Некоторые вопросы эксплуатации сварочных машин


Категория Подводный ремонт судов

Общие вопросы эксплуатации и ухода за сварочными машинами изложены в соответствующих инструкциях, а также описаниях, поставляемых вместе с машинами. Рассмотрим отдельные вопросы эксплуатации сварочных генераторов, представляющие интерес при работе в автономных (морских) условиях.

Повышение мощности источника питания производится в случае, когда мощности сварочного генератора (агрегата) не хватает; например, для дуговой резки чугунных или бронзовых винтов под водой, где требуется повышенная сила тока, или в том случае, если для подводной сварки используются неспециализированные сварочные агрегаты. Для этой цели производится параллельное соединение двух однотипных агрегатов.

Простейшим способом включения двух агрегатов на параллельную работу является внешнее соединение выходных клемм одноименных полюсов у генераторов этих агрегатов, т. е. плюс соединяется с плюсом, а минус — с минусом.

Для соединения на параллельную работу сварочных генераторов с самовозбуждением типа СМГ, СГП, ГС, имеющих дополнительную щетку С, производится перекрестное соединение обмоток возбуждения по схеме, представленной на рис. 65. При этом дополнительные щетки С разобщаются с обмоткой поперечных полюсов и соединяются накрест проводом 1,5—2,0 мм2. У включенных на параллельную работу агрегатов уравниваются напряжения холостого хода и токи нагрузки.

При параллельной работе двух агрегатов с двигателями внутреннего сгорания, помимо выравнивания напряжений холостого хода генераторов, необходимо выравнивать числа оборотов двигателей и поддерживать их в процессе работы.

Рис. 1. Простейшее соединение автономных сварочных агрегатов на параллельную работу

Использование неспециальных машин для сварки, например стандартных силовых генераторов с шунтовым и компаундным (возбуждением, может производиться в исключительных или аварийных случаях. На кораблях и судах наиболее пригодны для этой цели генераторы типа ПН, имеющие шунтовую и легкую сериесную обмотки. В этом случае переключают концы сериесной обмотки и получается так называемая противокомпаунд-ная схема.

Избыток напряжения поглощается баластным сопротивлением, последовательно включенным в сварочную цепь. В качестве балластного сопротивления используются в морских условиях только металлические реостаты; они прочны, удобны в обращении, обеспечивают постоянное сопротивление во время работы и допускают закрепление.

Для сварки от судовых генераторов постоянного тока применяют различные конструкции переключающих устройств: например, установка типа УСК-58, которая может быть рекомендована для использования на судах в аварийных случаях.

Рис. 2. Принципиальная схема соединения на параллельную работу двух генераторов типа СМГ, СГП, ГС (с дополнительной щеткой):
СО — ссриесная обмотка; ШО — шунтовая обмотка; С — дополнительная щетка

Рис. 3. Принципиальная схема переключающей установки типа yCKL58 для сварки от судовых генераторов:
1 — питание независимого возбуждения; 2 — регулировочный реостат; 3 — щит переключения; 4 — предохранители; 5 — судовой генератор; 6 —выносной сварочный щиток; 7 — реостат типа РБ-300;

При использовании этой установки обеспечивается крутопадающая внешняя характеристика, напряжение холостого хода не ниже 80 в и ток короткого замыкания, не превышающий рабочий ток более чем на 50®/о. Номинальная сила тока при ПР—100%—200 а, а при Пр_65% — 300 а. Вес установки УСК-58 (без кабелей) не превосходит 125 кг.

На щите переключения 3 рубильники имеют два положения: «Сварка» (вверху) и «Судовая сеть» (внизу). Для работы на сварку рубильники на щите переводят из нижнего положения («Судовая сеть») в верхнее («Сварка») при номинальных оборотах двигателя, при этом происходит переброска концов сериесной обмотки из согласного на встречное включение и перевод шунто-вой обмотки на независимое питание.

Когда схема готова на сварку и подключены сварочные кабели, спускается водолаз-сварщик, который, подготовившись к работе, подает команду, после этого включается рубильник на выносном щитке.

Щит переключения устанавливается в генераторном отсеке неподалеку от судового генератора, а выносной щиток с вольтметром и амперметром для наблюдения за процессом сварки устанавливается на верхней палубе.

Регулировка силы сварочного тока производится реостатом РБ-300, также устанавливаемым на верхней палубе.

На судах, где проложена стационарная сварочная сеть, выносной щиток используется как резервный, а сварочный ток при помощи перемычки подается непосредственно в сварочную сеть.

Переключение генератора со сварочного режима на нормальную работу производится в обратном порядке. Переключение судового генератора на сварку может производиться только при номинальных оборотах двигателя. При эксплуатации установки УСК-58 соблюдаются требования правил эксплуатации электрооборудования.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов