Обитаемые подводные аппараты: состояние и перспективы развития


Категория Спортивные катера

В хозяйственном освоении Мирового океана особое место среди разнообразной морской техники занимают обитаемые подводные аппараты (ОПА), позволяющие человеку выполнять под водой различные исследования и работы.

ОПА с прочным корпусом предохраняют человека от внешнего давления, поэтому в них, в отличие от водолазного снаряжения, любой человек, даже не обладающий крепким здоровьем и навыками водолаза, может погружаться на значительные глубины, вплоть до предельных. Считается, что работа водолазов эффективна на глубинах до 150 м, глубже выгоднее применять ОПА.

Первые обитаемые самоходные аппараты имеют довольно много общего с первыми экспериментальными подводными лодками, строившимися еще в прошлом веке по проектам К. А. Шильдера, И. Ф. Александровского, С. К- Джевец-кого и др. Они также имеют прочный корпус, источники энергии, движительный комплекс, системы управления, навигации, жизнеобеспечения. Их главное отличие — хозяйственное назначение, что определяет основные характеристики и конструктивную схему: например, они могут погружаться на большую глубину, обладают малой скоростью, но высокой маневренностью, на них имеются иллюминаторы, манипуляторы.

Классифицируют ОПА по назначению и важнейшим техническим характеристикам.

По назначению различают аппараты:
— исследовательские, как правило, многоцелевые;
— производственные, предназначенные для подводных работ, в основном специализированные;
— грузопассажирские, предназначенные для транспортировки грузов, гидронавтов, легководолазов, спасательных работ и подводных прогулок;
— экспериментальные для отработки отдельных видов систем и оборудования.

По способу доставки к месту погружения различают аппараты:
— буксируемые;
— транспортируемые на борту судна-носителя;
— автономные, базирующиеся на берег.

По способу удержания на глубине различают аппараты: привязные, поддерживаемые на кабеле-тросе; поплавковые, имеющие легковесный поплавок (батискафы); беспоплавковые, поддерживаемые плавучестью прочного корпуса;

донные, передвигающиеся по дну с помощью механических органов.

По глубине погружения различают аппараты:
— для малых глубин — до 600 м;
— для средних — до 2000 м;
— для больших-—до 6000 м;
— для предельных глубин — до 12 000 м.

Однотипные самоходные аппараты, транспортируемые на борту судна-носителя, классифицируют обычно в зависимости от их технических характеристик.

В зависимости от водоизмещения различают аппараты: малого водоизмещения — до 20 т; среднего -— от 20 до 60 т; большого — более 60 т.

В зависимости от автономности выделяют три группы: малой автономности, работающие 3—5 ч; средней — в пределах суток;

большой автономности, работающие несколько суток. В зависимости от скорости движения различают аппараты: малой скорости — до 1,5 м/с; средней скорости — от 1,5 до 3 м/с; большой скорости — свыше 3 м/с.

По числу членов экипажа аппараты указанного типа можно разделить на одно-, двух-, трех- и многоместные.

Наиболее многочисленную группу составляют самоходные научно-исследовательские ОПА с глубиной погружения до 600 м, водоизмещением до 15 т, скоростью 1,0—2 м/с, экипажем 2—3 человека.

Несмотря на разнообразие конструктивных форм, эти аппараты имеют общие элементы, главными из которых являются прочный корпус (в нем размещается экипаж), системы жизнеобеспечения, управления, навигации и связи; легкий корпус (в нем размещается забортное оборудование для достижения наилучших гидродинамических качеств подводного аппарата); энергетическая установка, мощность и энергоемкость которой достаточны для обеспечения заданной скорости, автономности плавания и работы всех систем и оборудования.

К главным элементам также относится движительно-руле-вой комплекс, обеспечивающий аппарату ход и маневрирование, судовые системы и устройства, обычно располагающиеся за пределами прочного корпуса, система жизнеобеспечения экипажа, которая располагается внутри прочного корпуса и состоит из систем регенерации и кондиционирования воздуха, пищевых и санитарно-гигиенических блоков и других устройств.

Обязательным элементом каждого подводного аппарата является балласт — жидкий и твердый, который служит для компенсации изменения массы и плавучести аппарата в процессе работы, уравновешивания плавучести перед погружением, для сброса при всплытии в аварийной ситуации и создания запаса водоизмещения.

У аппаратов средних и больших глубин плавучесть прочного корпуса часто оказывается недостаточной для уравновешивания его массы. В этом случае недостаток плавучести компенсируют легковесными поплавками, выполненными из легких твердых материалов или пустотелых емкостей, заполненных жидкостью или газом.

Основные характеристики ОПА, определяющие его технические и эксплуатационные свойства,—это рабочая глубина погружения, масса, водоизмещение, скорость, автономность по запасам энергии и обитаемости, масса полезного груза, число членов экипажа, главные размерения, диаметр прочного корпуса.

Прочный, корпус ОПА обеспечивает безопасность погружения. Чаще всего его форма сферическая. Корпус состоит либо из одной сферы, либо из двух-трех. Меньше распространены аппараты с цилиндрическим корпусом и полусферическими концевыми переборками. Изготовляют корпус в основном из высокопрочной стали, реже из титана. В последние годы прочные корпуса аппаратов малых глубин изготовляют из стеклопластика, акрилового и силикатного стекла.

Легкий корпус выполняют из мягкой стали, алюминиевых и титановых сплавов, стеклопластика. В качестве источников энергии применяют свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, надежные в работе, простые в обслуживании и недорогие.

В различных странах ведутся поиски новых, более эффективных, небольших по массе, но мощных источников энергии для подводных аппаратов.

Прочный корпус вместе с аккумуляторной батареей, как правило, составляет от 30 до 70% массы всего подводного аппарата.

Вне прочного корпуса расположены движительно-рулевой комплекс, якорно-гайдропное устройство, позволяющее под водой удерживаться в одной точке или дрейфовать у дна; система гидравлики, обеспечивающая работу ходовых, маневровых и вспомогательных гидродвпгателей; манипуляторные устройства для взятия проб грунта и воды и т. д.; устройство для сброса балласта; буксирное и швартовное устройство.

За пределами прочного корпуса находятся, как правило, и общесудовые системы:

балластная, обеспечивающая прием воды в балластные цистерны перед погружением и продувку балласта при всплытии в надводное положение; система состоит из балластных цистерн с кингстонами и клапанами продувания, глубоководные аппараты (батискафы) имеют также систему твердого балласта, в качестве которого используется железная дробь;

система воздуха высокого давления, используемая в основном для продувания балластных цистерн, сжатый воздух также применяется для гидравлической системы, герметизации забортных двигателей и других вспомогательных целей;

система регулирования плавучести, служащая для компенсации положительной или отрицательной плавучести, возникающей во время погружения при изменении плотности воды и объемного водоизмещения, при сжатии элементов аппарата под действием внешнего давления или изменения температуры; система состоит из прочных или эластичных цистерн, насосов, арматуры;

дифферентная система, предназначенная для компенсации днфферентующих моментов и создания дифферента; в качестве рабочего тела применяют воду, ртуть, шарожидкость (стальные шарики со смазочным маслом), на простых аппаратах малых глубин удифферентовка часто осуществляется перемещением груза.

Все элементы забортных устройств и систем должны надежно работать в морской воде при высоком внешнем давлении, иметь малые объемы, массу и энергопотребление, быть приспособленными для дистанционного управления и контроля.

Аналогичные требования предъявляются к системам, оборудованию и приборам, расположенным внутри прочного корпуса. Первыми ОПА обычно считают батисферы и гидростаты. В 1953 г. были созданы швейцарский батискаф «Триест» и французский ФНРС-3. В 1959 г. Жак-Ив Кусто начинает испытывать аппарат «Дениза», глубина погружения которого достигла 300 м.

В Советском Союзе в это время использовались для рыбо-хозяйственных исследований гидростат ГКС-6 и подводная лодка «Северянка». В 1961 г. вступил в строй гидростат «Север-1». Все они сыграли большую роль в исследовании океана и послужили основой для создания более совершенных подводных аппаратов.

В 1961 г. во Франции был построен батискаф «Архимед», а в США—«Триест-2». Аппарат Жак-Ива Кусто «Дениза» становится прототипом для проектирования серийных аппаратов типа «Дип Стар», погружающихся на глубины 600, 1200, 3600 и 6000 м

Проектирование и строительство ОПА и лабораторий ведется в Советском Союзе, Японии, Канаде, Англии, ФРГ и других странах. Началась интенсивная подготовка к штурму океанских глубин. Конструкторам предстояло создать подводные манипуляторы, более точные навигационные системы, мощные источники энергии, начались поиски сверхпрочных материалов.

В настоящее время во всем мире существует более 200 разнообразных по типу ОПА. Они используются в основном для научных исследований в области океанографии, геологии, биологии, рыболовства, а также для обслуживания подводных нефтепромыслов.

В 1966 г. с помощью ОПА «Алвин» (США) была найдена у берегов Испании водородная бомба, потерянная американским самолетом. В 1968 г. «Алвин» во время спуска сорвался с палубы и затонул на глубине 1540 м. Через год его подняли с помощью другого ОПА «Алюминаут» (США) и других спасательных средств. «Алвин» реконструировали: стальной корпус заменили титановым; на аппарате установили более совершенное оборудование и прпборы. Рабочая глубина погружения была увеличена почти вдвое-—-она достигает теперь 3600 м.

В 1974—1976 гг. с помощью этого реконструированного аппарата выполнены исследования в рифтовой долине Средпнно-Атлантического хребта на глубинах до 3650 м. Аппарат и сегодня продолжает успешно работать в океанских глубинах.

В настоящее время для подводных исследований и работ американские фирмы используют другие подводные средства: ОПА типа «Стар», «Дип Стар», ДСРВ, ТАРТЛ, «Дип Квест» и серийные аппараты фирмы «Перри Кабмарин», подводные лодки и дистанционно управляемые аппараты. Аппараты типа ДСРВ, построенные в 1970 г., кроме спасательных работ выполняют также различные исследования по заказам военно-морского флота.

Основным поставщиком рабочих аппаратов на мировом рынке стала американская компания «Перри Океанографик». Она начала со строительства прогулочных и спортивных ОПА серии «Перри Кабмарин» (ПК) в 1956 г., а затем перешла к созданию рабочих ОПА с глубиной погружения до 900 м. У последних прозрачная носовая полусфера, модульное исполнение прочного корпуса, что позволяет видоизменять корпус в зависимости от назначения; имеется водолазный отсек с комингсом для стыковки с палубными декомпрессионными камерами, а также манипуляторы и инструменты.

Один из последних аппаратов фирмы «Перри» — ПК-16 — может погружаться на глубину 915 м. Его прочный корпус сочленен из трех стальных сфер. Аппарат предназначен для транспортировки обслуживающего персонала в район глубоководных работ на дне моря.

В 1969 г. в США был построен рабочий аппарат «Бивер-4», оснащенный системой манипуляторов, сменными инструментами и камерой для доставки водолазов к месту подводных работ. Последняя модификация этого аппарата была принята к серийной постройке.

Большая роль в развитии подводных технических средств в США принадлежит военно-морскому подводному центру с базой в Сан-Диего (штат Калифорния), где созданы оригинальные аппараты.

Кроме транспортируемых ОПА, в США для военно-морского флота построены подводные лодки, например, известная «Дол-фнн» водоизмещением 930 т с глубиной погружения 660 м; исследовательская лодка НР-1 водоизмещением 400 т с глубиной погружения 1000 м и компактной атомной энергетической установкой, успешно проработавшей восемь лет. Планируется строительство второй такой лодки НР-2 с повышенной глубиной погружения.

Во Франции изучение и освоение ресурсов морей и океанов выполняется в соответствии с большой программой, создан центр по освоению океана (CNEXO). В настоящее время французские фирмы эксплуатируют батискаф «Архимед», аппарат «Дениза», глубоководный аппарат «Сиана», аппарат «Шелф Дайвер» и недавно построенные аппараты «Грпффон», «Марко», «Глобюль», МОАНА и «Нерей».

