Некоторые сведения о приемке, укладке и сдаче груза


Категория Морская практика

В трюмах универсальных сухогрузных судов перевозятся как однородные массовые грузы, так и штучные, или генеральные. Важнейшая задача экипажа в транспортном процессе — обеспечить сохранную перевозку груза. Для выполнения этой задачи при размещении в трюмах и перевозке грузов необходимо учитывать их физико-химические свойства: гигроскопичность, возможность самовозгорания, взрывоопасность, ядовитость, восприимчивость к посторонним запахам и т. д. При размещении разнородных грузов важно учесть также их совместимость. Наиболее сложно решается вопрос с размещением по трюмам и укладкой генеральных грузов, отгружаемых партиями по нескольким накладным — погрузочным ордерам.

Размещение груза на судне производится в соответствии с грузовым планом — графическим изображением на чертеже судна расположения каждой партии груза в трюмах.

Грузовой план разрабатывается портом с учетом технических и организационных требований, которые сводятся к тому, чтобы обеспечить:
— сохранение надлежащей продольной прочности, остойчивости и дифферента судна;
— наиболее выгодное использование грузоподъемности и грузовместимости судна;
— сохранную доставку груза; возможность выполнения погрузочных операций в минимальные сроки;
— соблюдение очередности погрузки и выгрузки с учетом последовательности посещения судном портов выгрузки;
— соблюдение норм техники безопасности: и охраны труда членов экипажа и портовых рабочих.

Маркировка грузовых мест, т. е. нанесение на них необходимых надписей, рисунков, знаков или условных обозначений, производится для предупреждения некачественной перевозки, облегчения приемки и сдачи груза. В зависимости от назначения различают маркировки товарную, отправительскую, транспортную и специальную. На опасные грузы наносится дополнительная маркировка в соответствии с правилами перевозки таких грузов. При погрузке груза на судно следует обращать особое внимание на специальную маркировку — надписи и знаки, указывающие на особенности груза, способы его погрузки и размещения на судне.

При погрузке генеральных грузов по нескольким погрузочным ордерам грузы отделяют друг от друга в трюме во избежание смещения различных партий. В качестве сепарационных материалов используются доски, рейки, маты, циновки и т. д.

Сохранность груза при перевозке во многом зависит от правильной укладки его в трюме, которая определяется характером и свойствами груза, размерами, массой и видом упаковки грузовых мест. Так, например, мешковые грузы укладывают на деревянные подкладки и отделяют прокладочной сепарацией от металлических частей корпуса для „предохранения от подмочки. При погрузке и укладке ящичных грузов надо обращать внимание на надписи и знаки специальной маркировки: «Осторожно», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т. п. и соответственно стропить и укладывать груз в трюме. Для удобства застропки, а также для предупреждения повреждения тары и груза ящики устанавливают на деревянные подкладки. Тяжелые ящики в прочной таре укладывают внизу, а более легкие — сверху, крупногабаритные — в просвете люка, а ящики меньших размеров — у бортов. Такое размещение груза позволяет лучше использовать грузовместимость трюмов и обеспечить необходимую остойчивость судна, а также ускорить процесс погрузки-выгрузки. Гигроскопичные и подверженные быстрой порче под воздействием влаги грузы в тюках и кипах укладывают на настил из широких досок, а при погрузке ценных грузов настил должен покрываться матами. При погрузке и перевозке зерна должны строго соблюдаться требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. в части загрузки трюмов, установки временных переборок — шифтинг-бордсов, крепления поверхности зерна в частично заполненных отсеках и т. д.

Приемка и сдача груза, а также наблюдение за его размещением и укладкой в трюмах осуществляют тальманы и трюмные матросы, назначенные приказом капитана. Они закрепляются за определенным трюмом на период погрузки и выгрузки. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ назначенные лица инструктируются вторым помощником капитана.

Генеральный груз подается на судно партиями по погрузочным ордерам, в которых указываются количество мест груза в данной партии, номера мест, масса и другие данные. Судовой тальман обязан внимательно и непрерывно вести счет груза, отмечать в тальманской книжке (тальманском листе) погруженные (выгруженные) места, контролировать все сведения о грузе по копиям погрузочных ордеров. Он должен постоянно сверять свои записи с данными портового тальмана и при расхождении в счете немедленно докладывать второму помощнику капитана. Итоговую сверку судовой и портовый тальманы производят по окончании смены. Тальманская книжка является основным документом, подтверждающим количество погруженного (выгруженного) груза, и все расходы по пересчету его при расхождении в счете у тальманов относятся на сторону, допустившую просчет. Судовой тальман должен следить также, чтобы грузовые места со специальной маркировкой правильно острапливали и осторожно переносили в трюм.

Трюмный матрос обязан следить за укладкой, сепарацией и креплением груза в, трюме, за состоянием тары. Для этого матрос должен знать основные требования НБЖС, направленные на предупреждение смещения груза при качке судна.

Особую опасность для судна представляет смещение различных видов проката (рельсы, шпунт, трубы, сталь в листах и рулонах и т. п.). При их погрузке трюмный матрос должен следить за тем, чтобы:
— длинномерные виды проката по длине располагались вдоль судна;
— в случае отсутствия в трюме пайола металлические палубы перед погрузкой покрывались досками;
— между рядами проката укладывалась деревянная сепарация, а свободные пространства между штабелями груза и бортом судна заполнялись деревянной конструкцией, части которой должны жестко скрепляться между собой гвоздями, скобами и т. д.;
— связки проката укрупнялись в пакеты большой массы, а штабелям придавалась монолитность проходящими под ними стальными тросами или цепями в обхват и обтянутыми талрепами;
— крепление поверх штабелей проката осуществлялось стальными тросами (цепями) от борта до борта и между поперечными переборками так, чтобы коренные концы тросов (цепей) крепились к конструкциям судна, расположенным на 1 м ниже уровня груза, и тросы обтягивались талрепами;
— под трубы первого яруса подкладывались деревянные клинья; рулоны стального листа раскреплялись тросами (цепями) между собой и с конструкциями судна.

О нарушениях докерами правил погрузки, размещения, укладки, сепарации и крепления груза трюмный матрос, должен немедленно докладывать второму помощнику капитана.


Читать далее:

Категория Морская практика