Обухи, рымы, коуши, талрепы и другие предметы такелажного снаряжения


Категория Морская практика

Обух — приспособление для надежного крепления тросов различного назначения к судовым конструкциям. Он представляет собой проушину в металлической планке, металлическое кольцо или полукольцо, жестко прикрепленное или приваренное к корпусу, надстройке или другой конструкции судна. Крепление снасти к обуху осуществляется обычно с помощью такелажной скобы, которая закладывается в обух штырем. Обух с диаметром d круглого железа значительно прочнее скобы со спинкой такого же диаметра.

Рис. 1. Такелажные приспособления и принадлежности:
а — обух с рымом; б — коуши; в — юферс; г — утки; д — нагель; е — раке; ж — сегарсы; з — бугель

номеру коуша. Коуши подбираются по таблицам ГОСТа: для растительных и синтетических тросов — по длине окружности, а для стальных — по диаметру троса. Коуши оцинковываются или окрашиваются. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусеницы и другие дефекты.

Юферсы, — круглые деревянные блоки без шкивов с тремя сквозными гладкими отверстиями. Применяются в основном для изготовления тросовых талрепов.

Утки — деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, палубе, надстройках, и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.

Нагели — деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Они широко используются на парусных судах для крепления снастей парусного вооружения.

Раксы — металлические кольца или полукольца, с помощью которых крепятся и растягиваются треугольные паруса—кливера и стакселя.

Сегарсы — дубовые обручи или металлические кольца, надеваемые на мачту для крепления к ним парусов.

Бугели — металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъемные. Применяются для увеличения прочности судовых конструкций, а также для закрепления блоков и тросов различного назначения.

Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также. для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают простые и винтовые.

Простые талрепы основываются обычно из растительных или синтетических тросов, которые проводятся несколько раз между двумя рымами, коушами треугольной формы, юферсами или скобами и схватываются между собой ходовым концом того же троса. Такие талрепы используются для обтягивания не-сильнонапряженных тросов и для крепления небольших грузовых мест.

В креплении снастей, испытывающих большие напряжения, используются винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые (открытые и закрытые) и вертлюжные талрепы.

Двухвинтовой открытый талреп состоит из металлической рамы, имеющей на концах втулки с внутренними резьбами противоположного шага, и двух винтов с ушками,, вилками-скобами или гаками на внешних концах, к которым крепятся снасти и другие детали. При вращении рамы в одну сторону винты будут одновременно ввинчиваться и соединенная с талрепом снасть будет обтягиваться. При вращении рамы в другую сторону винты будут вывинчиваться и снасть будет ослабляться.

Двухвинтовой закрытый талреп отличается от открытого тем, что рама заменена закрытой цилиндрической муфтой. Для удобства вращения муфты в средней ее части имеется отверстие, в которое вставляется свайка.

Вертлюжный талреп имеет с одной стороны винт, а с другой — свободно вращающиеся во втулке гак или ушко. Винты талрепов в сильнонапряженных снастях стопорятся специальными штырями и планками для предупреждения самопроизвольного раскручивания.

Винтовые талрепы изготавливают на определенную нагрузку и испытывают на нагрузку, в 1,5—2 раза превышающую допустимую. Каждый талреп имеет номер, соответствующий допустимой нагрузке.

Винтовые талрепы требуют постоянного ухода. Периодически их необходимо очищать от старой смазки и ржавчины и смазывать заново. Для защиты талрепов от попадания влаги, пыли и грязи их закрывают парусиной, которую затем окрашивают. Талрепы, не находящиеся в эксплуатации, должны храниться в сухом помещении очищенными от грязи и смазанными.


Читать далее:

Категория Морская практика