Обслуживание работающего дизеля и наблюдение за ним


Категория Судовые дизели

Целью обслуживания и наблюдения за работающим дизелем является обеспечение его длительной непрерывной эксплуатации на заданных режимах с минимальными расходами топлива и масла и наименьшими взносами, а также поддержание постоянной готовности к выполнению любого заданного маневра или изменению режима работы.

Обслуживание и наблюдение заключаются в контроле за состоянием дизеля, его устройств и систем, в устранении отклонений от заданного режима, а также выполнении ряда профилактических работ, не требующих остановки дизеля.

Работу дизеля и его систем контролируют по показаниям контрольно-измерительных приборов, по сигналам СПАСЗО, а также путем осмотра, на слух и на ощупь.

Показания приборов должны находиться в пределах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации дизеля.

Установленная Правилами обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания периодичность контроля за параметрами работы неавтоматизированного дизеля через 1—2 ч позволяет своевременно обнаруживать и устранять только незначительные нарушения регулировки, небольшие перегрузки и другие мелкие неисправности, не привддящие непосредственно к повреждению дизеля.

В случае выхода из строя узлов системы охлаждения, масляной и некоторых других продолжительность работы тихоходного дизеля от момента возникновения дефекта до самопроизвольной остановки или поломки его-не превышает 5—10 мин (1—2 мин для быстроходного дизеля). Обеспечить такую периодичность контроля при совмещении профессий обслуживающий персонал не имеет возможности. Поэтому контроль за системами на судах, работающих без постоянной вахты в машинном отделении, осуществляется СПАСЗО, датчики которой подают сигнал о неисправности практически в момент ее появления.

В процессе обслуживания работающего дизеля при несении вахты в машинном отделении вахтенный персонал обязан:
— контролировать работу дизеля и РРП по приборам, на слух и на ощупь, следить за дымностью выпускных газов;
— периодически смазывать места ручной смазки;.
— пополнять масленки, маслосборники, масляные баки, расходные топливные баки, расширительные баки системы охлаждения, воздушные пусковые баллоны, заряжать аккумуляторы;
— спускать отстой воды из масляных и топливных расходных цистерн;
— спускать воздух и отстой из фильтров, переключать фильтры на чистые секции и промывать загрязненные секции;
— регулировать температуру и давление воды и масла перепускными клапанами, вентилями и кранами;
— устранять течь и пропуски в трубопроводах; очищать и обтирать дизель от подтеков топлива, масла и воды; при необходимости регулировать параметры рабочего цикла дизеля; контролировать правильное функционирование средств автоматизации и автоматизированных механизмов и устройств.

На судах, оборудованных средствами комплексной автоматизации, некоторые из перечисленных операций как-то: пополнение топливом, маслом и водой расходных цистерн, расширительных баков и маслосборников, воздухом — пусковых баллонов, регулирование температуры охлаждающей воды и масла, могут производиться автоматически.

При эксплуатации автоматизированных дизелей без вахты в машинном отделении за их работой наблюдают по приборам, установленным в ходовой рубке, и по сигналам СПАСЗО, а ручные операции по обслуживанию выполняют с периодичностью, установленной для необслуживаемой работы или с периодичностью смены вахт.

Во время работы дизель обслуживает личный состав вахты. При совмещении профессий вахтенный начальник (штурман-помощник механика) должен проверять состояние дизеля не реже одного раза за 4 ч; (при сдаче и приеме вахты) и во всех случаях нарушений нормальной работы.

Рулевые-мотористы обслуживают дизель в соответствии с графиком профилактических работ или по указанию вахтенного начальника.

Трудоемкие профилактические или ремонтные работы на ходу судна выполняются, как правило, под руководством механика, если механик свободен от штурманской вахты, или его помощника. При необходимости судно ставят на якорь.


Читать далее:

Категория Судовые дизели