Общие сведения о защите металла на межоперационный период, грунтовании и окраске судовых конструкций


Категория Технология окраски судов

Условия производства окрасочных работ в судостроении отличаются от условий их выполнения в других отраслях промышленности, где для окрасочных работ выделены специальные цехи или участки с хорошо оборудованными рабочими местами.

При решении вопроса об окраске необходимо учитывать главнейшие требования применительно к данному конкретному случаю. Выбор грунта определяется материалом, на который он будет нанесен. Необходимо принимать также во внимание время года, в которое проводится окраска, способ нанесения грунта и условия эксплуатации окрашенных поверхностей. Этим многообразием требований и объясняется тот факт, что на одном и том же судне стальной комингс грунтуют грунтом № 81, ХС-010, ФЛ-ОЗК, а расположенную несколько выше надстройку из легкого сплава — грунтами ФЛ-ОЗЖ, КФ-030, ВЛ-02.

Рис. 1. Фундамент под двигатель.

Проявляемое иногда стремление к унификации и сокращению -числа грунтов нельзя считать оправданным, так как это приводит к ухудшению качества окраски судна. Нельзя забывать также о том, что недостаточно водостойкие пленки грунтов при длительном цикле постройки судна можно сохранить, нанеся дополнительный слой более водостойкого грунта. И в этом случае сокращение числа слоев грунта будет ничем не обосновано и приведет к резкому ухудшению антикоррозионной защиты судов.

На судах с длительным циклом постройки к грунтованию приступают задолго до сборки корпуса. Перед окончательной окраской осматривают загрунтованную поверхность, удаляют поврежденные участки, очищают всю поверхность и вновь грунтуют. Таким образом, на суда с длительным циклом постройки приходится наносить два слоя грунта.

В машинных и котельных отделениях приступают к грунтованию и окраске тех участков, которые будут в дальнейшем недоступны для окраски, например фундаменты для турбин, механизмов (рис. 125), котлов, места под вентиляционными каналами, шкафами, различными приборами; трассы для электропроводов. В таких местах следует нанести два-три слоя грунта, обладающего высокими защитными свойствами (грунты № 81, 83, протекторные, АК-070 в комбинации с ГФ-020).

Остальные поверхности в этих и других помещениях грунтуют после окончания в них сварочных работ.

В процессе постройки на судах некоторое число помещений бывает занято рабочими, машинные отделения во время налаживания механизмов загрязняются, поэтому их приходится перекрашивать заново. Такие помещения целесообразно окрашивать по упрощенной схеме: одним слоем грунта и слоем краски. Перед сдачей судна производят очистку и наносят дополнительно два слоя краски, что обеспечивает требуемую длительную защиту при эксплуатации. При загрязнениях, очистка которых обычными способами невозможна, старую окраску удаляют и производят окраску заново: наносят грунт и необходимое число слоев краски.

Для судов малого водоизмещения, с коротким циклом постройки, принимают следующую принципиальную схему окраски: один слой грунта, два слоя краски во всех помещениях и три слоя в машинных отделениях и помещениях, занимаемых сдаточными командами.

Помещения, окрашиваемые тремя слоями краски, вначале грунтуют и окрашивают только одним слоем краски, а при окончательной окраске наносят один-два слоя краски в зависимости от схемы окраски. Такая последовательность окраски вызвана следующими причинами: жилые и машинные отделения окрашивают обычно в светлые тона, а пленки таких красок при однократном нанесении не могут укрыть всех загрязнений, которые появляются на поверхностях во время постройки судна.

Наиболее сложен выбор оптимального способа защиты подводной части корпуса строящегося судна, когда нужно учитывать:
— принятую схему окраски и наличие электрохимической защиты;
— длительность стапельного периода;
— длительность достройки судна;
— условия достройки (пресная вода, море, условия вывода готового судна к месту эксплуатации и т. п.);
— постановку в док перед началом эксплуатации;
— условия эксплуатации.

При любом способе постройки некоторые участки корпуса перед спуском судна окажутся недоступными для окраски. Поэтому перед установкой секций или блоков на спусковые тележки или опорные клетки такие участки необходимо окрасить по полной схеме, т. е. в том числе и необрастающей краской.

Даже сравнительно кратковременное (30—60 суток) действие воздуха на пленку необрастающей краски (вследствие окисления ядовитых компонентов, входящих в ее состав) ухудшает токсичные свойства. Это требует изоляции окрашенной поверхности от воздействия атмосферы, что обеспечивается нанесением пленки поливинилового спирта, пленки ПВС-В1 или нанесения на такие поверхности дополнительного слоя краски КФ-751. При заклеивании бумажной калькой поверхностей, окрашенных необрастающей краской, результаты оказываются хуже.

На окраску и перекраску судов, находящихся в доках, отводится, Даже в холодное время года, очень короткий срок. Чтобы увели—чить срок сушки нанесенного покрытия, что очень важно для его качества, окрасочные работы должны быть выполнены как можно быстрее. Поэтому необходимо организовать и укомплектовать бригады работниками высокой квалификации, предоставить им широкий фронт работы, максимально использовать механизированные способы окраски. Такие бригады должны иметь в своем распоряжении все необходимое оборудование и инструменты, знать схемы •окраски и свойства красок, чтобы уметь выбирать оптимальные условия работы, в частности использовать подогретые краски.

Выполняя окрасочные работы на строящихся, ремонтируемых или эксплуатируемых судах, необходимо всегда соблюдать элементарные технологические требования. Любые отклонения от установленной технологии: применение чрезмерно густых или очень разбавленных красок, окраска чрезмерно толстыми слоями обычных красок, использование плохого или неприспособленного для работы инструмента, применение недостаточно доброкачественных красок, введение в краски запрещенных растворителей, спуск судов с недо-сушенной или чрезмерно пересушенной пленкой красок, произвольная замена отдельных компонентов краски, окраска обычными красками по мокрой, необезжиренной поверхности, по ржавчине или окалине, пересушенным слоям грунта или краски и т. п.,— все это неизбежно приведет к быстрому разрушению покрытия и интенсивной коррозии корпуса или судовых конструкций.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов