Неавтоматизированные реверсивные устройства


Категория Судовые дизели

Реверсивное устройство двигателя 6JT275Pp/II. Современные дизели оборудованы автоматизированными реверсивно-пусковыми устройствами. Однако на ряде теплоходов еще сохранились устройства неавтоматизированные. В частности, чисто пневматическое неавтоматизированное реверсивное устройство имеют двигатели типа Л275.

У дизелей 6Л275Рр/П и 6Л275Рр/ППН кулачковые шайбы выполнены с конической переходной поверхностью, в связи с чем надобности в сервомоторах и механизмах подъема толкателей нет. У них есть лишь сервомоторы подъема фиксатора и передвижения распределительного вала.

Рис. 1. Сервомотор двигателя 6Л275Рр/11

Рис. 2. Механизм ручного реверсирования

Цилиндр сервомотора передвижения распределительного вала крепится к торцовой стенке блок-картера. Внутри цилиндра, закрытого-крышкой, находится поршень. Шток поршня через двусторонний шариковый подшипник соединен с шестерней привода распределительного вала, закрепленной на нем диском.

Над сервомотором укреплен цилиндр фиксатора распределительного вала. В цилиндре находится поршень, выполненный заодно со стержнем фиксатора. Пружина удерживает поршень и стержень в нижнем положении, когда конец стержня выходит внутрь цилиндра сервомотора.

При положении «Вперед» распределительный вал сдвинут влево и застопорен стержнем. Перед передвижением вала под поршень через отверстие подводится сжатый воздух от клапана поста управления. Поршень вместе со стержнем поднимается. При этом сжатый воздух через отверстие направляется к посту управления и через тот из клапанов передвижения распределительного вала (их два: «Вперед» и «Назад»), который при данном маневре открыт, поступает к поршню. При реверсе назад воздух проходит через отверстие и сдвигает поршень имеете с распределительным валом вправо. Когда сжатый воздух из трубопроводов закрывшимися клапанами поста управления будет стравлен, стержень под действием пружины сядет в канавку поршня и застопорит распределительный вал. При реверсе из положения «Назад» в положение «Вперед» воздух от фиксатора поступает через отверстие.

Чтобы можно было снять фиксацию распределительного вала при ручном реверсе, в поршень ввернут шток с головкой, под которой находится вилка рычага. Если повернуть рычаг влево, то его вилка поднимает за головку и шток стержень. После этого можно передвигать вручную распределительный вал.

Золотник, находящийся под пяткой рычага, служит для блокировки дистанционного пуска дизеля. В утопленном состоянии, что бывает при поднятом вручную фиксаторе, золотник перекрывает канал, через который проходит сжатый воздух от клапана управления пуском дистанционного поста к главному пусковому клапану. Вследствие этого при поднятом вручную фиксаторе пуск дизеля с дистанционного поста становится невозможным.

Вручную распределительный вал передвигают рычагом, насаженным на общий валик с вилкой. Ролики, сидящие на пальцах вилки, находятся между буртами муфты распределительного вала.

Когда ручным реверсом не пользуются, рычаг лежит горизонтально на полке блок-картера. В этом положении (разрез А—А, положение 11) рычаг не сцеплен с валиком, так как штырь, служащий для сцепления, не входит в отверстие валика. Если необходимо среверсировать двигатель вручную, рычаг ставят в положение, и штырь под действием пружины входит в отверстие валика. Теперь поворот рычага вызовет поворот валика и вилки, которая за муфту передвинет распределительный вал. По окончании реверса штырь выводят из отверстия за головку, после чего рычаг поворачивают в горизонтальное положение.

Под головкой рычага помещен блокировочный золотник. Его назначение — предотвратить дистанционный пневматический реверс при включенном ручном реверсивном механизме. Через гнездо золотника проходит сжатый воздух от клапана поста управления к цилиндру фиксатора. Если рычаг находится в горизонтальном положении (положение II), то золотник проходу воздуха не препятствует и пневматический реверс возможен. При повороте рычага в положение I, когда он сцеплен с валиком, золотник опускается и перекрывает путь сжатому воздуху: пневматический реверс невозможен.

Реверсивное устройство двигателей НФД48У. Рассматриваемое устройство — пневмогидравлическое.

Рис. 3. Схема реверсивного устройства двигателя НФД48

Рис. 4. Сервомотор реверса двигателя НФД48У

Для передвижения распределительного вала установлен поршневой сервомотор. Кулачковые шайбы распределительного вала имеют конические переходные поверхности так, что толкатели поднимаются самими шайбами. Поршень сервомотора передвигается маслом, поступающим из баллонов или под давлением воздуха. Сжатый воздух подводится в них от золотника с двумя Г-образными каналами. В зависимости от положения золотника, который можно поворачивать рукояткой, один из баллонов реверса сообщен с трубопроводом сжатого воздуха, другой — с атмосферой.

