Обследование подводной части корпуса судна


Категория Подводный ремонт судов

Водолазное обследование подводной части корпуса судна производится с профилактической целью, при наличии повреждений, перед постановкой судна в док, при подготовке судна к дальнему походу или по возвращении из него.

При обследовании повреждения определяется его размер, место и характер. При обследовании нарушения обшивки особое внимание уделяется осмотру швов, пазов, наличию вмятин и трещин. При техническом осмотре подводной части корпуса проверяется кормовой подзор, особенно в районе расположения гребных винтов.

В некоторых случаях в местах, поврежденных коррозией, делается контрольное сверление, через которое производится замер толщины обшивки. Приспособление для замера состоит из пустотелого цилиндра, имеющего с одной стороны продольную прорезь, а с другой продольную канавку. Внутри цилиндра перемещается шток с загнутым заостренным концом. К цилиндру припаян выступ. Чтобы шток не вращался, в него ввинчен шип, который ходит в прорези цилиндра. На цилиндр надето кольцо со стопором и выступом-указателем, скользящим по канавке. Вдоль канавки на поверхности цилиндра нанесена шкала делений в миллиметрах. Кольцо свободно перемещается по цилиндру и фиксируется стопором.

Рис. 1. Остропка гребного винта

Рис. 2. Остропка гребного вала:
а — при помощи хомута и скобы; б — основным тросом, завязанным штыком

Измерение толщины листа обшивки производится следующим образом: водолаз производит очистку листа в намеченном месте измерения от обрастаний и ржавчины, окалины и старой краски. Водолаз пневмо- или электросверлильной машинкой сверлит контрольное отверстие диаметром 10—12 мм, чтобы загнутый конец штока приспособления входил в него без помех. Шток вводится в отверстие до упора выступом в наружную поверхность листа. Загнутый конец штока прижимается к внутренней поверхности листа. Стопорное кольцо подводится вплотную к шипу и закрепляется стопором. После этого шток поднимается выше и выводится из отверстия.

Водолаз подает приспособление на поверхность, где шток вновь устанавливают в положение, при котором шип упирается в стопорное кольцо. Расстояние между заостренными концами штока 2 и выступом 1 цилиндра равно толщине листа.

Во избежание попадания большого количества воды отверстие в обшивке закрывается заранее подготовленной деревянной пробкой (чо-пом).

После измерения толщины обшивки контрольное отверстие заваривается или устанавливается фальшза-клепка. Поступившая вода откачивается судовыми водоотливными средствами.

При осмотре винтов обращается внимание на состояние лопастей, наличие шплинтовки, крепление обтекателя (нет ли срезанных головок болтов, гаек и т. д.). При осмотре гребных и рулевых устройств проверяется: зазор между втулкой и гребным валом; состояние петель и штырей на рудорпосте; положение руля (отсутствие проседания) и т. д.

Рис. 3. Приспособление для замера толщины листа:
1 — выступ; 2 — шток; 3 — пустотелый цилиндр; 4 — выступ-указатель; 5 — шип; 6 — стопор; 7 — кольцо

При осмотре забортных отверстий особое внимание обращается на наличие и техническое состояние протекторов, засоренность (обрастание) решеток.

Водолазное обследование обычно проводится с подкильного конца. Работы по водолазному обследованию проводятся начальником или старшиной СПС. На основании материалов обследования разрабатывается технология ремонта и изготовляются необходимые чертежи или эскизы.

Рис. 4. Осмотр подводной части корпуса судна водолазом с подкильного конца

Обследование с использованием телевидения позволяет решать в условиях судоремонта и аварийно-спасательного дела проблему объективного определения состояния корпуса и положения аварийного судна иногда без участия водолаза.

В настоящее время отечественной промышленностью выпущен ряд установок для подводного телевидения, разработанных Институтом океанологии АН СССР (ИОАН), и подводные телевизионные установки типа ПТУ-5. Передающие телекамеры выпускаются двух типоВ_портативные небольшого веса для переноски

водолазом и тяжелые глубоководные с телемеханической системой управления.

Для подводного судоремонта наиболее целесообразно применение специальной установки ПТУ-5 или типа ИОАН-4.

Подводная телевизионная установка ПТУ-5 состоит из герметичной телепередающей камеры со светильниками, блока включения, блока усиления и формирования, блока питания, пульта управления и телевизора (видеоприемного устройства).

Рис. 5. Подводная телевизионная установка ПТУ-5:
1 — камера в герметичном кожухе со светильниками; 2 — блок включения; 3 — блок питания; 4 — блок усиления и формирования; 5 — пульт управления; 6 — видеоприемное устройство

Все узлы установки, кроме телекамеры, находятся на поверхности и располагаются на ремонтируемом или другом судне. Питание осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 в. Потребляемая мощность ориентировочно 1 кет.

Качество изображения зависит от освещенности объекта и прозрачности воды. На глубинах до 12 м контрастные изображения получаются на расстоянии 3—6 м.

Для увеличения контрастности применяется так называемая просветляющая приставка, т. е. прозрачная емкость — пустая, заполненная дистиллированной водой или глицерином.

Телекамера может находиться от источника питания и блока усиления на расстоянии до 400 м. Практически этого вполне достаточно для обследования любой части корпуса судна, проведения межоперационного контроля и оценки работ, выполненных под водой.

Подводная телевизионная установка может быть применена: для осмотра и освидетельствования подводной части наружной обшивки судна, рулей, гребных винтов, забортной арматуры и т. д.; для определения размеров пробоин, качества сварочных работ при постановке за-

Рис. 6. Обследование корпуса судна с помощью телекамеры на подкильном конце

плат и дублирующих листов; для наблюдения за ходом ремонта гребного устройства, особенно при снятии винтов, выемке и заводке гребных валов, выпрессовке и запрессовке дейдвудных втулок; для наблюдения за постановкой судна на киль-блоки и клетки во время доковой операции и т. д.

В отдельных случаях, когда нельзя спустить водолаза, обследование состояния носа и средней (цилиндрической) части корабля можно произвести телекамерой, протаскивая ее под килем при помощи тягового конца с верхней палубы. В этом случае подкильный конец служит направляющей. По мере необходимости подкильный конец переносится вместе с висящей на нем телекамерой в другое сечение.

Обследование кормовой оконечности производится с помощью водолаза. Если по каким-либо причинам водолаза спустить нельзя, а обследование кормы требуется провести, телекамера переносится с борта на борт на верхней палубе и каждый борт обследуется отдельно.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов