Обеспечение пожаробезопасности судна


Категория Морская практика

Меры конструктивного обеспечения пожаробезопасности судна не исключают возможности возникновения пожара и его распространения по судну. Поэтому строгое выполнение экипажем мероприятий по поддержанию противопожарного режима, энергичные и инициативные действия по локализации и ликвидации возникшего пожара являются важнейшей составной частью борьбы за живучесть судна.

Наиболее частыми причинами возникновения пожаров на судах являются:
— неосторожное и небрежное обращение с открытым огнем, нагревательными приборами, курение в необорудованных и запрещенных местах;
— неисправность электропроводки, электрооборудования, судовых механизмов и нарушение правил их эксплуатации;
— нарушение правил производства сварочных работ и работ с открытым огнем; несоблюдение правил пожарной безопасности при приемке топлива, погрузке, перевозке и выгрузке огнеопасных грузов, хранении и использовании горючих и подверженных самовозгоранию материалов;
— попадание топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов и выхлопных трубопроводов;
— воспламенение горючих газов и паров нефтепродуктов, самовозгорание грузов и материалов и т. д.

В целях предупреждения возникновения пожаров на судах запрещается:
— в каютах экипажа и пассажиров хранить взрывчатые, воспламеняющиеся и опасные в пожарном отношении вещества и материалы, использовать какие-либо бытовые переносные электронагревательные приборы, обертывать электролампы горючими материалами, располагать вешалки над приборами отопления, сушить одежду и другие предметы на электрогрелках и батареях отопления, протирать мебель и оборудование каюты бензином и керосином, курить лежа в постели;
— хранить в открытом виде горюче-смазочные материалы; хранить навалом, в сыром виде и смоченные или пропитанные маслом и лакокрасочными материалами ветошь, паклю, парусину и т. д.;
— хранить лаки, краски, легковоспламеняющиеся жидкости и другие горючие материалы в необорудованных для этой цели помещениях, а также в одних помещениях с паклей, ветошью, об-стрижкой и т. п.;
— хранить пиротехнические средства в каютах, кладовых и других помещениях, не предназначенных для этих целей;
— применять для окраски помещений горючие краски, использовать для демонстрации фильмов огнеопасную кинопленку;
— оставлять без наблюдения включенные электронагревательные и бытовые приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п., а также включенный или находящийся под током электроинструмент; использовать нештатные предохранители; курить в запрещенных и необорудованных местах. Везде, где это требуется, на видных местах должны быть нанесены соответствующие предупредительные надписи и знаки безопасности, установленные отраслевым стандартом (ОСТ 31.0013—79).

При приемке топлива, производстве работ с применением открытого огня, при погрузке, перевозке и выгрузке огнеопасных грузов и в других случаях необходимо строго соблюдать требования НБЖС и Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).

Возникновение пожара на судне может быть обнаружено по появлению дыма, запаха гари и пламени. Для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения суда оборудуются системами электрической пожарной сигнализации, основными элементами которых являются извещатели, приемная станция, устройство питания и линии передачи. В зависимости от вида извеща-телей системы бывают тепловые, дымовые и световые, срабатывающие соответственно при повышении температуры, появлении дыма и света пламени. В закрытых помещениях устанавливаются автоматические пожарные извещатели, дающие при срабатывании сигнал на приемную станцию, расположенную, как правило, в рулевой рубке. Станция внешне представляет собой щит со схемой судна, разделенного на отсеки. В каждом отсеке схемы установлена сигнальная лампочка, линия питания которой замыкается извещателем только при его срабатывании. Загорание лампочки на щите сопровождается дополнительно звуковым сигналом.

В некоторых местах внутри помещений (вестибюлях, коридорах и др.), а также вне помещений устанавливаются ручные пожарные извещатели, срабатывающие при включении их нажатием кнопки.

С аварийной автоматической и ручной пожарной сигнализацией совмещается судовая сигнализация оповещения, включающая звонки громкого боя, а в некоторых местах дополнительно к ним— световые сигналы или сирены. Для подачи аварийных сигналов и объявления тревоги предусматривается возможность предупредительного вещания по радиотрансляционной сети.

Помещения, оборудованные системами объемного пожаротушения, оборудуются звуковой и световой сигнализацией предупреждения о пуске в действие системы. Сигнализация включается автоматически при пуске системы, при этом за 1—2 мин до ввода в помещение пара или газа подается звуковой сигнал и загорается лампочка на табло с надписью: «Пар! Уходи!» или «Газ! Уходи».


Читать далее:

Категория Морская практика