Трехместный аппарат «Сиана» водоизмещением 8,5 т предназначен для исследований и работ на глубинах до 3000 м. Он оборудован необходимыми системами управления, навигации и связи. С помощью манипулятора, имеющего пять степеней свободы, можно брать пробы грунта, работать гаечным ключом, резаком и другими инструментами. Благодаря применению высокопрочных материалов, малогабаритного оборудования и рациональных проектных решеций удалось повысить полезную нагрузку и увеличить глубину погружения при относительно малом водоизмещении.

Двухместный аппарат «Глобюль» с глубиной погружения до 200 м предназначен для осмотра подводных объектов, может служить также для управления подводным кабелезаглубителем. В этом случае он садится на специальную площадку заглубителя и соединяется с ним при помощи четырех магнитных фиксаторов.

После присоединения экипаж может управлять этим «подводным плугом», способным зарывать при помощи гидромонитора кабель на глубину до 1 м.

Аппараты типа МОАНА водоизмещением 9 т могут погружаться на 450 м. В двухсферном прочном корпусе имеется 16 больших иллюминаторов, обеспечивающих круговой обзор. Прочный корпус заключен в раму, на которой укреплены все забортные устройства, системы и рабочие органы. Для выполнения подводных работ ОПА оснащен манипуляторами, имеющими пять степеней свободы, и сменными инструментами: пробоотборниками грунта, захватами, резаками, насадками для завертки гаек и др. Предназначены для обслуживания подводных нефтепромыслов, но могут использоваться п для других целей.

Французская компания морской экспертизы (КОМЭКС) строит подводную научно – исследовательскую лодку «Аржиронет» с глубиной погружения до 600 м. Она рассчитана на экипаж из 10 человек. В ней предусмотрен водолазный отсек для выхода исследователей в океан на глубинах до 300 м. «Аржиронет» будет обладать свойствами подводного аппарата и лаборатории большой автономности, благодаря чему ее экономическая эффективность повысится.

В Канаде разработана большая программа исследования и освоения ресурсов Мирового океана, в том числе в арктических районах. Хорошо известна канадская фирма «Интернейшнл Хайдродайнемикс», строящая аппараты «Пайсис» водоизмещением от 7 до 11 тс глубиной погружения от 1000 до 2000 м и поставляющая их на мировой рынок. Аппараты имеют сферический стальной корпус, легкий корпус пз стеклопластика. Источником энергии служат свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, движение и маневрирование аппарата осуществляется с помощью гребных винтов. Оборудуют аппараты комплексом научно-исследовательских приборов и манипуляторами в соответствии с требованиями заказчика. Аппараты «Пайсис» обладают высокими технико-эксплуатационными характеристиками и могут быть использованы для научных исследований, спасательных операций и подводных работ по укладке кабелей и трубопроводов на морском дне, а также для обслуживания морских нефтегазопромыслов.

Два аппарата типа «Пайснс» приобретены Институтом океанологии АН СССР и успешно эксплуатируются при изучении глубин озера Байкал и океанов.

Эта же фирма строит суда-базы для транспортировки и обслуживания аппаратов типа «Пайсис». Их длина 27 м, ширина 12 м, осадка 2 м, водоизмещение 343 т, экипаж 10 чел. и автономность 30 сут; суда оборудованы спуско-подъемным устройством.

Кроме этой фирмы, строительством и эксплуатацией обитаемых аппаратов в Канаде занимается министерство природных ресурсов, а также фирмы «АРЧ Марин Лтд.» и «Нортон Марн-тим Эксплорэйшнс Лтд.». Последняя приобрела мезоскаф «Огюст Пикар», построенный в 1964 г. для прогулочных экскурсий и погружений на Женевском озере, и подводную лабораторию «Бен Франклин». Теперь модернизированный мезоскаф используется для геологических исследований на глубинах до 700 м, а лаборатория «Бен Франклин» — для исследований на глубине до 600 м. 1

В Англии в связи с освоением богатейших месторождений нефти и газа в недрах Северного моря, разработкой твердых полезных ископаемых и развитием марикультуры создается разнообразная подводная техника: подводные аппараты, водолазные комплексы и устройства для добычи твердых полезных ископаемых. Нефтепромыслы в Северном море в 1977 г. обслуживали одиннадцать ОПА и несколько аппаратов для транспортировки водолазов.

