковый пневматический молоток. Для неровных поверхностей, для работы в труднодоступных и неудобных местах применяют пучковый молоток. Он применяется для отбивания старой краски, ржавчины, окалины и т. д.

Пучковый молоток состоит из корпуса, бойка, конусной втулки, вкладыша. Головка снабжена пучком стержней, вставленных в решетку, и рукояткой, состоящей из перепускной муфты с вставленным в нее перепускным пальцем. Корпус снабжен резьбовой крышкой, предохраняемой от самоотвинчивания кольцевым пружинным стопором, закрепляемым штифтом.

Для придания направления стержневому пучку служит втулка, а решетка предохраняет стержни от выпадания. Боек аналогично бойкам строенного молотка имеет центральный и радиальные каналы для перепуска сжатого воздуха.

При необходимости удлинить рукоятку к приварному штуцеру на корпусе на резьбе ставится удлинительная трубка и таким образом может быть получен вариант пучкового молотка, аналогичный строенному. В этом случае молоток становится удобным для работы в узкостях и других труднодоступных местах.

Пуск молотка производится поворотом перепускной муфты, при этом выточки муфты совмещаются с каналами перепускного пальца, а пружина удерживает муфту в заданном положении.

Сжатый воздух поступает в корпус в камеру, образованную цилиндром корпуса и телом бойка. Сжатый воздух давит на кольцевой выступ бойка и заставляет двигаться боек вверх. Воздух, находящийся в верхней камере а, вытесняется из нее и, пройдя по центральному каналу в и радиальным каналам г и е, через нижнюю камеру и выхлопные отверстия д сообщается с окружающей атмосферой (в нашем случае с окружающей средой). Движение бойка возвратно-поступательное и совершается под действием сжатоговоз-духа, который перепускается из камеры б в камеру а по каналам в, г, е так же, как в строенном молотке.

Рис. 2. Пучковый пневматический молоток:
а — верхняя камера; б — кольцевая камера; в, г, е — каналы; ж — нижняя камера; д — выхлопные отверстия; 1 — корпус; 2 — боек; 3 — вкладыш; 4 — решетка; 5 — втулка; 6 — пучок стержней; 7 — крышка; 8 — стопор; 9 — упорный винт; 10 — перепускной палец; II — перепускная муфта; 12 — пружина; 13 — гайка; 14 — футорка

Правила ухода в процессе эксплуатации те же, что и при работе строенным молотком.

К недостаткам пучкового молотка следует отнести небольшую производительность. Во избежание заедания хода бойка молоток следует часто смазывать, а также необходимо после работы под водой каждый раз отдавать втулку и насухо протирать стержни и ее внутреннюю полость чистой тряпкой.

Ударно-центробежная машинка для очистки. Кроме пневматического инструмента, для очистки корпусов кораблей от старой краски и ржавчины применяются другие устройства. Довольно широкое распространение получили ударно-центробежные машинки, приводимые в движение от электродвигателя. Вариант подобной машинки с проволочными щетками вместо бойков представлен на рис. 3.

Преимуществом этих машинок является то, что по очищаемой поверхности наносится скользящий удар, и тем самым уменьшается опасность повреждения обрабатываемой поверхности при очистке. Вместе с тем для сильно затвердевшей краски применение подобных машинок бывает недостаточно эффективно и приходится прибегать к пневматическим молоткам.

Ударно-центробежная машинка работает от электродвигателя, который располагается на поверхности. Электродвигатель вращает гибкий вал, а тот в свою очередь — шпиндель, на котором размещена обойма с бойками или, как в данном случае, — с проволочными щетками, свободно висящими на рабочих осях.

При вращении шпинделя проволочные щетки отклоняются наружу и при соприкосновении с поверхностью наносят по ней косой, скользящий удар. Отклонение щеток происходит за счет центробежных сил, возникающих при вращении шпинделя.

При работе ударно-центробежными машинками необходимо тщательно изолировать гибкий вал от попадания влаги. Для этой цели его помещают в резиновый шланг. После работы под водой машинку надлежит тщательно протирать досуха, предварительно промыв в пресной чистой воде. Для лучшей герметизации рекомендуется во всех местах соприкосновения воды с подшипниками ставить сальники. Кожух 6, крайне необходимый при работе в доке, может быть снят, если во время работы он будет создавать большое сопротивление, однако этот вопрос должен решаться самим исполнителем в каждом конкретном случае.

Рис. 3. Ударно-центробежная машинка для очистки от ржавчины и краски (вариант с проволочными щетками):
1 — гибкий вал; 2 — пружина спиральная; 3 — накидная гайка; 4 — патрон; 5 — рукоятка; 6 — предохранительный ко-жух; 7 — обойма; 8— рукоятка; 9 — шпиндель; 10 — рабочая ось; 11 — проволочные щетки; 12—упор; 13 — втулка; 14 — хвостовик; 15 — шарикоподшипник

К недостаткам этих устройств следует отнести относительно быстрое сминание щеток и скручивание гибкого вала, что не позволяет производить работы на большом удалении от приводного двигателя.

Кроме описанного инструмента, можно для очистки применять также окрасочную машинку и другие, на которые вместо рабочего диска надевается торцовая проволочная щетка диаметром 190 мм.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов