Объем автоматизации судна


Категория Автоматизация судов

Мы видим, что понятие автоматизированного судна трактуется в очень широких пределах. Поэтому представляется необходимым попытаться найти пригодный критерий для классификации уровня автоматизации.

Степень автоматизации. Из литературы известно множество попыток количественно оценить объем автоматизации того или иного процесса в виде степени автоматизации. Однако здесь неожиданно возникли большие затруднения, причину которых следует частично искать в различных определениях понятия «автоматизация».

Некоторые из предложенных определений степени автоматизации базируются на высвобождении человеческого труда, обусловленном введением или расширением автоматизации. Для оценки здесь наряду с прочим привлекаются затраты времени или объем связанной с процессом рабочей силы. При этом, однако, учитываются лишь отдельные частичные аспекты.

Если в противоположность этому исходить из достигнутого в результате автоматизации экономического эффекта, то сразу же возникает трудность учета всего многообразия факторов, влияющих на эффективность. Поэтому в различных определениях в большинстве случаев учитываются только частные аспекты, как, например снижение расхода материалов или достигнутое улучшение качества управляемого процесса. Оценка экономической эффективности автоматизации, охватывающая все стороны вопроса, до сих пор еще отсутствует.

В других определениях опять-таки устанавливается взаимосвязь со средствами, используемыми для повышения эффективности. Если рассматривать только автоматизацию процессов управления, то здесь представляется интересным одно предложение, которое основано на структурном балансе исполнительных органов.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что для степени автоматизации применяется множество определений, однако они учитывают только частичные аспекты. Поэтому данные о степени автоматизации в любом случае должны оцениваться только с учетом лежащего в их основе определения и просто сравнивать их между собой нельзя.

Однако независимо от окончательного решения этого вопроса можно считать, что предельные величины 0 и 100% соответствуют процессу, полностью управляемому человеком, и соответственно процессу, протекающему без участия человека. Процесс, автоматизированный на 100%, должен при этом рассматриваться лишь как предел, который невозможно достичь. Поэтому его исследование не имеет смысла ни в техническом, ни в экономическом отношениях.

Критерии для определения объема автоматизации. Теперь возникает вопрос о целесообразном объеме автоматизации. Нетрудно видеть, что этим затрагивается чрезвычайно многоплановая проблема, которая, как правило, может решаться только для каждого отдельного случая. Важными факторами, влияющими на принятие решения, являются, наряду с прочими, прежде всего водоизмещение и назначение судна, сложность его установок, а также существующий уровень развития теории автоматического управления и элементной базы.

Необходимо учесть, что могут существовать как объективные, гак и субъективные причины, которые ограничивают объем автоматизации. С другой стороны, разработчик располагает и определенной свободой для принятия решения. Существенную по-мощь в принятии решений могут оказать результаты анализов, проводимых как с точки зрения экономики, так и психологии, и социологии. Какому из этих критериев будет отдано предпочтение, зависит от того или иного подхода к решению вопроса. Так, например, для судовладельца в капиталистическом мире на первом плане будет стоять прибыль от эксплуатации судна. В противоположность этому в условиях социалистических производственных отношений мы исходим прежде всего из социальных последствий, которые автоматизация приносит человеку.


Читать далее:

Категория Автоматизация судов