Общие сведения об обрастании судов


Категория Технология окраски судов

На любом предмете, конструкции, изделии, приборе, погруженном в воду, в том числе и на корпусе судна, неизбежно поселяются различного рода животные и водоросли — происходит обрастание поверхностей. В районах с тропическим климатом оно более интенсивное, менее интенсивное в средних широтах и незначительное в северных. Из морских животных, поселяющихся на подводной части корпуса, встречаются балянусы, мидии, мшанки, морские уточки, гидроиды; в районе переменной ватерлинии развиваются преимущественно водоросли различного типа.

Обрастание начинается при стоянке судна в гавани, но на тихоходных судах оно может происходить и во время рейса, если скорость потока, омывающего судно, не превышает 25 м/мин. При более высоких скоростях обрастания не происходит. Интенсивность обрастания зависит от температуры воды и, как уже было сказано, от района плавания. Наиболее сильное обрастание происходит летом, в холодный зимний период оно слабее. Обрастание подводной части корпуса судна относится к наиболее сложным и трудноустранимым явлениям.

Обрастание судов приводит к уменьшению их скорости, что влечет за собой увеличение расхода топлива, потерь времени. Появление обрастания на днище судна с подводными крыльями или самих крыльях исключает возможность нормальной эксплуатации таких судов. Трубы и трубопроводы, используемые для снабжения судов морской водой, относятся к местам, особо благоприятным для развития морских животных и растений. Поэтому всегда существует опасность выхода из строя этих систем вследствие скопления оторвавшихся организмов у клапанов, сопл и в других узких местах. Замечено, что трубы с постоянным сильным током воды обычно не подвергаются обрастанию в отличие от труб с очень слабым током воды или от таких, в которых вода на короткие промежутки времени остается без движения.

Рис. 1. Процесс разрушения лакокрасочного покрытия балянусами:
а — начало роста поселившегося балянуса; б — балянус проник сквозь краску к металлу; в местах, отмеченных крестиком, началась коррозия; в — лакокрасочное покрытие разрушено, интенсивная коррозия металла.

Обрастание эхолотов и других гидроакустических устройств, находящихся постоянно под водой, резко снижает эффективность их действия, затрудняет эксплуатацию судов.

Плотность населяющей микрофлоры и фауны различна, в отдельных случаях на 1 м2 поверхности в течение года нарастает до 55 кг мидий или 30 кг балянусов. Поэтому при очистке судов приходится удалять обрастания, вес которых в сыром виде достигает нескольких сот тонн.

В пресной воде сравнительно мало организмов, принимающих участие в обрастании. Это водоросли, развивающиеся вдоль ватерлинии, а в пресноводных морях — моллюски дрейсена, напоминающие мидии.

Кроме нарушения нормальных условий эксплуатации судов, обрастание вызывает повреждение защитных покрытий, способствует появлению интенсивной язвенной коррозии. Повреждение защитной окраски происходит различными путями. Организмы с твердыми раковинами прикрепляются к покрытию настолько прочно, что при отделении раковины вместе с ней отделяется и часть покрытия. Балянусы повреждают покрытия вследствие особенностей своего роста. Края растущего домика очень остры и имеют клиновидное сечение. По мере роста основания края раздвигаются и, если ленка краски не очень твердая, углубляются в нее, а иногда прорезают до металла.

На корпусе судна обрастание начинается с района переменной ватерлинии, где вдоль верхнего края, омываемого водой, растут зеленые водоросли. На несколько сантиметров ниже поселяются 6а-лянусы, которые по мере увеличения глубины становятся все многочисленнее, здесь же появляются мидии, мшанки, гидроиды и другие морские организмы. Средняя и кормовая часть судна обрастают сильнее, чем носовая, что объясняется более интенсивным движением воды в этом районе.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов