Очистка деталей и корпуса судна


Категория Организация и технология судоремонта

В процессе эксплуатации детали судовых технических средств и корпус судна загрязняются органическими (масла, жиры), неорганическими (продукты коррозии, пыль, накипь и т.д.) и смешанными отложениями. Чаще всего отложения носят смешанный характер. Для проведения качественной дефектации детали и элементы корпуса судна предварительно очищают механическими и физико-химическими способами.

К механическим способам относят очистки: ударно-скоблящим инструментом, дробеструйная и дробе-метная, гидропескоструйная, пневматическая (косточковой крышкой) и гидравлическая.

Для очистки небольших поверхностей, а также поверхностей в труднодоступных местах (при очистке, например, подводной части корпуса судна) используют ручные механизированные ударно-скоблящие инструменты (отбойные молотки, дисковые щетки со стальным ворсом, шарошки) с пневматическими приводами. Производительность ручной очистки низкая — не превышает 4—6 м2/ч.

Для очистки больших поверхностей (корпуса судна при доковом ремонте) применяют самоходные и автоматизированные установки с программным управлением, очистные головки которых оснащены шарошками или дробеструйными аппаратами. Их производительность достигает 60—120 м2/ч.

В последние годы все более широко применяют дробеструйную и дробеметную очистку. В дробеструйных устройствах кинетическая энергия, необходимая для дробления и удаления наслоений с очищаемой поверхности, придается дроби с помощью струи сжатого воздуха низкого давления (0,4—0,5 МПа).

Дробеструйные устройства могут быть снабжены пистолетами (стволами), перемещаемыми по очищаемой поверхности оператором. Используются также механизированные дробеструйные устройства.

В дробеметных установках дробь выбрасывается за счет центробежных сил при вращении колеса (ротора). Дробеметный способ очистки листовой стали стал за последние годы основным методом подготовки ее поверхности к окраске на судостроительных заводах.

При гидропескоструйной очистке воздух, подаваемый через сопло под давлением 0,3—0,4 МПа, засасывает из специального сборника воду с песком и подает эту смесь по шлангу на очищаемую поверхность. Используют этот метод очистки для корпуса судна, отливок, якорных цепей и т. д.

Пневматическая очистка косточковой крошкой по принципу действия не отличается от гидропескоструйной. В этом случае вместо песка с водой используют мелкораздробленную скорлупу плодовых косточек (персика, абрикоса и т. д.). Применяют для очистки деталей от нагара (поршни быстроходных двигателей и др.).

сравнительно простых и чаще всего неспециализированных инструментов, то остальные (магнитная и ультразвуковая дефектоскопия, механические испытания и др.) требуют применения специализированных технических средств: дефектоскопов, прессов, разрывных машин и т. д.

Процесс обнаружения дефектов с использованием перечисленных методов называется дефектацией. В ходе дефектации, кроме обнаружения дефектов, производят оценку пригодности детали к дальнейшей эксплуатации или ремонту, определяют метод ремонта и необходимые инструменты, приспособления и запасные части, выбирают технологические схемы ремонта, устанавливают его исполнителей.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта