Назначение якорного устройства


Категория Морская практика

Основное назначение якорного устройства — обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах. Кроме того, якорное устройство используется в ряде других случаев, в частности:
— при швартовке судна к причалу или другому судну в, неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.). Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно:
— при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочкам для производства рейдовых перегрузочных работ с использованием плавсредств. Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна;
— для осуществления эффективного разворота судна «а ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и т. д.). Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот;
— для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном;
— для снятия судна с мели. Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирается с помощью шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) могут использоваться при буксировке судна.

Частями якорного устройства являются: якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей — брашпили или шпили.

Якорное устройство размещается в носовой части судна. На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме, что позволяет улучшить условия обработки судов.

Судовые якоря по своему назначению подразделяются на становые и вспомогательные. Основная функция становых якорей — удерживать судно на месте при отданном якоре. Каждое судно должно иметь три становых якоря — два в клюзах и один запасной на палубе.

К вспомогательным якорям относятся: стоп-анкеры — самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную 1/3 массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке-выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приемке топлива и т. п. на рейдах, а также для снятия судна с мели; верпы — малые судовые якоря, применяемые наряду со стоп-анкерами. Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера; дреки — небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг; кошки — малые трех- или четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используются для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов; ледовые якоря используются для удержания судна у ледяного поля или берегового припая, имеют массу 75—80 кг.

Ледовый якорь изготавливается из стали таврового профиля. Он состоит из веретена и лапы, которая закладывается в трещину льда или в выдолбленную лунку; снабжен двумя скобами. К скобе крепится стальной трос, на котором заводится якорь, а к скобе 4 — короткий конец мягкого стального или растительного троса, за который якорь вынимается из лунки.

Судовые якоря должны иметь характеристики, отвечающие их назначению. Важнейшей из них является держащая сила — наименьшее усилие, которое необходимо приложить в направлении веретена, чтобы сорвать якорь с грунта. Особые требования предъявляются к становым якорям. Они должны быстро отдаваться, хорошо забирать грунт, обладать большой держащей силой, легко отделяться от грунта при подъеме и удобно крепиться по-походному. При этом якоря должны быть прочными, дешевыми и простыми в изготовлении.

Эти требования привели к созданию большого количества якорей различных конструкций.

По способу забирания грунта их можно разделить на два типа:
— якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой;
— якоря со штоком и без штока, забирающие грунт двумя лапами.

Рис. 1. Ледовый якорь

К первому типу относится адмиралтейский якорь. Он состоит из веретена и двух рогов с лапами, отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено в нижней части имеет утолщение — тренд, нижняя часть которого называется пяткой. В верхней части веретена имеются два отверстия: через одно из них к веретену крепится якорная скоба, а во второе вставляется шток. Шток на концах имеет утолщения, которые препятствуют его зарыванию в грунт при отдаче якоря. Один конец штока загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении якоря по-походному. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта. Отданный якорь ложится на грунт пяткой и упирается в него концом штока. При натяжении якорной цепи якорь на грунте разворачивается на 90°, благодаря чему нижний рог с лапой зарывается в грунт.

Адмиралтейский якорь прост по конструкции и обладает большой держащей силой. Однако он имеет и существенные недостатки. Прежде всего якорь неудобен при отдаче и уборке, так как по-походному он закрепляется на палубе. Кроме того, зарывшись в грунт одной лапой, якорь представляет опасность для судов на мелководье и создает угрозу запутывания своей якорной цепи за возвышающийся над грунтом второй рог.

К типу якорей, забирающих грунт двумя лапами, относятся якорь Холла (без штока) и якорь системы Матросова (со штоком). Преимущественное применение на судах получил якорь Холла.

Якорь Холла состоит из двух основных деталей — веретена и коробки, отлитой как одно целое с двумя лапами. Веретено квадратного сечения, сужающееся кверху, проходит через отверстие в коробке. На нижнем утолщенном конце веретена имеется проушина для валика, концы которого входят в гнезда, имеющиеся внутри коробки. Благодаря этому коробка с лапами может йоворачиваться на угол 40—45°, когда лапы входят в грунт. Веретено удерживается внутри коробки двумя стопорными штырями. Штыри только охватывают вошедший в гнезда валик, не ограничивают необходимый угол поворота коробки с лапами и позволяют ей поворачиваться в плоскости лап на угол до 10°. Коробка имеет захваты (песочники), способствующие повороту лап при вхождении в грунт. В верхней части имеется проушина для якорной скобы, к которой присоединяется якорь-цепь.

Рис. 2. Судовые становые якоря:
а — адмиралтейский; б — якорь Холла; в — якорь Матросова

Отданный якорь Холла ложится на .грунт. При натяжении якорной цепи захваты упираются в грунт и заставляют зарываться лапы.

Якорь Холла получил широкое признание из-за удобства в эксплуатации. Он быстро отдается, обладает достаточно большой держащей силой и удобно втягивается в клюз при уборке. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не опасен для судов на мелководье, практически исключается запутывание якорной цепи за лапы якоря. Однако в случае неравномерного зарывания лап в грунт якорь начинает выворачиваться из грунта при сильном натяжении якорной цепи, а также при изменении направления ветра или течения. Этот недостаток устранен конструкцией якоря, предложенной советским инженером Матросовым.

Рис. 3. Мертвые якоря:
а, б — железобетонные массивы; в — «лягушка»; г — сегментный; д — грибовидный; е — винтообразный; ж — однорогий адмиралтейский

Якорь Матросова имеет широкие лапы, расположенные почти вплотную к веретену. Благодаря этому уменьшается момент, вырывающий якорь из грунта. Лапы имеют отлитый заодно с ними шток, смещенный вверх относительно оси вращения веретена в тренде якоря. Шток не мешает втягиванию якоря в клюз; он предохраняет якорь от опрокидывания при волочении по грунту, а в мягком грунте, погружаясь вместе с лапами, повышает держащую силу. Якорь имеет сравнительно небольшую массу, но при этом обладает большой держащей силой, равной 10—20-кратной массе якоря (в зависимости от грунта).

Якоря Холла, Матросова и др. называются втяжными, так как при закреплении по-походному они втягиваются на всю длину веретена в специальные якорные трубы—клюзы.

Мертвые якоря применяются для надежного удержания на месте швартовных бочек, плавучих маяков, доков, плав-мастерских и других сооружений, а также знаков навигационного оборудования. Это железобетонные массивы различной геометрической формы или объемные металлические конструкции, которые закладываются в грунт. Плавучие сооружения удерживаются на мертвых якорях при, помощи прочных цепей или тросов.

Якорный клюз представляет собой металлическую трубу 2 с двумя раструбами, один из которых приваривается к палубе, а второй — к наружной обшивке корпуса. На судах, не имеющих якорного устройства на корме, якорные клюзы располагают по одному с каждого борта только в носовой части. Чтобы при креплении якоря по-походному его лапы не выступали за бортовую обшивку, в местах крепления бортовых раструбов делают ниши.


Читать далее:

Категория Морская практика