Общие сведения о якорных и швартовных механизмах

Якорные и швартовные механизмы входят в состав якорного и швартовного устройств, обеспечивающих надежную стоянку судна на рейде и у причала порта. Якорные механизмы делятся по расположению оси вала цепного барабана на брашпили, у которых эта ось расположена горизонтально, и шпили, у которых она расположена вертикально. Часто брашпили и шпили выполняют также функции швартовных механизмов, хотя имеются и специальные механизмы для этой цели. Кроме того, имеются якорно-швартовные лебедки.

Используются брашпили и шпили при подходе судна к порту, когда производится постановка судна на якорь на внешнем рейде в ожидании лоцмана или портовых властей, и при швартовке к причалу, а также при выходе судна из порта, прохождении каналов, узкостей и т. д.

Широкое применение бульбообразных носовых образований на морских судах, позволяющее увеличить скорость судна при той же мощности механизмов, затруднило применение традиционных двухъякорных брашпилей, установка которых потребовала бы для изменения направления якорной цепи дополнительного применения громоздких отводов или цепных барабанов. Последнее вызывается большим расстоянием якорного клюза от форштевня и диаметральной плоскости на судах с бульбообразным носом. Поэтому распространение стали получать якорные шпили и одноякорные брашпили (якорно-швартовные лебедки)“.

В якорно-швартовной лебедке от якорного механизма использованы звездочка, стойки грузового вала, тормоз и одна ступень редуктора, соединенные муфтой и валом с обычной швартовной лебедкой, имеющей вал отбора мощности (иногда используют вал турачки).

Применение якорно-швартовных лебедок позволяет сократить габаритные размеры, массу и стоимость механизмов якорно-швартовных устройств. Такими механизмами оснащен построенный в ПНР теплоход «Ленинская гвардия», такой же комплекс предусмотрен и на танкере «Крым».

Автоматизация и механизация процессов, связанных с отдали подъемом якоря и швартовкой, позволяют значительно сни-Чцть объем ручного труда и создают предпосылки для повышения производительности, безопасности, надежности и скорости выполнения отдельных операций.

Применение автоматических швартовных лебедок позволило значительно упростить и ускорить швартовку морских судов. При этом оказалось возможным исключить такие операции, как выбирание и потравливание швартовных концов, крепление швартовных концов на кнехтах, сматывание и наматывание швартовных концов вручную на вьюшки и ручная укладка тросов в бухты. Если каждый швартов обеспечен автоматизированной швартовной лебедкой, то трудозатраты уменьшаются втрое, а число людей, занятых на швартовке,— в 2 раза.

Автоматизированные якорные устройства на судах морского флота получили меньшее распространение, чем автоматизированные швартовные лебедки. Устройствами дистанционной отдачи якоря и счетчиками вдаравленной якорь-цепи оборудованы только несколько морских транспортных судов.

Дистанционная отдача якоря осуществляется на супертанкере «Крым».

При нажатии кнопки на капитанском мостике происходит экстренная отдача 18-тонных якорей.

Для сокращения стояночного времени суда в будущем должны быть в максимальной степени приспособлены для механизации и автоматизации якорно-швартовных операций.

Приведем основные технико-эксплуатационные требования к якорным устройствам судов ближайшего пополнения по классам автоматизации:
— класс А1—дистанционная отдача предварительно подготовленного якоря на заданную глубину и немедленная — в аварийных случаях, дистанционное потравливание и выбирание якорной цепи на стоянке, дистанционное выбирание якоря с закреплением цепи на звездочке с помощью тормоза механизма;
— класс А2 — дистанционная отдача предварительно подготовленного якоря с контролем длины вытравленной цепи.

Соответствующие данные по швартовным устройствам:
— класс А1 —швартовка судна при ветре отжимном до 7 баллов и течении до 3 уз;
— класс А2 швартовка судна обеспечивается лебедками, а для надежного удержания у причала заводятся дополнительные швартовы с использованием имеющихся механизмов.

Скорость подъема двух якорей должна быть не менее 8 м/мин. Согласно РС-596—63 (технический документ) брашпили, шпили и швартовные лебедки морских судов должны быть закрытой конструкции, т. е. с приводными механизмами, заключенными в плотные кожухи, предотвращающие попадание в них воды, пыли, грязи и обледенение механизмов в зимнее время.

По роду двигателя, приводящего в действие якорные и швартовные механизмы, они подразделяются на электрические, гидравлические, паровые и с ДВС. Гидравлические шпили, брашпили, швартовные и траловые лебедки приводятся в действие насосами пластинчато-ротационного типа (для систем низкого давления) и поршневыми с перемещающимися цилиндрами (для систем высокого давления). Гидравлические палубные механизмы могут иметь автономный и групповой подвод энергии. Применение гидропривода вместо электропривода снижает габаритные размеры и массу. Эти механизмы встречаются на судах и имеют перспективу развития.


Читать далее: