Одной из основных задач технической эксплуатации флота является экономное расходование потребляемых нефтепродуктов (топ-лив и масел). Этой цели служит система планирования, нормирования и контроля расхода топлив и масел, задача которой — разрабатывать организационно-технические мероприятия по обеспечению экономии нефтепродуктов. Реализация этих мероприятий на судах морского транспорта ежегодно высвобождает для народного хозяйства страны сэкономленные топлива и масла.
Наряду с этим в результате снижения удельных расходов топлива и применения дешевых сортов топлива достигается соответствующая экономия затрат материальных средств на потребляемые флотом нефтепродукты.
Система нормирования расхода нефтепродуктов на морском флоте предусматривает разработку норм расхода топлив и масел для всех судов ММФ, для судов отдельных пароходств, для каждой серии судов и отдельных судов.
В результате совершенствования рабочего процесса дизелей удельный расход топлива этими установками в последние годы практически почти достиг своего минимума. Примерно такая же степень совершенства характеризует и паротурбинные установки. Что касается газотурбинных установок, то здесь еще имеется возможность дальнейшего совершенствования организации рабочего процесса.
В противовес совершенствованию силовых установок со всеми вспомогательными механизмами и обслуживающими системами применение вместо маловязких топлив средне- и высоковязких топлив сопряжено с увеличением их удельного расхода установками.
Норма расхода условного топлива существенно зависит от структуры флота, которая обычно претерпевает наиболее значительное изменение в результате постройки и ввода в эксплуатацию более совершенных судов взамен устаревших типов.
При определении нормы расхода условного топлива для современных судов удобно пользоваться номограммой, которая позволяет в первом приближении оценить степень влияния на норму структуры флота.
Рис. 1. Снижение удельного расхода топлива в паротурбинных (1), газотурбинных (2) и дизельных (3) установках
Рис. 2. Номограмма для определения нормы расхода топлива при изменении структуры флота: расположение и наименование осей номограммы
Рис. 3. Технологическая схема решения плановых задач топливоиспользоьания
Нормы расхода нефтепродуктов разрабатываются на основе исходных данных, получаемых в пароходствах в процессе нормировочных испытаний судов, а также анализа результатов внедрения организационно-технических мероприятий по экономии топлив и масел.
По исходным данным один раз в год разрабатываются групповые нормы расхода нефтепродуктов для судов пароходства и всего морского транспорта в целом.
Разработанные нормы принимаются в основу расчета потребности флота в нефтепродуктах.
Технологическая схема разработки норм и определения потребности флота в нефтепродуктах, а также средств на их приобретение приведена на рис. 3. Согласно этой схеме проекты норм расхода нефтепродуктов, расчеты их потребности и необходимых средств на приобретение предварительно производятся пароход-ствами, корректируются и суммируются по всем пароходствам министерством и затем представляются в Госплан СССР.