Фирма «Интерсаб Лтд.», созданная в 1973 г., уже в 1976 г. имела пять ОПА типа ПК, построенных американской фирмой «Перри». Для транспортировки и обслуживания ОПА построены специальные суда-базы. В 1977 г. фирма приобрела два новейших аппарата типа ПК-18 для работ на глубинах до 300 м. Они имеют прозрачную носовую переборку, трехместную водолазную камеру с комингсом для стыковки с декомпрессионным комплексом на борту судна и движительный комплекс, обеспечивающий высокую маневренность. На съемной раме установлены два манипулятора с набором сменных инструментов: дрели, гайковерты, шлифовальные круги и др. Один манипулятор служит для закрепления аппарата на каком-либо подводном неподвижном сооружении, а второй — для выполнения рабочих операций.

Для проведения научных исследований на внешней раме могут крепиться фото- и кинокамеры, измерительные приборы, пробоотборники и другое оборудование.

Широкую программу развития океанской промышленности в 1972 г. приняла ФРГ. К основным фирмам ФРГ, поставляющим ОПА, относятся «Брукер физик АГ» и «Инженер Контор

Любек». Первая из них строит широко известные аппараты типа «Мермейд», а вторая — типа «Тоурс».

Аппараты «Мермейд» новейшей постройки аналогичны аппаратам типа ПК-18. Последние модели водоизмещением 830 т могут опускаться на глубину 500 м, имеют водолазный отсек на четыре человека; оборудованы буровыми установками для бурения скважин глубиной 200 м. Этой же фирмой разработан автономный подводный аппарат «Тоурс 200/500», базирующийся на берег и предназначенный для работ в прибрежных районах Северного моря. Он представляет собой дизель-электрическую подводную лодку с глубиной погружения до 500 м, скоростью надводного хода 8 уз, подводного—11 уз, автономностью 14 сут. Экипаж — семь человек. Емкость аккумуляторных батарей обеспечивает плавание под водой со скоростью 3 уз в течение 32 ч. Запаса – топлива хватает для 2000-мильного плавания.

Этот ОПА не нуждается в судне-базе и не зависит от погодных условий. На нем предусмотрены девять спальных мест, общий кубрик, камбуз, санитарные и рабочие помещения.

В Японии первый гидростат «Куросио» был построен в 1951 г. Через девять лет вступила в строй четырехместная научно-исследовательская подводная лодка «Куросио-2» для изучения ресурсов шельфа на глубинах до 200 м. В последующем японские исследователи получили подводные аппараты «Иомиури» водоизмещением 35 т, рассчитанный на шесть человек с глубиной погружения до 305 м; «Спнкай» водоизмещением 85 т и глубиной погружения 600 м; «Хакпо» водоизмещением около 7 т с глубиной погружения 300 м.

В 1973 г. в Японии построен двухместный ОПА «Удзусио» с прозрачным прочным корпусом для работ на глубинах до 200 м. Для изучения океанских впадин Япония арендует французский батискаф «Архимед».

Швеция, как и ряд других стран, участвует в создании подводных судов, лодок и аппаратов, а также другой подводной техники. Так, шведская фирма «Кокумс» по заказу военно-морского флота строит спасательный аппарат УРФ водоизмещением 80 т с глубиной погружения 450 м, экипажем из пяти человек, два из которых — водолазы. Общая масса комплекса инструментов на нем — 2 т. Для доставки аппарата к месту работ на глубину 120 м создается подводный носитель ССВ водоизмещением 1600 т и длиной 65 м. Он может, не всплывая на поверхность, выходить в море и принимать на борт аппарат УРФ.

Фирма заканчивает строительство также ОПА водоизмещением 170 т для осмотра подводных объектов и рабочего аппарата с водолазным отсеком.

В Советском Союзе до 60-х годов подводные исследования выполнялись, как уже было сказано, с помощью подводной лодки «Северянка» и гидростата ГКС-6.

В 1961 г. были начаты работы по проектированию буксируемого ОПА «Атлант-1», глубоководного ОПА «Север-2» (рис. 3) п других аппаратов и лабораторий для океанографических и ры-бохозяйственных исследований.