К золотнику сжатый воздух поступает от клапана реверса, а к нему — из нижней полости корпуса главного пускового клапана, сообщенной с баллоном. Клапан реверса открывается рычагом при повороте рукоятки в положение «Реверс».

Рукоятка может занимать четыре положения:
«Стоп», когда профильный сектор воздействует на тягу топливных насосов и выключает подачу топлива;
«Реверс», когда открывается клапан;
«Пуск», при котором рычажным устройством поднимается золотник управления пуском;
«Работа», при котором профильный сектор позволяет пружине включить подачу топлива.

Процесс реверсирования протекает следующим образом. Для остановки двигателя рукоятка ставится в положение «Стоп» и профильный сектор рычажком передвигает тягу топливных насосов в положение нулевой подачи топлива. После этого поворачивается на 180° рукоятка реверса и, следовательно, золотник. Один из его Г-образных каналов сообщит баллон реверса нужного хода, например баллон, с трубой, тогда как другой баллон сообщается с атмосферой. Затем рукоятка управления ставится в положение «Реверс». Рычаг открывает клапан реверса. Сжатый воздух поступает по трубе в корпус золотника и из него — в баллон реверса. Масло из баллона под давлением воздуха направляется в сервомотор и давит на поршень. Он перемещается, передвигая распределительный вал. Из второй полости сервомотора масло переходит во второй баллон, сообщенный с атмосферой.

Сжатый воздух, поступивший в корпус золотника, направляется также по трубе к перекидным золотникам и через них — к нагрузочным поршенькам пусковых клапанов всех цилиндров. Пусковые клапаны открываются. При закрытом главном пусковом клапане магистраль пускового воздуха сообщена с атмосферой его стравливающим золотником. Следовательно, при открытых клапанах цилиндры двигателя сообщаются с атмосферой. Если в каком-либо из цилиндров еще сохранилось давление, то оно падает и не будет оказывать сопротивления возможному открытию клапана при передвижении распределительного вала.

По окончании передвижения распределительного вала особый механизм обратной связи освобождает рычаг, который связан с валиком рукоятки нежестко. Клапан реверса и закрывается, стравливая воздух из трубы, из баллона реверса и из трубы. Пусковые клапаны закрываются.

Для пуска двигателя рукоятка переводится в положение «Пуск». Рычажное устройство поднимает золотник, открывающий выход воздуху из полости над главным пусковым клапаном, который поднимается. Сжатый воздух по трубе устремляется к пусковым клапанам и индивидуальным распределительным золотникам, имеющим каждый свою управляющую шайбу, насаженную на распределительный вал. Начинается пуск двигателя воздухом без подачи топлива, так как профильный сектор все еще удерживает тягу в положении нулевой подачи. По достижении пусковой частоты вращения рукоятка переводится в положение «Работа». Золотник опускается, давление над главным пусковым клапаном восстанавливается и он закрывается. Профильный сектор освобождает тягу, и пружина включает подачу топлива. Величина подачи устанавливается третьим органом управления — маховичком, не показанным на схеме.

На рис. 4 изображен сервомотор рассматриваемого устройства. Его поршень посредством штока соединен с вилкой, а она со скобой, закрепленной на валике. Головки пальцев, которыми соединены вилка и скоба, входят в проточку бугеля, передвигающего распределительный вал.

Масло от баллонов реверса поступает в цилиндр сервомотора по трубке. Под его давлением поршень перемещается и вилкой передвигает распределительный вал. Скоба при этом поворачивается и поворачивает валик. Скоба и валик выполняют несколько функций. Во-первых, скоба служит для направления движения вилки. Во-вторых, валик может использоваться для реверсирования вручную. На шестигранную головку надевается специальная рукоятка, которой он повертывается и скобой передвигает распределительный вал. В-третьих, валик служит для фиксации распределительного вала. Он несет на своем конце рычаг с роликом, под которым расположен стакан с пружиной, отжимающей стакан вверх. При крайних положениях поршня сервомотора коническая головка стакана встает сбоку от ролика. При передвижении распределительного вала рычаг должен утопить стакан, чему сопротивляется пружина. Этого сопротивления достаточно, чтобы не допускать самопроизвольного сдвига вала. В то же время усилие сервомотора вынуждает стакан при реверсе опуститься.

Наконец, валик служит для обратной связи сервомотора с постом управления. Рычаг, насаженный на него, шарнирно соединен со штангой обратной связи. Штанга соединена с механизмом поста управления: с помощью ее включаются и выключаются блокировки. При реверсе в одном направлении штанга поднимается, при реверсе в другом направлении — опускается.


Читать далее:

Категория Судовые дизели