Обработка и анализ результатов контрольных испытании


Категория Судовые дизели

Заполнение протокола. По окончании испытаний все данные по отдельным замерам заносят в сводный протокол, составляемый в двух экземплярах: один остается на судне, другой хранится в ССХ или в РЭБе. Подсчеты результатов измерений производят с точностью до трех значащих цифр обычно на логарифмической линейке. Для каждого режима вычисляют среднеарифметическую величину каждого параметра, принимаемую за истинную. Форма протокола приведена в Руководстве по теплотехническому контролю серийных теплоходов.

Определение мощности. Эффективную мощность главных двигателей при контрольных испытаниях находят косвенным методом по результатам измерений частоты вращения, расхода топлива и других параметров путем сравнения их со значениями, полученными при стендовых испытаниях двигателей. .

По совмещенному графику нагрузочных характеристик мощность определяют следующим, образом. Допустим, что при испытании двигателя 6ЧРП 25/34 получено: п = 500 об/мин, G = 49 кг/ч, tr = 355 °С. Подсчитываем Gin — 49/500 = 0,098 кг/ч: об/мин и на графике рис. 284 проводим горизонтальные линии из точек G4lh = 0,098 и /г = 355 до пересечения с кривыми п — 500. Опуская из точек пересечения вертикальные линии, находим Ne = 285 л. с. Совпадение значений мощности, полученной по отношению GJn и по /г, свидетельствует о правильности ее определения. Если бы результаты двух определений различались сильно, то это означало бы, что регулировка двигателя не соответствует той, при которой снималась характеристика. Применять графики для косвенного_определения мощности в этом случае нельзя.

Рис. 1. Номограмма для определения мощности двигателя 8НФД48

Проверка качества регулировки главных двигателей. Качество регулировки двигателей проверяют путем сравнения фактических показателей, полученных при испытании, с нормативными значениями этих же показателей. За нормативные при

нимают значения, полученные при стендовых испытаниях двигателей, при их отсутствии пользуются рекомендациями Руководства по теплотехническому контролю серийных теплоходов. Для анализа заполняют форму регулировки главных двигателей, подсчитывают средние значения параметров и определяют, соответствуют ли предельные отклонения установленным нормам.

Регулировка дизеля считается удовлетворительной только тогда, когда предельные отклонения не превышают установленных норм, в противном случае до проведения контрольного замера выполняют повторную регулировку.

Анализ выполнения нормативных показателей судна. Данный анализ производят путем сравнения фактических показателей, полученных при испытании, с показателями, снятыми с графика паспортной характеристики судна (или со стендовой винтовой характеристики двигателя). Для этого заполняют таблицу контрольных замеров (по форме, предусмотренной Руководством по теплотехническому контролю) и определяют отклонения от нормальных значений анализируемых показателей.

Если отклонения от нормативных значений превышают допускаемые, необходимо тщательно обследовать силовую установку судна, выявить причины отклонений и наметить мероприятия по их устранению. В случае, если при обследовании не будет установлено каких-либо нарушений регулировки дизеля или ухудшения его технического состояния (вследствие износа топливной аппаратуры, деталей ЦПГ или механизма газораспределения), то наиболее вероятной причиной отклонений будет неисправность гребных винтов.

Проверка согласованности гребного винта с двигателем. Гребной винт считается согласованным с главным двигателем, если он потребляет номинальную мощность при номинальной частоте вращения. Проверку согласованности (или величины рассогласования) производят путем совмещения на одном графике внешней (ограничительной) характеристики номинальной мощности с винтовой характеристикой двигателя.

Внешняя характеристика дизеля зависит от его конструктивных особенностей и при неизменных метеорологических условиях и нормальном техническом состоянии дизеля всегда занимает одно и то же положение на графике. В то же время гребной винт с неизменяемым шагом лопастей может иметь множество винтовых характеристик, поскольку потребляемая им мощность при одной и той же частоте вращения зависит от относительной скорости, упора, глубины погружения и других показателей, изменяющихся при эксплуатации судна. Поэтому винт фиксированного шага оказывается согласованным с главным двигателем только в том случае, если условия его работы строго соответствуют расчетным. За расчетные условия для грузовых и пассажирских судов обычно принимают режим движения с полным грузом на глубокой воде, а для буксирных — режим движения с составом с расчетной скоростью, указанной в паспорте судна. Во всех остальных случаях винт будет или гидродинамически «легким» (будет потреблять при номинальной частоте вращения мощность меньше номинальной) или гидродинамически «тяжелым» (будет потреблять при номинальной частоте вращения мощность больше номинальной). Само собой разумеется, что изменение геометрии и чистоты обработки поверхности винта по сравнению с проектными также изменяет его гидродинамические качества.

На рис. 2 приведены винтовые характеристики «тяжелого» (кривая 0—3), согласованного (кривая 0—4) и «легкого» (кривая 0—5) винтов, а также внешняя (кривая 1—5) характеристика дизеля.

Из рис. 2 видно, что: при работе с номинальной частотой вращения «тяжелый» винт перегружает (точка 3), а «легкий» недогружает (точка 7) дизель;

Согласованность гребного винта с двигателем при контрольных испытаниях проверяют для того, чтобы установить:
— не нарушилась ли она в процессе эксплуатации вследствие механических или коррозионных повреждений винта или низкого качества изготовления и ремонта. Чтобы исключить влияние посторонних факторов на результаты испытаний, контрольные замеры в этом случае производят обязательно при условиях движения судна, соответствующих расчетным (с грузом для грузовых и пассажирских или с нормальным составом для буксирных судов). Если полученные результаты (по скорости, мощности, расходу топлива и т. д.) соответствуют данным паспортной характеристики судна или отличаются от них в допускаемых пределах, винт считается практически согласованным с двигателем. В противном случае принимают меры к осмотру винта на стоянке судна и к устранению обнаруженных повреждений;
— соответствует ли выбранный режим работы дизеля условиям движения судна и фактическому состоянию гребного винта. В данном случае контрольные замеры выполняют в эксплуатационном рейсе при фактических загрузке судна, глубине фарватера и метеорологических условиях. Если полученные результаты соответствуют ограничительной характеристике дизеля (ломаная кривая 1—4—7 на рис. 2 или ограничение по температуре отработавших газов), режим работы считается выбранным правильно. В противном случае он должен быть изменен с таким расчетом, чтобы исключить как перегрузку дизеля, так и недоиспользование располагаемой мощности.

Рис. 2. Винтовые характеристики тяжелого, согласованного и легкого винтов

При проведении испытаний теплотехническими партиями может также решаться вопрос об изменении геометрических характеристик винта для более точного его согласования с двигателем.


Читать далее:

Категория Судовые дизели