В начале 70-х годов были построены и сданы в эксплуатацию ОПА: четырехместный «Север-2» с глубиной погружения 2000 м; двухместный ТИНРО-2 с глубиной погружения 400 м; двухместный буксируемый «Атлант-2». В 1976 г. создана многоместная подводная лаборатория «Бентос» с глубиной погружения 300 м. С помощью этих аппаратов получена обширная информация, имеющая чрезвычайную ценность для рыбного хозяйства. В эти же годы Институт океанологии АН СССР построил аппарат «Аргус». Дальневосточный университет строит двухместный аппарат «Шельф» с глубиной погружения 300 м.

Буксируемые аппараты «Атлант» и аппарат «Север-2» эксплуатировались по международным программам.

К 1977 г. количество ОПА в мире возросло примерно на 32% по сравнению с 1976 г. Судя по увеличению объема подводных работ примерно на 30% в год, в 1979—1980 гг. темпы строительства ОПА будут повышаться.

Сегодня 50% всего эксплуатационного времени аппаратов затрачивается на обслуживание морских нефтепромыслов, осмотр подводных трубопроводов и кабелей; около 20% — на укладку в грунт труб и кабелей; 12% — на подводные и аварийно-спасательные работы; остальное время — на биологические и геологические исследования, сбор кораллов и контроль за загрязнением океанов.

Заметна тенденция к увеличению глубины погружения и водоизмещения строящихся аппаратов. Улучшаются их мореходные качества. Так, ОПА «Пайсис» может эксплуатироваться при волнении до 6 баллов. Повышается эффективность эксплуатации аппаратов за счет одновременного использования на одном обеспечивающем судне нескольких обитаемых и дистанционно управляемых подводных аппаратов. Так, например, в США на судне-носителе «Пойнт Лома» транспортируются батискаф «Триест» и необитаемый буксируемый аппарат.

Наибольшую сложность представляют спуско-подъемные операции в штормовых условиях. Часто погодные условия вынуждают прекращать работы. В связи с этим в последние годы подводные аппараты проектируются одновременно с судном-базой, которые рассматривают как единый комплекс, предназначенный для выполнения конкретных подводных работ в заданном районе Мирового океана. Обычно прорабатывают несколько вариантов, предпочтение отдается тому из них, у которого наиболее высокий экономический показатель.

С целью повышения эффективности подводных работ при любых погодных условиях начинают создавать подводные суда-базы в комплексе с ОПА. При наличии атомных энергетических установок такие базы смогут выполнять работы на больших глубинах без всплытия на поверхность.

Одной из важнейших проблем при дальнейшем совершенствовании самоходных ОПА является создание принципиально новых источников энергии, способных работать без кислорода воздуха.

Несмотря на дальнейшее совершенствование аккумуляторов, нет основания считать их перспективным источником энергии для подводных аппаратов. К наиболее перспективным относят энергетические установки с поршневыми и роторными двигателями различных типов, например двигателем типа Рикардо замкнутого цикла с рециркуляцией выхлопных газов и двигателем типа Стирлинга. В качестве топлива в них может использоваться пропан или водород.

Источником энергии на подводных аппаратах могут также служить водородно-кислородные и гидролизно-кислородные топливные элементы, однако вследствие их несовершенства и высокой стоимости энергии они пока не нашли широкого применения.

За рубежом ведутся разработки атомных газотурбинных установок с радиоизотопным источником тепла и реакторами с жидкометаллическим теплоносителем, а также установок с прямым преобразованием тепловой энергии в электрическую.

Наиболее известны магнитогидродннамнческая, термоэмиссионная и термоэлектрическая.

Таким образом, развитие энергетических систем подводных аппаратов будет во многом зависеть от разработки надежных и экономичных энергетических установок на базе достижений космической техники.

Еще далеки от совершенства современные электро- и гидромоторы погружного типа, работающие в морской воде при большом внешнем давлении, поэтому предстоит разработать малогабаритные эффективные электромоторы мощностью от 5 до 50 кВт для привода ходовых маневровых движителей, а также более совершенные гидромоторы малой мощности для привода забортных вспомогательных механизмов и устройств.

Другой, не менее важной проблемой следует считать проблему снижения массы прочного корпуса, а следовательно и повышения общей эффективности, глубины погружения и грузоподъемности аппарата. Для решения этих задач необходимы материалы с более высокой удельной прочностью и антикоррозийными свойствами. К таким перспективным материалам относятся высокопрочные стали, специальные титановые сплавы, керамические материалы и пластики.

На пути совершенствования ОПА также предстоит:
— разработать точные системы навигации, автоматического управления, средства связи, гидролокаторы и телевизионные установки для обзора подводного пространства;
— повысить мореходные качества аппаратов, создать универсальные спуско-подъемные устройства;
— создать принципиально новые манипуляторные устройства, способные выполнять любые монтажные и ремонтные работы на больших глубинах;
— разработать более совершенные приборы для изучения физических, химических и биологических полей океана.

Не следует забывать и о том, что сегодня изучение и освоение океанских глубин носит международный характер, поэтому целесообразно унифицировать некоторые характеристики и элементы ОПА. Это будет способствовать созданию международной системы спасения аварийных аппаратов и их экипажей. При этом должны быть унифицированы: автономность систем жизнеобеспечения (она должна составлять не менее 70 ч на человека), рабочие частоты звукоподводной связи и аварийных маяков. Целесообразна также унификация размеров люков и подъемных устройств.

Вследствие расширения морских нефтепромыслов и увеличения их глубины в ближайшем будущем можно ожидать увеличения числа ОПА.

С развитием марикультуры понадобятся и специальные ОПА, а также лаборатории для биологических исследований и обслуживания подводных хозяйств.

Проанализировав современные тенденции в освоении ресурсов Мирового океана, можно сделать следующие выводы:
ОПА являются эффективным средством выполнения исследований, экспериментов и работ на любых глубинах Мирового океана, поэтому темпы их строительства с каждым годом будут увеличиваться;
— непрерывное совершенствование отдельных элементов и общей компоновки аппаратов, а также унификация их узлов будут способствовать снижению стоимости их постройки.

Наибольшим спросом, вероятно, будут пользоваться рабочие аппараты, используемые для подводно-технических работ и для исследований. Для выполнения долговременных и крупномасштабных работ все большее признание получат аппараты (подводные суда), базирующиеся на берег, а для транспортировки и обслуживания глубоководных аппаратов будут использоваться подводные суда-базы.

А. Н. Дмитриев

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуо Ж. 20 лет в батискафе. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976.
2. Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н. Подводные аппараты.— Л.: Судостроение, 1966.
3. Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н. Покорение глубин: Изд. 4-е, перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1974.
4. Дмитриев А. Н. Подводная лаборатория «Бентос-300».— Судостроение, 1967, № 2, с. 15.
5. Дмитриев А. Н. Подводная лаборатория «Бентос-300». — Человек и стихия, 1978, с. 116.
6. Дмитриев А. Н. Проектирование подводных аппаратов. — Л.: Судостроение, 1978.
7. Дмитриев А. Н. Работы на морском дне. — Спортсмен-подводник, 1978, № 51, с. 54.
8. Риффо К. Будущее океана: Пер. с франц.— Л.: Гидрометеоиздат, 1978.
9. В eh г man D. The World of the Oceans. Boston — Toronto, 1969.
10. Busby Fr. Manned Submersibles.— Office of the Oceanographer of the Navy, 1976.
11. Janes Ocean Technology 1976/77.— London, 1976.
12. Limburg P., Sweeney J. Vessels for underwater exploration.— N. Y„ 1973.
13. Oceans 76.— Proceedings of the Joint Conference of the MTS and IEEE, 13— 15/IX-76.— Washington, 1976.
14. Penzias W.. Goodman M. Man beneath the sea.— Rev. of underwater Ocean Engineering.— N. Y., 1973.
15. Register of Offshore Units, Submersibles and Diving Systems 1977/78,— (Lloyds Register of Shipping, London).
16. System Certification Procedures and Criteria Manual for Deep Submersible Systems.— Washington, Dc, 1973, Guly.


Читать далее:

Категория Спортивные катера